Этапы формирования зрительных форм обследования у детей с нарушениями зрения (консультация для родителей)
Автор: Будникова Наталья Владимировна
При патологии зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное восприятие действительности. Нарушения остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обусловливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положений предметов при нарушенном зрении.
Особо важное значение приобретает работа по формированию специальных приемов использования нарушенного зрения при обследовании предмета, изучения его качеств и свойств. Самостоятельное вычленение этих признаков и свойств с помощью зрения детям со зрительной недостаточностью не всегда доступно. Зрительное восприятие же окружающего мира для его реального отображения требует поэтапности, целенаправленности и осознанности. Для овладения анализирующими способностями необходимо наличие у детей умений видеть и понимать окружающее. Для формирования таких умений надо дать детям возможность всесторонне понаблюдать, обследовать предмет с помощью всех анализаторов, так как это помогает уточнить образ. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта дает более полное представление о форме контура и объема предмета, цвета и структуры поверхности, размера предмета и его составных деталей и др. Так воспитывается способность видеть отдельные свойства в предмете и объединять их в целостный образ.
На специальных коррекционных занятиях решается ряд важных задач:
• коррекция зрения и зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования объекта, упорядочения процесса наблюдения, анализа, систематизации процесса восприятия, уточнения образа предмета;
• усиление и активизация полисенсорного восприятия при анализе объекта;
• конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия.
Процесс обследования состоит из нескольких последовательных этапов, позволяющих ребенку охватить все признаки и качества предметов.
Обследование и анализ предметов проводится по четкой схеме, соответствующей ведущим признакам предмета: определение формы предмета, его строение, наличие и расположение деталей, определение цвета и его оттенков, пространственное положение.
В начале педагог дает детям общую характеристику предмета, описывая его с помощью живой и яркой речи и вызывая тем самым у детей желание познать предмет, изучить его. Далее педагог нацеливает детей на анализ основных частей и деталей предмета, соотносит их с сенсорными эталонами формы, величины, цвета. Затем определяется строение предмета, соотношение всех составных частей с их пространственным положением. После этого педагог еще раз обращает внимание детей на зрительное восприятие предмета в целом.
Выделение этапов обследования и анализа предметов строится с учетом состояния зрения и уровня развития практических действий у детей с нарушениями зрительных функций. Чем ниже острота зрения, тем больше времени потребуется ребенку для рассматривания и осязательного обследования. Размер объектов должен быть при этом достаточно крупным, цвет – ярким, контрастно выделяющимся на фоне. Желательно, чтобы дети могли тесно контактировать с объектом.
Педагог постоянно руководит обследованием, с помощью конкретных вопросов управляет процессами узнавания, выделения, анализа и синтеза, уточнения и конкретизации, систематизации признаков предмета. Кроме того, он оказывает ребенку активную помощь в зрительной ориентации, улучшает условия видения объекта, акцентирует внимание ребенка на характерных, важных, отличительных качествах и свойствах объекта.
Дидактические игры и упражнения на сличение реального предмета с его изображением способствуют формированию способов анализа, сопоставления, определения строения предмета реального и его изображения. К ним можно отнести задания на соотнесение контурных, силуэтных, цветных изображений с реальными предметами: «Найди сходство и различие», «Подбери половинку». Для формирования навыков сличения предметов и чтения изображений используется обводка по контуру, силуэту, трафарету. При этом активизировать детей можно игровыми приемами: «Кто скорее обведет по контуру, трафарету», «Кто больше фигур заштрихует», «У кого правильней, более похоже», «Кто лучше закрасит фломастерами изображение».
Рекомендуем посмотреть:
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением интеллекта
Освоение представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через
Использование дидактической игры на уроках письма в коррекционной школе
Консультирование родителей на тему «Успеваемость школьников»