Сценарий воспитательного мероприятия «Памяти павших будьте достойны»
Возраст детей - участников от 10 до 15 лет.
Автор Рыжевская Наталья Ивановна педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.
Возрождение интереса к своим истокам приобретает особую актуальность. Мы- педагоги дополнительного образования села Тёплово хотим, чтобы наши дети приобщались к национально-культурным традициям своего родного края, сохраняли преемственность поколений, уважали старших, любили свою малую родину.
Благодаря этому мероприятию дети узнали много нового о наших земляках, как участниках войны, так и современных жителях, прославивших Тепловскую землю.
Это неполный перечень семей известных в нашем селе, но он дал толчок для будущего развития их интересов в этой сфере.
Дети увидели на примере увлечённых людей, что надо не праздно проводить свою жизнь, бесцельно шатаясь по улицам села, а иметь своё любимое дело, свою привязанность к чему-то интересному и оставить свой добрый след в памяти односельчан. И поистине «Памяти павших быть достойными»!
(Может, кому то из педагогов будет интересен данный материал и они смогут использовать его в своей работе)
Праздник состоит из 2 частей -военные годы и настоящее.
Тип мероприятия: Знакомство с прошлым и настоящим семей родного края.
Форма проведения: праздник.
Цель: Приобщение детей и подростков к духовным ценностям через биографии выдающихся земляков.
Задачи:
Образовательная:
познакомиться с национально- культурными традициями своего родного края на основе изучения.
Воспитательная:
воспитывать детей на лучших семейных традициях. Сохранение преемственности поколений. Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
Развивающая:
развивать интерес к прошлому и настоящему, развитие кругозора.
Учебно – наглядный комплекс: плакаты с названием темы мероприятия, плакаты и альбом с древом семей, альбом с фотографиями. Выставка работ мастеров. Выставка фотографий участников войны. Рисунки детей. Мультимедийное представление.
Предварительная работа: педагог вместе с группой детей посетили местного краеведа Фадеева Михаила Егоровича, который предложил посетить наиболее интересные семьи в селе, с необычной биографией. Дети задавали вопросы героям, брали интервью у членов семей, фотографировали, записывали факты из жизни. Оформили огромный альбом. Оказалась очень интересная и глобальная работа с продолжением. Нам захотелось рассказать об этом всем желающим, вот и возник такой праздник. Участники все педагоги клуба.
1.Ведущий.
Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня на нашем празднике мы соприкоснёмся с ратными подвигами и военными буднями наших родственников, узнаем побольше о тех близких и родных людях, кем по праву можно гордиться. Великая Отечественная война – это героическая страница в биографии не только России, но и большинства семей, вынесших суровые испытания военного лихолетья, потому что история семьи – это неотъемлемая частица истории народа.
2. Ведущий.
Сегодняшняя наша встреча посвящена людям, которые глядят на нас с фотографий и их потомкам живущих сегодня в нашем селе. Память и добрые дела их живут в наших сердцах. И чтобы она жила вечно, каждый человек должен знать историю своей семьи, биографии своих родственников и близких.
1. Ведущий.
Помните, я предлагала вам вместе со своими родителями, бабушками и дедушками полистать семейные альбомы и найти фотографии своих родственников, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны. Многие из вас выполнили моё задание, а сейчас в моих руках два квадрата белый и чёрный. Посмотрите на эти фотографии, вспомните всё то, что вам рассказывали дома о войне и скажите, какие радостные чувства охватывают каждого из вас, а какие грустные чувства вы испытываете при этом.
(Ответы детей)
Конечно, вы гордитесь, что у вас были такие родственники. И грустно становилось, тогда когда вы осознавали, что никого из них уже нет в живых.
1 чтец.
Лежат в шкафу отцовские медали,
А ваши дети ходят в детский сад.
А мы, признаться, лишь в кино видали,
Как бьёт в броню осколочный снаряд.
Но до сих пор мы слышим шум капели
Победной той и ранней той весны.
Как хорошо, что вновь скворцы запели,
Как хорошо на свете без войны!
2 чтец.
Как хорошо влюбляться и смеяться,
Как хорошо порою погрустить.
Как хорошо встречаться и прощаться,
И просто хорошо на свете жить.
Как хорошо проснуться на рассвете.
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны.
1. Ведущий.
(на фоне музыки «Вставай страна огромная»)
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в схватку, смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом.
Исполняется песня «До свидания мальчики…»
Ах, война, что ж ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли - за солдатом солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите…но всё-таки
Постарайтесь вернуться назад!
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала!
Вместо свадеб – разлуки дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестричкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься!-
Да зелёные крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идёте войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!
1. чтец. Родина!
Пламя ударило в небо –
Ты помнишь, Родина
Тихо сказала: «Вставайте на помощь»!
Родина!
1.Ведущий
Не обошла война и наше село, уходили на фронт отцы, мужья, братья. Одним «судьба улыбнулась» и они вернулись домой, другие погибли на полях сражений. Но всех их помнят односельчане.
Статистика и перекличка. Произносятся фамилии погибших, и показ их фотографий на экране.
1 чтец.
