Мастер – класс по заучиванию стихотворения «Сельская песенка» А.Н.Плещеева в подготовительной группе
Автор: Мурашова Наталья Ивановна, учитель-логопед МДОУ № 136, г. Комсомольск-на-Амуре
Описание материала. На примере заучивания одного стихотворения предлагаю познакомиться с разными эффективными приёмами запоминания стихотворного текста. Детям облегчат запоминание: образцовое чтение стихотворения взрослым, мотивация на заучивание, ритмизация текста. Для осмысления содержания нужны беседа, объяснение незнакомых слов, зарисовка слов значками. Поможет опора на разные виды памяти (зрительную, двигательную, эмоциональную). Нравится детям построчное чтение, чтение «от имени» героя, пальчиковый, перчаточный театры, пропевание стихов. Вселяют уверенность хоровое проговаривание, похвала, поощрение, награда. Трудное можно сделать привлекательным, и оно будет лёгким. Разучивание должно быть весёлым, эмоциональным, понимаемым, осязаемым, нужным, интересным. И тогда оно будет успешным, радостным. Данный материал может быть интересен школьникам, воспитателям, учителям, родителям.
Цель. Заучивание стихотворения … играючи
Задачи:
1. Расширить, уточнить знания о ласточке, вызвать интерес к ней
2. Развивать поэтический слух, память, выразительность речи
3. Воспитывать желание прилагать волевые усилия и доходить до цели при заучивании стихотворения
Словарная работа: обогащение словаря (сени, краше, милей, прощебечь, звонкоголосая, щебечущая, теплолюбивая, быстрокрылая, острокрылая, шустрая, ловкая, быстрая, проносится, мчится, несётся, терпеливая, выносливая, волевая)
Оснащение: текст стихотворения, изображения (летящая ласточка, дом с сенями, ласточкино гнездо, карта мира), часы, микрофон, карандаш (маркер, ручка), бумага (блокнот, тетрадь), "Словарь русского языка" С.И. Ожегов
Предварительная работа: наблюдение за ласточкой, чтение текстов «Ласточка» К.Д.Ушинского, «Воробей и ласточка» Л.Н.Толстого, «Смелая ласточка» В.В.Коноваленко, «Деревенская ласточка» А.Г.Бугаев
ХОД
I. Организационный момент
Взрослый: Когда я училась в школе, я тоже учила это стихотворение.
- Давай, проверим, как я его помню до сих пор.
(образец чтения стихотворения взрослым с интонацией нежности, с логическим ударением на ключевых словах)
Взрослый: Стихотворение «Сельская песенка» написал поэт А.Н.Плещеев.
Травка зелен
еет,
Солнышко блест
ит;
Ласточка с весн
ою
В сени к нам лет
ит.
С нею солнце кр
аше
И весна мил
ей…
Прощебечь с дор
оги
Нам привет скор
ей.
Дам тебе я з
ёрен,
А ты песню сп
ой,
Что из стран дал
ёких
Принесла с соб
ой.
Взрослый: Хорошо я запомнила? Выразительно прочла? Я знаю секрет, чтобы тебе захотелось выучить стихотворение о ласточке, надо больше о ней узнать. Хочешь узнать интересные сведения о ласточке?
Проблема
Взрослый: Как ты думаешь, легко ли ласточке долго, целый день махать крыльями?
- Давай, проверим.
Игра «Кто дольше»
Взрослый: Кто дольше сможет махать руками, как ласточка крыльями. Приготовились! Начали! (часы)
Рассказ взрослого о ласточке во время игры
Взрослый: Ласточка самая теплолюбивая птичка. Она улетает от нас раньше всех птиц, как только начинают желтеть листочки. А возвращается к нам последней, перед самым летом, когда уже много тепла, травки, насекомых.
Улетают ласточки очень далеко-далеко, в жаркие страны, на самый юг Африки.
Дорога очень длинная, долгая, трудная, тяжёлая, далёкая. Летят ласточки быстро, как молнии. Целый день, с утра до вечера, без остановки машут своими длинными, острыми, быстрыми крыльями. Они быстрокрылые, острокрылые, длиннокрылые. Несутся, как пули. Мчатся, как стрелы. Проносятся над лесами, над полями, над реками, над морями, над городами. Им надо успеть, быстрей самолёта лететь!
- Тебе трудно махать? Машем 5 минут. Я уже устала... Больше не могу...
- Если ты устал(а), руки опускай и тоже отдыхай!
