«Вода-водичка» Непосредственно организованная деятельность по образовательной области «Познание» (раздел ФКЦМ) в старшей группе
Цель: формирование и систематизирование знаний детей о свойствах воды
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей со свойствами воды посредством экспериментальной деятельности (отсутствие собственной формы; текучесть; пар – тоже вода; вода может растворять предметы; вода нуждается в очистке); дать представление о процессе фильтрации;
Развивающие:
развивать навыки проведения лабораторных опытов (закрепить умения работать с незнакомыми растворителями, соблюдая при этом необходимые меры безопасности); развивать социальные навыки в умении работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде.
Приёмы и методы:
демонстрация опыта, беседа, игра, сотрудничество подгруппами, отгадывание загадок, чтение стихотворения
Материалы:
Для демонстрации опытов: мука из активированного угля, травяной настой мяты, зеркало, электрический чайник, воронка, фильтровальная бумага;
Для самостоятельной деятельности детей: прозрачные стаканчики для каждого ребёнка, пипетки, пробки красного и синего цвета, предметы круглой и квадратной формы; на каждый стол фильтровальная бумага, воронки, блюдца, чашки, бутылочки, ложки пластмассовые или металлические, растительное масло, соль, сахар.
Оборудование: слайды с различными видами водоёмов, ноутбук, мультимедийная установка
Индивидуальная работа:
демонстрация опыта – переливание воды в разные ёмкости
Предварительная работа:
Беседа о воде и её значение в жизни человека; рассматривание иллюстраций о воде; дидактические игры: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка»; чтение художественной литературы; наблюдение за водой на прогулке; разучивание стихотворения Н.Рыжовой «Волшебная вода»; отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с электроприборами (правила безопасного обращения с ними)
НОД
Воспитатель:Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в нашу волшебную лабораторию. Кто скажет, что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. И мы с вами будем проводить опыты, только с чем, догадайтесь сами.
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я, Кто я такая? (Вода)
Воспитатель:Правильно, мы проведём опыты с водой. Кто скажет, где встречается вода в природе? Давайте послушаем, как бежит весёлый ручеёк. (Слайды с изображением воды в природе (река, ручей, озеро, море, лужа. Демонстрация картинок сопровождается аудиозаписью звуков воды). Что делает вода? (течёт, льётся, журчит, переливается, бежит). Давайте пройдём за столы через наш импровизированный ручеёк. Девочки сядут за столы с красной фишкой, а мальчики с синей.
Опыт 1: «Вода – жидкость, не имеет собственной формы»
Воспитатель:Вы сказали, что вода льётся, течёт. Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. На нём много посуды. Какая она? (Стеклянная).
Как нужно обращаться с такой посудой? (Аккуратно, не стучать друг о друга, потому что можно разбить).
Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдце. Выливать надо медленно, чтобы увидеть как льётся вода, течёт и растекается по дну блюдца (самостоятельная работа детей).
Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдце? Почему вода растеклась по блюдцу? (вода жидкость).
Воспитатель:Совершенно верно. Если бы вода не была жидкостью, то она не смогла течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. Посмотрите, у вас на столе лежат кубы и шары. Какую они имеют форму? (куб квадратной формы, а шар – круглой). Поместите куб (шар) на блюдце, затем на стол, на ладошку, в стакан – изменили ли они свою форму? (Нет, форма не изменилась).
Воспитатель: Есть ли форма у воды? Давайте проверим. Нальём её сначала в блюдце, затем в чашку, потом в бутылочку и в баночку.
Что происходило с водой когда мы её наливали в блюдце, чашку, бутылочку, баночку? Какую форму вода принимала? (Она принимала форму этих предметов). Что можно сказать по этому опыту о воде? Имеет ли вода свою форму? (Вода не имеет своей формы. Она принимает ту форму, во что её наливают).
Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
Воспитатель:А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо». Для этого разделимся на две команды. Одна команда расскажет «Вода – это хорошо, потому что…»; а другая команда расскажет «Вода – это плохо, потому, что…», условие – не повторяться.
возможные варианты ответов детей:
Хорошо: вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки, водой можно закаляться, можно играть, проводить опыты, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, можно стирать одежду, водой поливаем цветы, растения в огороде, в воде живут животные, около воды живут птицы и т.д.
Плохо: в жару если напиться холодной водой, можно заболеть, горячей водой можно обжечься, если пролить воду на пол, то можно подкатиться и упасть, если часто поливать цветы, то они могут погибнуть, если не умеешь плавать, то можно утонуть, при наводнении вода разрушает дома, дороги и т.д.
Воспитатель:Молодцы, вы показали свои знания о пользе и вреде воды. Продолжаем.
Опыт 2: «Вода может нагреваться»
Воспитатель:Ребята, скажите, может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит? (Когда воду нагревают)
Что так сильно нагревает воду, что она закипает? (Огонь, газ, электрический нагреватель)
Сегодня я принесла электрический нагреватель. Кто знает, как он называется? (Электрический чайник). Давайте при помощи его мы нагреем воду.
