Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей группе с презентацией
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию на тему: Путешествие в мир растений"
Назначение материла: Данный материал представляет собой конспект интегрированной НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с миром растений. Материал позволяет систематизировать знания детей о строении и формах растений, познакомить с многообразием представителей мира растений. Материал будет полезен воспитателям детских садов, а также учителям начальных классов.
Тема занятия: "Путешествие в мир растений"
Цель занятия: формирование представлений об особенностях строения различных форм растений; Задачи: Образовательные:
- систематизировать знания детей об общих и отличительных особенностях строения растений;
- закрепить знания детей о различных формах растений (дерево, куст, травянистое растение);
- познакомить детей с многообразием представителей мира растений; Развивающие:
- развиваем логическое мышление- умение сравнивать объекты;
- развиваем связную речь - умение давать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос; Воспитывающие:
-продолжаем воспитывать у детей навыки соблюдения правил поведения в природе:
- воспитываем бережное отношение к растениям; Интеграция образовательных областей: " Познавательное развитие", " Социально - коммуникативное развитие", " Речевое развитие", " Художественно - эстетическое развитие"; Материалы и оборудование: Для педагога:
- презентация и мультимедийное оборудование;
- игрушка Буратино;
- демонстрационные карточки - схемы с неправильным изображением дерева, куста, травянистого растения
( см. Приложение № 1); Для детей:
- кружочки красного и зеленого цвета;
- раздаточные карточки - модели по теме - " Формы растений" (см. Приложение № 2);
- листы бумаги, восковые мелки, цветные карандаши;
ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Вводная часть. Дидактическое упражнение " Что лишнее?"
Дети сидят на ковре. В гости к ребятам приходит Буратино. Он обращается к ним с просьбой: научить его играть в игру " Что лишнее?", потому что, когда они играют с Мальвиной, он всегда проигрывает и Мальвина над ним смеется!
Воспитатель предлагает детям показать Буратино, как нужно рассуждать в этой игре, чтобы дать правильный ответ. Примерные задания для упражнения:
- сосна, ворон, береза, одуванчик;
- заяц, елка, подснежник, дуб;
- колокольчик, пчела, рябина, роза;
Буратино отвечает на вопросы задания, намеренно путаясь, дети исправляют его ошибки. Воспитатель обобщает ошибки Буратино, сообщает ему о том, что он дает неправильные ответы, потому что мало знает о растениях. Предлагает детям помочь Буратино и рассказать ему все, что они знают о растениях. 2. Основная часть. "Путешествие в мир растений" А. Беседа с детьми на тему " Что вы знаете о растениях"
Воспитатель проводит с детьми беседу о том, кто такие растения, как они живут, почему человек не может прожить без растений. Вопросы к беседе:
- Как вы думаете, почему растения так называются - растения?
- Какие вы знаете растения?
- Может ли растение прожить без солнца, без воды?
- Как появляются новые растения?
- Почему человек так часто сажает растения?
- Почему дерево не падает?
- Что у всех растений общего?
В ходе беседы воспитатель побуждает использовать в речи сложные предложения, добиваясь полного ответа на вопрос. При ответе на последний вопрос в диалог вступает Буратино, сообщает, что не очень понял про корень , стебель.... Воспитатель предлагает детям отправиться в виртуальное путешествие в мир растений, которое поможет найти ответы на интересующие Буратино вопросы. Предлагает занять места в "зрительном зале" Б. Работа со слайдами презентации " Путешествие в мир растений"
Дети садятся на стульчики перед экраном. Воспитатель сообщает им , что прежде, чем отправиться в путешествие, необходимо вспомнить правила поведения в природе. (на экран проецируется слайд №2 - " Правила поведения в природе", на котором изображены запрещающие знаки на тему - чего нельзя делать в природе)
Воспитатель вместе с детьми вспоминают эти правила:
- нельзя разводить костер в лесу:
- нельзя ловить и приносить домой насекомых;
- нельзя топтать грибы;
- нельзя рвать цветы;
- нельзя рубить деревья в лесу;
- нельзя мусорить в природе;
Воспитатель просит Буратино и детей запомнить эти правила и не нарушать их! Предлагает отправится в путешествие ( на экране - слайд №3, на котором изображена ель)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот и наша первая встреча. Вы узнали это растение?( ответы детей). А ель - это какое по форме растение?(если дети затрудняются ответить на этот вопрос, воспитатель задает наводящие вопросы)Приходят к выводу, что это дерево. Буратино не понимает, почему они так решили. Воспитатель предлагает отправиться дальше в гости к яблоньке и познакомиться со строением деревьев.
