Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по экспериментированию с детьми старшей группы ДОУ

Конспект НОД по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Испекли мы колобок..."

Описание и назначение материала:данный материал представляет собой конспект совместной с детьми экспериментальной деятельности, направленной на выяснение свойств муки и соли. В ходе занятия дети знакомятся с процессом приготовления соленого теста и лепки изделий из него. Материал будет полезен воспитателям детского сада, а также родителям, как руководство к простейшей исследовательской деятельности.
Цель занятия:научить детей делать тесто из муки и соли
Задачи:
Образовательные:
- научить детей определять свойства муки и соли, используя простейшие приемы экспериментальной деятельности;
- познакомить детей с процессом приготовления теста для лепки;
- учим детей простейшим приемам исследовательской деятельности;
Развивающие:
-развиваем логическое мышление - умение выделять общие и отличительные признаки веществ;
- развиваем умение делать выводы по результатам исследовательской деятельности;
- развиваем связную речь - учим высказывать свое мнение, используя в речи сложноподчиненные предложения;
Воспитывающие:
- приучаем к аккуратности при выполнении эксперимента;
- продолжаем формировать навыки самообслуживания - умения приводить в порядок свое рабочее место;
Материалы и оборудование:
1.Для каждого ребенка:
- одноразовые тарелочки с мукой и солью;
- емкости с водой;
- емкости для замешивания теста;
- пластмассовые ложечки;
- крышки с черным дном для рассматривания веществ;
2. Для педагога:
- настольная ширма из кукольного театра;
- игрушка Колобок - театр бибабо
- демонстрационные карточки - модели, изображающие агрегатные состояния веществ (ММЧ);
- соленое тесто;

ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Вводная часть. Постановка проблемы - " Кто я?"
( на столе педагога за ширмой спрятана игрушка -Колобок)
Голос из - за ширмы:
- Говорят, я - круглобокий,
Говорят, без рук, без ног я,
И, что от всех я убегаю,
Кто же я такой!? Не знаю!
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, кто там спрятался за ширмой? ( Выслушав ответы детей, достает игрушку)
Колобок:
- Здравствуйте ребята, спасибо, что назвали мое имя! Теперь я знаю, что я - Колобок... Только, все равно не понятно: какой я, откуда я взялся, расскажите мне, пожалуйста!
Диалог Колобка с ребятами:
- где я живу?
- почему я от всех убегаю?
- почему все хотят меня съесть?
- почему я вкусный?
- кто меня сделал таким?
- из чего меня сделали?
2. Основная часть. Решение проблемы: " Как сделать настоящий Колобок?"
А. Беседа воспитателя с детьми
- вспомните, как в сказке появился Колобок?
- что нужно, чтобы испечь настоящий Колобок?
- где мы будем печь Колобок?
В ходе беседы дети вместе с воспитателем выясняют, что для приготовления теста необходимы мука, соль и вода. А так как у нас нет настоящей печки, мы положим в тесто побольше соли, и тогда сможем высушить наши колобки на батарее. Воспитатель предлагает детям познакомится со свойствами муки и соли и попробовать самим сделать тесто для Колобка.
Б. Знакомство со свойствами муки и соли
Эксперимент №1 " Определите на ощупь, где соль, а где мука?"
Действия:Опустите пальчики в тарелочки с мукой и солью. Потрите содержимое между пальцами. Что вы ощущаете?
Вывод: Мука на ощупь мягкая, а соль более жесткая.

Эксперимент № 2 " Рассматривание частиц соли"
Действия:
- возьмите из тарелочки на кончике ложки немного соли;
- рассыпьте ее на крышечку с черным дном;
- рассмотрите крупинки;
- постарайтесь ложкой раздавить крупинку;
Вывод: Соль состоит из крупинок, которые нельзя раздавить ложкой. Соль - твердое вещество.

Эксперимент № 3 " Рассматривание частиц муки"
Действия:
- возьмите из тарелочки на кончике ложки немного муки;
- рассыпьте ее на крышечку с черным дном;
- рассмотрите крупинки:
- постарайтесь ложкой раздавить крупинку;
Вывод: Мука тоже состоит из крупинок, но они меньше по размеру, и их тоже нельзя раздавить ложкой. Мука - твердо вещество
Эксперимент № 4 " Какого вкуса соль и мука?"
Действия:
-возьмите из тарелочки немного муки;
- попробуйте ее кончиком языка;
- тоже самое проделайте с солью;
Вывод:соль - по вкусу соленая, а мука - безвкусная, пресная.
В. ФИЗКУЛЬТМИУТКА. Подвижная игра " Маленькие человечки"
В данной игре используется прием технологии ТРИЗ - метод моделирования маленькими человечками.
Воспитатель объясняет детям правила игры: Вещества вокруг нас состоят из маленьких частиц. Если частички крепко держатся друг за друга, как человечки на этой карточке (показывает карточку), то такие вещества называются твердыми.

Давайте покажем "твердое вещество" - соль: возьмитесь крепко за руки. Легко ваши руки разъединить? (нет). Условие игры: если я буду называть твердое вещество, вы дружно беретесь за руки.
Частицы в жидком веществе не очень крепко держатся друг за друга, вот так, как человечки на этой карточке (показывает карточку).