(дети рассаживаются вокруг стола, где приготовлены атрибуты для демонстрации опыта, воспитатель демонстрирует опыт превращения воды в пар)
Вода постепенно начинает нагреваться, что с ней происходит? (Она кипит, булькает, бурлит).
Можно ли обжечься кипящей водой? (Да она очень горячая).
Приведите примеры, где можно встретить горячую воду, а где тёплую? (Горячая вода в грелке, когда кипятим чай, мама варит суп. Тёплая вода в кране, в батареях, в лужицах, вода нагревается в реке).
О каком свойстве воды мы сейчас с вами говорили? (Вода может нагреваться, может быть горячей и тёплой).
Опыт 3: «Пар – это тоже вода»
Воспитатель:Сейчас я выключу нагреватель. Вода становится спокойной, но ещё остаётся горячей. Посмотрите ребята, что это поднимается над баночкой? Правильно, это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Ведь в банке была только вода.
Воспитатель:Всё верно, если воду нагреть, то она превращается в пар. Сейчас мы ещё раз проверим, что пар – это вода. Я осторожно подержу зеркало над паром. Что вы видите на зеркале? (Оно запотело и на нём появились капельки воды).
Дыхательная гимнастика
Воспитатель:Я предлагаю вам подышать лечебным паром. Для этого я заварила лечебную травку. Давайте подышим ей. Кто догадался, что это за травка? (Это мята)
Правильно это мята, вот ещё волшебное свойство воды мы с вами сейчас узнали, что паром мы можем лечиться, когда простываем. Молодцы, продолжаем дальше.
Опыт 4: «Вода - растворитель»
Воспитатель:Ребята, сейчас я попрошу вас подойти к моему столу. Здесь у меня стоят блюдца, накрытые салфетками, а что в них, догадайтесь сами, отгадав мои загадки: (Отгадав загадки, воспитатель открывает салфетки, чтобы дети убедились, что находится на блюдце).
1. Белый камень в воде тает (Сахар).
2. В воде родится, а воды боится (Соль).
3. Жёлтое, а не солнце,
Льётся, а не вода,
На сковородке пенится,
Брызгает и шипит (Масло).
Воспитатель:Ребята, как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды? Давайте сейчас мы с вами проверим. Пройдите на свои места. Посмотрите что у вас в синей баночке, и что в красной. Давайте посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Положите мальчики соль в стакан и размешайте, а девочки положите сахар и размешайте ложкой. Что получилось? Посмотрите друг у друга, растворился или нет соль и сахар?
Дети, как вы думаете, все ли вещества растворяются в воде? Давайте посмотрим. Я положу вот такую муку в воду и размешаю. Что вы видите? (Вода стала чёрной). Мы пока оставим эту воду и вернёмся к ней немного позже.
А вы налейте несколько капель в ваши стаканчики растительного масла. Что произошло с маслом? Растворилось оно в воде или нет? Какой можно сделать вывод, проделав опыты с солью, сахаром, мукой и маслом? (вода растворяет одни вещества, а некоторые нет).
Совершенно верно, продолжаем экспериментировать.
Опыт 5: «Очистка воды»
Воспитатель: Посмотрите на баночку, где мы растворили муку. Как вы думаете, можно ли пить такую воду?
Действительно, такую воду пить нельзя. Что нужно сделать, чтобы воду можно было пить?
Да, её нужно очистить. И мы сейчас воду очистим при помощи фильтра. Для этого я беру фильтровальную бумагу, вставляю в воронку и немного смачиваю фильтр водой, чтобы он прилип к стенкам воронки. Затем перелью воду с мукой. Что вы видите? (Вода стала чистой). А сейчас вы очистите воду от масла (самостоятельная работа детей).
Уберите воронку с фильтром и посмотрите что стало с водой. (Вода стала чистой).
Что стало с маслом? (Масло осталось на фильтре).
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут в реке. Затем вода попадает на водоочистительную станцию, где с помощью сложных фильтров очищают воду от песка, грязи, микробов. И только после очистки вода попадает в водопровод.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, можем ли мы прожить без воды? А какая бывает вода, для этого я предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра «Какая бывает вода?»
Вставайте все в круг, передаём мяч друг другу и называем, какая бывает вода, не повторяться. (Родниковая, безвкусная, морская, солёная, прозрачная, речная, болотная, бесцветная, минеральная, пресная, без запаха и т.д.)
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие свойства воды мы с вами узнали? (Вода – жидкость, не имеет собственной формы, воду можно нагревать, растворяет одни предметы и не растворяет другие, воду можно очистить при помощи фильтра).
Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Дети нашей группы знают стихотворение Н.Рыжовой «Волшебная вода». Давайте расскажем его нашим гостям.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду нужно беречь и охранять. Спасибо. Вы были активны и показали отличные знания о воде.
Рекомендуем посмотреть:
НОД по экспериментированию в старшей группе
Методика проведения совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе
Экспериментальная деятельность в старшей группе. Свойства воды