Автор: Старкова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы ГКОУ КК "Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением"
Описание материала: предлагаю вам методическую разработку урока чтения в 6 классе по теме "В Чаплина "Лесная кормушка". Разработка будет интересна учителям специальных (коррекционных) школ VIII вида. В ходе урока учащиеся знакомятся с содержанием рассказа, воспитывается любовь к природе, заботливое отношение к ней, укрепляются дружеские взаимоотношения между учащимися.
Методическая разработка урока чтения в 6 классе "В. Чаплина "Лесная кормушка"
Цель: знакомство с содержанием рассказа
Задачи:
образовательные: совершенствовать навыки чтения, учить ориентироваться в тексте произведения;
развивающие: развивать устную речь учащихся, наблюдательность, совершенствовать культуру речи;
воспитательные: воспитывать любовь к природе, положительную мотивацию к учению.
Оборудование: книги В.Бианки и В. Чаплиной, портрет В. Чаплиной, картинки по теме "Зима в лесу", "Лесная кормушка", плакат "Птицы"
Методические приемы: беседа - диалог, анализ, изучение иллюстраций и беседа по ним, выборочное чтение.
Ход урока
I Организационный момент
Настрой учащихся на работу
II Опрос
-Ребята, что было задано на дом? (Рассказ В. Бианки "Январь")
-Январь по счету какой месяц? (Январь - второй месяц зимы и первый месяц года)
-Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль)
-Прочитайте наизусть, как В. Бианки говорит об январе. (Январь, говорит народ, к весне поворот; году начало, зиме середка; солнце на лето, зима на мороз.На Новый год день прибавляется на заячий скок.)
-Что происходит в природе в январе? (Земля, вода и лес - все покрыто снегом)
-Почему кажется, что природа спит? (Замерли травы, кусты, деревья. Животные с холодной кровью тоже застыли.)
Учащиеся находят ответы на вопросы в тексте и зачитывают их.
-Что означают выражения:
солнце на лето, зима на мороз;
день прибавился на заячий скок.
-Ребята, какие народные приметы употребил В. Бианки? Как вы понимаете народные приметы?
Декабрю и январю-батюшке - морозы, февралю - метели.
Снег глубок - год хорош.
- Как ведут себя зимой животные? (Животные с холодной кровью застыли.Мотыльки попрятались в убежище. Крошечные мыши бегают всю зиму. А в берлоге медведица приводит медвежат.)
-Перескажите содержание рассказа В. Бианки "Январь". (Учащиеся пересказывают по цепочке)
-Понравился вам рассказ? А у В. Бианки много рассказов о природе.
Организуется выставка книг В. Бианки
III Сообщение темы урока и закрепление
На доску проецируется портрет В. Чаплиной. Учитель сообщает тему урока и записывает ее на доске.
Чтение учителем 1 части рассказа В. Чаплиной "Лесная кормушка" (Страница 114 -115)
Проводится словарная работа:
заиндевевшие ветки
замысловатые узоры
маршрут
Учащиеся самостоятельно читают текст 1 части рассказа В. Чаплиной "Лесная кормушка"
-Ребята, почему Славе нравилось гулять в лесу? (Мальчику нравилось рассматривать узоры на снегу, любоваться красотой зимнего леса)
-За кем любил наблюдать мальчик?
-Каких друзей приобрел мальчик в лесу? Назовите их.
Учащиеся называют синицу, поползня, снегиря, свиристеля, сороку, дятла. Показывают всех этих птиц на плакате "Птицы"
-Почему птицы стали друзьями мальчика?
-Расскажите, чем мальчик угощал птиц. (Поползень очень любил семечки, для синиц мальчик приносил сало, а свиристелей и снегирей угощал ягодами рябины)
-Ребята, а какие птицы зимуют в наших краях? (Воробьи, галки, синицы, снегири, сороки)
-Как вы заботитесь о птицах зимой? (Развешиваем кормушки, подкармливаем птиц)
-Кто еще из лесных жителей любил Славину кормушку? (К кормушке приходила лиса)
-Что привело ее к кормушке? (Лиса почувствовала запах сала)
-Удалось ли плутовке полакомиться? (Нет, ни с чем ушла)
-О каких свойствах характера Славы вы узнали из 1 части рассказа? (Слава был очень добрым, заботливым, наблюдательным)
-Какие поступки мальчика помогли вам сделать такой вывод?
Далее учащиеся придумывают заголовок к 1 части рассказа. (Столовая для птиц)
-Чему учит нас этот рассказ? (Этот рассказ учит заботиться о птицах, любить природу и все живое)
IV Итоги
-С каким рассказом мы познакомились на уроке?
-Какие чувства вызвало у вас это произведение?
Выставление оценок за урок
V Домашнее задание
Страница 114 - 115, читать, отвечать на вопросы к тексту
Рекомендуем посмотреть:
Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский
Литературная викторина для учащихся 6 класса С(к)ОУ VIII вида по итогам 3 четверти. «Узнай произвед
Итоговый тест по сказке Г. Скребицкого «Весенняя песня» для учащихся 6 класса С(к)ОУ VIII вида
Календарно-тематическое планирование «Чтение» в 6 классе
Похожие статьи:
Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс
Чехов «Беззащитное существо»
Пришвин «В краю непуганых птиц»
Пришвин «Времена года»
Урок игра по литературе, 6 класс