Давайте вместе с вами покажем жидкое вещество - воду. Встаньте рядом и коснитесь друг друга локтями. Легко ли разорвать вашу цепь? ( не очень трудно). Условие игры: если я буду называть жидкое вещество, вы встанете и коснетесь друг друга локтями.
И наконец, есть вокруг нас газообразные вещества. Мы их практически не видим, но можем ощущать по запаху. Частички газообразных веществ вообще не соприкасаются друг с другом, они свободно движутся в разных направлениях. Как человечки на этой карточке (показывает карточку)

Частички двигаются так, как вы бегаете в рассыпную. Давайте покажем газообразное вещество - воздух: побегайте в разных направлениях. Условие игры: если я буду называть газообразное вещество - вы будет двигаться в разных направлениях. Все понятно? Начинаем игру. (воспитатель называет различные вещества, дети "моделируют" их с помощью движений: сахар, вода, воздух, молоко, камень, дым, песок, компот, дерево, туман и т. д.)
Г. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - " Приготовление теста для лепки"
Вместе с детьми, общая полученные в ходе эксперимента знания, определяем, что для приготовления теста нам нужна мука, вода, немного соли. Тогда наш колобок будет съедобным, но его нужно обязательно испечь. Где мы это будем делать? ( у нас нет такой возможности). Воспитатель показывает детям хлебобулочное изделие, сделанное из соленого теста. Рассказывает, что это изделие сделано из теста, в которое положил много соли. Из этого теста можно слепить что угодно. Его не нужно печь, нужно только положить в теплое место. Когда изделие высохнет, его можно покрасить красками и использовать для игры в " Магазин". Но есть его, конечно, нельзя, почему? (слишком соленое). Хотите, я научу вас делать такое тесто? Из него вы сможете слепить не только колобок, но и все, то захотите.
Эксперимент № 5 "Приготовление соленого теста"
Действия:
- возьмите две ложки мук и высыпьте ее в емкость для приготовления теста;
- добавьте четыре ложки соли;
- перемешайте ложкой полученную смесь;
- постепенно, понемногу добавляйте в полученную смесь воду;
- добавляйте воду до тех пор пока в стаканчике не получится вязкая смесь ( это и будет соленое тесто)
Вывод:чтобы получить тесто, нужно взять муку, соль и воду.

Д. ЛЕПКА колобка из приготовленного теста
Воспитатель предлагает детям достать ложкой полученное тесто на клеенку. Ручки (ладошки) опустить в тарелочку с мукой, взять комок теста и скатать колобок.

По окончании выполнения работы, ребята выкладывают "колобки" на крышечки и показывают их игрушечному Колобку

Колобок: Как здорово у вас получилось! Можно я попробую? (ответы детей). Жаль, что нельзя! А с другой стороны - Лисе тоже такой колобок не понравится! И тогда с вашими колобками можно играть в другую сказку. Только их надо сделать сказочными, а то они у вас какие-то бледные!
Воспитатель: Не переживай! Когда наши колобки подсохнуть, мы разрисуем их красками и они станут сказочными!
А сейчас Колобок, я хочу проверить: был ли ты внимательным на нашем занятии?
3. Заключительная часть. Итог занятия - " Мы испекли колобок!"
Дети вместе с Колобком отвечают на вопросы:
- какие веществ нужны для приготовления теста?
- назовите твердые вещества, которые мы использовали для приготовления теста?
- какие жидкие вещества нам помогли сделать тесто?
Воспитатель хвалит Колобка и детей. Колобок обращает внимание на беспорядок на столах. Воспитатель предлагает детям показать Колобку, как надо приводить в порядок свое рабочее место.
P.S. В свободное время дети самостоятельно лепят из соленого теста атрибуты для игры в " Магазин"

Рекомендуем посмотреть:

НОД по экспериментированию в старшей группе Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе Экспериментальная деятельность в старшей группе. Свойства воды НОД по образовательной области «Познание» (раздел ФКЦМ) в старшей группе
Участник №103 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста | Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей группе с презентацией
Опубликовано: 3332 дня назад (10 октября 2015)
Просмотров: 10553
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Татьяна Алексеевна Савинова # 10 октября 2015 в 18:57 +1
Здравствуйте Наталья Григорьевна, мне очень понравилась ваша работа, использовано много интересных приёмов, исследовательская деятельность очень интересна для детей, но не всегда удается её продумать так качественно. Удачи в работе!
Лариса Витальевна Пядышева # 12 октября 2015 в 18:25 +2
Здравствуйте Наталья Григорьевна! Эксперементальная деятельность - одно из форм, которая детей приводит в восторг и мир познания, они всегда участвуют с неподдельным интересом и большим желанием, о чем свидетельствуют фотографии. Ход вашего конспекта интересен, а вот цель необходимо переформулировать, она у вас прописана как задача. Желаю творческих идей.Голос!
Ольга Михайловна Подгорных # 12 августа 2017 в 10:01 0
дети всегда любят экспериментировать, в Вашей работе есть все - и наблюдение, и закрепление и знакомство с новым, даже ТРИЗовский метод очень удачен и к месту!+1