- Как ты думаешь, что будет, если ласточка перестанет крыльями махать? (упадёт, разобьётся)
Мотивация
- Трудно ласточке долго махать крыльями?
- И людям бывает трудно что-то долго делать. Но, если человек прилагает волевые усилия, то он можно всего добиться. Сильный человек тот, кто имеет волевые качества: силу воли, терпение, выносливость. Он всегда доделывает любое дело до конца и доходит до цели.
- Ты хочешь быть сильным?
- Давай будем тренировать память, заучивая стихотворение и выучим его "назубок"? Согласен?
- Я могу помочь тебе запомнить стихотворение. Есть игровые приёмы, которые облегчают этот труд. Хочешь попробовать?
II. Основная часть
Упр. «Образуем слова»
- Если ласточка живёт в городе то она какая? (городская)
- Если ласточка живёт на берегу, то она какая? (береговая)
- Если ласточка живёт в деревне, то она какая? (деревенская)
- Если ласточка живёт в селе, то она какая? (сельская) Песню в селе она поёт какую? (сельскую)
- Давай заглянем в толковый словарь Ожегова, найдём разницу в понятиях: деревня и село.
- Деревня - это сельское селение, сельская местность.
- Село - это большое сельское селение.
- Видишь, это почти одно и то же. Отличаются эти селения только размером. А уклад жизни в них одинаковый.
- Так, что я думаю, можно деревенскую ласточку назвать сельской ласточкой. А ты как думаешь?
Объяснение ребёнку незнакомого слова
- Ласточки любят строить гнездо в сенях.
- Давай, заглянем в словарь русского языка и посмотрим объяснение слова "сени".
- Сени - это помещение в деревенских домах между жилой частью дома и крыльцом. Там всегда тепло и сухо.
- Если у тебя есть ещё вопросы, спрашивай, я постараюсь ответить, или мы с тобой найдём ответы в словаре.
Игра «Вопрос - ответ» (учим первый столбик стихотворения)
Взрослый: Травка зелен
еет?
Ребёнок: Травка зелен
еет.
Взрослый: Солнышко блест
ит?
Ребёнок: Солнышко блест
ит.
Взрослый: Ласточка с весн
ою?
Ребёнок: Ласточка с весн
ою.
Взрослый: В сени к нам лет
ит?
Ребёнок: В сени к нам лет
ит.
Упр. «Зарисуем слова значками» (пиктографическое письмо)
Взрослый: Давай читать первый столбик стихотворения по значкам.
Ребёнок: Травка зелен
еет,
Солнышко блест
ит;
Ласточка с весн
ою
В сени к нам лет
ит.
Упр. «Разложи текст стиха на ступеньках» (заучивание второго столбика стихотворения)
Взрослый: Давай напишем (нарисуем) на каждой ступеньке по слову, будем по ним шагать и читать
Игра «Скажи как…»
Взрослый: Попробуй сказать
зло, сердито, как Снежная Королева.
Ребёнок: С нею солнце кр
аше и весна мил
ей…
Взрослый: А теперь скажи
весело, как Буратино:
Ребёнок: С нею солнце кр
аше и весна мил
ей …
Взрослый: Что значит солнце
краше?
Ребёнок: Значит красивее, красочнее, наряднее.
Взрослый: Почему с ласточкой весна
милей?
Ребёнок: Весна милей, потому что есть милые сердцу ласточки.
Взрослый: Разложим (нарисуем) по ступенькам слова следующей строчки,будем шагать и читать
Взрослый: А теперь попроси ласточку прощебетать
грустно, как Пьеро:
Ребёнок: Прощебечь с дор
оги нам привет скор
ей.
Взрослый: Прилетят ласточки, и начнёт самец звонко щебетать.
Ребёнок: «Щ-Щ-Щ-Щ-Щ».
Взрослый: Знаешь, зачем щебечет с дороги самец? (сообщает о себе, устанавливает границу участка, зовёт самку)
Взрослый: Давай вместе подумаем, что он говорит самке.
(Варианты щебета самца: "Привет. Я тут. Я нашёл отличное место для гнезда. Лети сюда. Будем здесь строить гнездо. Мы будем растить птенцов. Здесь безопасно. Здесь тепло, сухо")
Взрослый: Зачем мы просим ласточку прощебетать с дороги нам привет
скорей?
Ребёнок: Чтобы нам стало от её песен веселее, радостнее.