( на экране слайд № 4 - " Строение дерева", на котором изображено - цветная картинка яблони и рядом схема строения дерева, где с помощью цветных стрелок указываются основные части строения дерева)
Воспитатель вместе с детьми выясняет, что у дерева есть корень (красная стрелка), ствол (коричневая стрелка), ветки (оранжевая стрелка), листья (зеленая стрелка) и цветы (розовая стрелка). Просит Буратино повторить. А чтобы он и ребята не путались , предлагает еще раз сыграть в игру " Что лишнее?" (на экране слайд № 5 - д/у " Что лишнее?" , на котором изображены картинки сосны, каштана, пирамидального тополя и одуванчика).
Дети вместе с Буратино определяют, что лишней является картинка с одуванчиком под цифрой 4, так это растение не является деревом.
Воспитатель предлагает отправиться дальше.
( на экране слайд № 6 - " Кустарники", на котором изображен куст сирени)
Воспитатель: Вот еще одно растение встречает нас. Вы его узнали? ( сирень) Скажи, Буратино, как ты думаешь, сирень - это тоже дерево?
Буратино: Конечно, дерево! Вон и ствол у него есть, и листья, и цветы!
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете? Прав Буратино? Давайте разберемся, познакомимся еще с одним растением - розой, которая растет в саду. (на экране слайд № 7 - "Строение кустарников", на котором - картинка с цветным изображением куста розы и схема строения кустарников)
Воспитатель вместе с детьми рассматривают схему, определяют, что у таких растений тоже есть корень
(красная стрелочка), листья(зеленая стрелочка), цветы (розовая стрелочка), ветки (оранжевая стрелка). Обращает внимание детей, что коричневых стрелок на схеме много - значит стволов у этих растений много. Сообщает, что такие растения называются кустарники. Делают вывод: у деревьев ствол - один, а у кустарников - много!
Предлагает посмотреть следующий слайд и определить, какое из растений на данном слайде лишнее. (на экране слайд №8 - д/у " Что лишнее?", на котором в рамочках разного цвета изображены картинки -облепихи, шиповника, калины и ромашки)
Буратино вместе с ребятами определяют, что лишней картинкой является картинка в желтой рамке - ромашка. Буратино высказывает сомнение, что никак не может понять, что же это за растения - ромашка, одуванчик.... И не дерево, и не куст!? Воспитатель обещает помочь разобраться во всем, если они отправятся дальше. Показывает следующий кадр ( на экране слайд № 9 - поляна с ветреницей)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какая красивая полянка! Но, прежде, чем мы отправимся дальше, давайте вспомним правила поведения в природе. Немного поиграем. Возьмите кружочки красного и зеленого цвета, что лежат у вас на столе и вставайте друг за другом. В. Подвижная игра " Стоп! Не навреди!"
Правила игры: Дети и Буратино начинают движение по воображаемому лесу. По сигналу воспитателя -
"Стоп!", останавливаются и оценивают предлагаемую воспитателем ситуацию. Если ситуация не вредит природе, показывают зеленый кружочек и продолжают движение. Если ситуация наносит вред природе, показывают красный кружочек, останавливаются и находят правильное решение.
Примеры ситуаций:
- перед нами тропинка в лесу, можем ли мы идти по ней;
- перед нами целая поляна колокольчиков, можем ли мы идти прямо по ней;
- перед нами надломленная ветка дерева, можем ли мы пройти мимо;
- перед нами поваленное дерево, можем ли мы присесть отдохнуть;
- перед нами горит костер под деревом, как мы должны поступить;
- нам встретилась девочка с большим букетом ландышей, можем ли мы идти дальше;
По окончании игры воспитатель хвалит детей, предлагает вернуться в " зрительный "зал и продолжить виртуальное путешествие ( на экран слайд № 10 - на котором изображена поляна с фиалкой трехцветной)
Буратино: Ну вот, опять не понятно! То ли дерево, то ли куст!
Воспитатель: Не спеши, Буратино! Сейчас разберемся! ( на экране слайд №11 - " Строение травянистых растений", на котором изображение цветной картинки фиалки и схема строения травянистых растений)
Воспитатель обращает внимание на схему, просит найти знакомые по цвету стрелочки, вспомнить какую часть растения они обозначают. Выясняют, что у этих растений тоже есть корень, листья, цветы и ствол, только ствол не похож на те, которые были у дерева и у кустарника. Он очень тоненький, похожий на травинку. У этих растений ствол называется стебель, а растения с такими стебельками называются - травянистыми растениями. Предлагает Буратино самостоятельно сыграть в игру " Что лишнее?" ( на экране слайд №12 - Д/у " Что лишнее?" , на котором представлены картинки - роза, колокольчик, клевер, васильки. Картинки пронумерованы.)
Буратино дает правильный ответ: лишнее - растение под номером 1 - роза. Воспитатель просит детей оценить ответ Буратино и еще раз обосновать его выбор.
Воспитатель подводит итог: растения бывают разные. 1. Есть деревья, кустарники, травянистые растения.