Ребёнок: Чтобы быстрее наступило теплое лето. Чтобы была тёплая весна.
Взрослый: А теперь давай споём второй столбик
ласково, как Кот в сапогах.
Ребёнок: С нею солнце кр
аше,
И весна мил
ей…
Прощебечь с дор
оги
Нам привет скор
ей.
Игра «Отстучи ритм» (заучивание третьего столбика стихотворения)
Взрослый отстукивает по слогам, выделяя ударный слог, мелодику стиха со словами и без слов.
Дам тебе я з
ёрен,
А ты песню сп
ой,
Что из стран дал
ёких
Принесла с соб
ой.
Ребёнок повторяет ритм, улавливает мелодику стихотворения на слух.
хххх
Хх
хххх
Х
хххх
Х
ххххх
Х
Упр. «Выделяем ключевое слово» (ставим логическое ударение в строке)
Взрослый: Что я дам ласточке?
Выделяем слово в 1 строчке слово «
зёрен».
Ребёнок: Дам тебе я
зёрен
(показываем - ладонями), (рисуем зёрна)
Взрослый: О чём попрошу ласточку?
Выделяем во 2 строчке слово «
спой».
Ребёнок: А ты песню
спой
(показываем просьбу ладонями), (рисуем нотки)
Взрослый: Из каких стран принесла она песню?
Выделяем слово «
далёких».
Ребёнок: Что из стран
далёких
(показываем руками вдаль), (рисуем стрелки вдаль)
Взрослый: С кем принесла ласточка песню?
Выделяем слово «
с собой».
Ребёнок: Принесла
с собой
(обнимаем себя руками), (рисуем клювик с ноткой)
Упр. «Выделяем ударный звук (ударную букву)»
Взрослый выделяет голосом ударный гласный звук «
О» или обводит карандашом ударные гласные буквы «
Ё», «
О».
Дам тебе я з
ёрен.
Какая ударная гласная буква в слове
зёрен? (
Ё)
А ты песню сп
ой,
Какая ударная гласная буква в слове
спой? (
О)
Что из стран дал
ёких
Какая ударная гласная буква в слове
далёких? (
Ё)
Принесла с соб
ой.
Какая ударная гласная буква в слове
с собой? (
О)
III. Заключительная часть
Игра «Театр перед микрофоном»
Взрослый: А теперь будем артистами.
- Давай сначала расскажем хором всё стихотворение целиком.
- Первый столбик расскажу я. Хорошо?
- Второй столбик расскажи ты. Согласен?
- Третий столбик давай споём вместе. Договорились?
- И в конце всё стихотворение целиком в микрофон расскажи ты
самостоятельно, выразительно, с интонацией восхищения ласточкой, с нежностью к ней. Хочешь?
Итог. Благодарность. Оценка. Поощрение
- Молодец (Умница)! Ты дошёл (а) до цели, выучил (а) стихотворение наизусть.
- Ты проявил (а) волевые усилия, терпение. Значит, ты становишься сильнее!
- Дальше тебе заучивать будет всё легче и легче, потому что у тебя развивается память.
- Тебе понравилось заучивать стихотворение играючи? Что тебе помогло его запомнить?
- Мне тоже кажется, что запоминать стихотворение помогают поэтический слух и выразительность речи.
- Спасибо тебе за труд.
Примечание
Дейл Карнеги выделяет «законы» улучшения памяти:
1 «закон» памяти –
яркое впечатление.
2 «закон» памяти –
повторение.
3 «закон» памяти –
ассоциация.
Для работы с детьми эти «законы» тоже применимы. Чем старше дети, тем больше надо учить их не только игровому запоминанию, но и целенаправленному, произвольному запоминанию стихов.
К.Д.Ушинский к приёмам произвольного запоминания относил повторение и припоминание текста. Эта интеллектуальная работа связана с мышлением. Он отмечал, что припоминание – это труд, и труд иногда нелёгкий, к которому следует приучать дитя понемногу. Причиной забывчивости часто бывает леность запомнить, вспомнить.
В этом мастер-классе я попыталась показать, как облегчить работу по заучиванию конкретного стихотворения, как трудное дело сделать привлекательным и уже оттого более лёгким.
Рекомендуем посмотреть:
Как правильно учить стихотворения с детьми дошкольного возраста. Советы
Как научить детей выразительно читать стихи
Как научить ребенка выразительно читать стихи
Конспект игрового занятия в разновозрастной группе детей с ДЦП ко Дню Матери