2. У всех растений есть корень, ствол или стебель, ветки, листья, цветы
Воспитатель: Ребята, чтобы вам было легче запомнить, какие по форме бывают растения, я придумала для вас карточки - " напоминалки". Они лежат у вас на столе. Карточки такие же, как у меня на экране (на экране слайд № 13 - "формы растений")
Воспитатель: Возьмите карточки, и покажите, какая карточка будет изображать дерево, какая - кустарник, какая - травянистое растение? А теперь поиграем с карточками. Г. Дидактическое упражнение " Дерево, куст, травянистое растение"
( дети стоят свободно в группе)
Воспитатель называет разные растения, дети должны определить форму растения и показать соответствующую карточку. Например: береза, одуванчик, шиповник, колокольчик, сосна и т.д.
Воспитатель: Мы познакомились с разными растениями и определили что есть у них общего, а чем они отличаются. Но есть растения, которые очень необычны и часто не похожи на них! Хотите на них посмотреть. Занимайте места в "зрительном зале" ( на экран слайд № 14 - Необычные растения", на котором изображена картинка с растением - раффлезия)
Воспитатель: Это необычное растение называется раффлезия. У него нет зеленых листьев и корней. Живет раффлезия за счет других растений. Присасывается к их корням. У раффлезии очень крупный цветок. Его диаметр почти 1 метр, а цветет он всего 3 -4 дня. Запах у этого цветка отвратительный, он пахнет гнилым мясом. Таким образом раффлезия привлекает к себе мух, которые переносят ее семена.
А вот еще одно необычное растение.
( на экране слайд № 15 - " Венерин башмачок")
Воспитатель: Это растение называется Венерин башмачок. Посмотрите, какой необычный цветок. Он по форме напоминает башмачок. А его яркая окраска и форма лепестков напоминает бабочку. Есть такая легенда: бабочки сели на цветок растения и так насытились его нектаром, что отяжели и не смогли взлететь, а превратились в такой красивый цветок!
( на экране слайд № 16 - " Кактус")
Воспитатель: А это растение вы , наверное , узнали. Он называется кактус. У нас они растут в горшках, а в природе кактусы растут в каменистых пустынях. У кактусов нет листьев, они превратились в колючки. Так растение спасается от сильной жары, а в стволах кактусов скапливается вода. Это помогает растению пережить засуху.
Есть еще много других интересных растений, но об это мы поговорим в следующий раз.
А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили, какие части есть у растений. Я предлагаю вам нарисовать любое растение, но чтобы оно было нарисовано правильно. Давайте, вспомним, что есть у растений. Дети вместе с Буратино вспоминают части растений - корень, стебель или ствол, ветки, листья, цветы. Д. Рисование " Нарисуй без ошибок"
Дети самостоятельно выбирают, что они будут рисовать и какие материалы им для этого нужны.
После выполнения работы детьми, Буратино говорит, что он тоже рисовал и показывает свои рисунки. 3. Заключительная часть. Д/у " Исправь ошибки Буратино"
Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки Буратино( см. Приложение № 1), определяют ошибки: не нарисован корень, не нарисован ствол, листья и т.д.
В конце занятия воспитатель спрашивает Буратино понравилось ли ему на занятии. Хвалит детей и их работы. Показывает последний слайд презентации, на котором растения просят детей- не обижать их!
Приложение №1 -" Исправь ошибки Буратино" (см. слайд № 17)
Приложение № 2 - " Формы растений" ( см. слайд № 13)
Наталья Григорьевна!Ваше занятие позволяет расширить кругозор детей, даёт им основу знаний о растениях! Сказочный персонаж помогает детям легко и непринужденно путешествовать по миру растений, а также мотивировать детей на получение знаний!Примите голос!
Занятие действительно интересное. Очень много развивающих игр. Конечно, самое большое впечатление на ребенка окажет сказочный персонаж. Отдельное спасибо за вашу презентацию
Познавательное какое занятие и главное все логически построено как хорошо. Предварительная работа была огромной, чувствуется. Наглядности много, может если дети уж так устали и еще у вас физкультминутка была. Но видно что вы своих деток хорошо понимаете. В конце закрепление, опять же с выбором для каждого ребенка. Спасибо.
Спасибо за погружение в мир Природы. Занятие подготовлено грамотно, содержательно; материал подобран заранее; проведена предварительная работа. Цели занятия, его план были открыты детьми, конкретны и побудительны для них; содержат изобразительно выразительные средства создания художественного образа. Содержание занятия оптимально, познавательно, доступно , со сменой видов деятельности. Впечатления у детей, безусловно, позитивные. Примите мой голос.
Здравствуйте, Наталья Григорьевна. Интересное, нужное, полезное занятие. Цель и задачи выполнены в полном объеме. Интересен сюрпризный момент: приход сказочного героя - это всегда активизирует и увлекает детей. Отличная презентация! Возьму Ваш материал себе на заметку. Дальнейших творческих успехов! голос