Весь под ногами шар земной
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной,
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу
Что умерли они?
2. чтец.
Помните, через века, через года,
Помните, о тех, кто уже не придёт никогда
Пожалуйста, помните.
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!
4 года войны, 1418 дней беспрерывного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России. Среди защитников отечества были и наши односельчане.
Выступления детей, истории, случившиеся с односельчанами на фронте. Показ фотографий на экране.
Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Сотни тысяч женщин, детей трудилось на благо Победы. Сколько лишений и трудов выпало на их долю, в эти страшные годы войны. Но они выстояли. Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую – подвиг матерей, то чаши этих весов стояли бы вровень.
1. Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
2. В то утро простились с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
3. Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все – без конца и счёта-
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя одну.
4. Одной тебе волей- неволей-
А надо повсюду поспеть
Одна ты и в поле и дома,
Одной тебе плакать и петь.
Но женщина во все времена остаётся женщиной, не смотря на все тяготы военного времени, они находили в себе силы жить, работать, мечтать о светлом будущем.
Сценка – «Письмо с фронта». На сцене один угол освещён, там сидит боец и пишет письмо матери, на другом конце сцены стоит стол, за ним сидит мать читает письмо, идёт диалог .
65 лет прошло с того дня, как закончилась война. Но в памяти народной навсегда остались те, кто принёс нам Победу в мае 1945 года.
Выходят дети с горящими свечами и читают
Гори, свеча, гори, не затухай,
непроходящей болью будь.
Пусть в пламени твоём встают,
чей оборвался путь.
Кто из спокойных мирных дней
шагнул в наземный ад,
И кто до роковой черты нес
звание – солдат.
Кто в восемнадцать с небольшим
познал цену потерь.
Кто, за Россию жизнь отдав,
открыл в бессмертье дверь.
Гори, свеча, не затухай,
не дай нахлынуть тьме.
Не дай живым забыть всех тех,
погибших на войне!
Дети танцуют вальс «Запомни нас планета такими молодыми»
Выходит педагог.
Родиной мы называем Россию. Но на её просторах есть место, где мы с вами, родились и живём. Это наша малая родина – село Тёплово. Село наше, на первый взгляд, - обычное русское село, каких немало в России, но, сколько интересного хранит его история, судьбы скольких замечательных людей связаны с ним. Продолжая тему «Памяти павших будьте достойны» хочу рассказать вам о ныне живущих односельчанах потомков тех, кто защищал нашу Родину. Этих людей и их семьи мы все хорошо знаем, каждый из них, по- своему, прославил Тёпловскую землю.
1 ученик:
.Здесь под небом чистым, синим-синим,
Где луга, озёра и поля-
Уголок моей большой России,
Отчая родимая земля.
2 ученик:
На полях янтарная пшеница,
Солнце золотое в вышине…
Хорошо, что здесь я вот родился:
Родины другой не надо мне.
3 ученик :
Тёпловскую сторону, в песнях воспеваю
Красоту, величие твоё –
Земли лучшей в мире я не знаю,
Сердце о тебе поёт моё.
Песня «Деревенька моя».
Педагог:
Начну я свой рассказ с семьи Фадеева Михаила Егоровича. Мы долго подбирали слова о его неутомимо характере, и вот на глаза попалось стихотворение неизвестного автора. Оно, как нельзя кстати, подошло под его описание.
Стихотворение прочитает педагог Котынова Евгения Ивановна.
Такие люди есть - энтузиасты,
У них сердца живым огнём горят.
«Самоотдача – вот что значит счастье!»-
Слова девиза жизни так звучат.
Самоотдача. А в итоге – правда.
Самоотдача – будет результат.
Покой незнаем, незнакома слава-
Важней, что мысль не может знать преград.
Самоотдача – в пользу добрым людям.
Самоотдача – буквою в веках.
Энтузиаст – что в выходной, что в будни –
Творит, работает. Не с мыслью о деньгах.
И очень жаль, что часто так бывает:
Трудов величье внуки лишь поймут.
Энтузиазм, как огонь, не угасает
И вновь зовёт на творчество и труд.
Педагог
Его предки тоже воевали на фронте, и никого из них не осталось в живых.
Сегодня он присутствует на нашем празднике – просим его выйти на сцену.
Нет в нашем селе одинаковых семей, каждая чем-нибудь, а выделяется: кто песнями, кто анекдотами, кто рукоделием, кто ремеслом. Семью Фадеевых знают, наверное, все.
Так чем же нас привлекли Фадеевы?
1 ребёнок
Во-первых, сразу чувствуется, что это образованная семья: Михаил Егорович окончил Институт иностранных языков в Нижнем Новгороде и педагогический институт им. Гайдара в Арзамасе, а также университет искусств в Москве. Валентина Юрьевна - училище в Лукоянове и педагогический институт им. Горького в Н.Новгороде.
2 ребёнок
Второе – хозяин – последний из могикан-гармонистов. Не ахти как играет ,а слушать, плясать и подпевать можно. А сейчас послушать гармонь вживую – в диковину.
Сейчас Михаил Егорович исполнит свой номер. (играет на гармони, по выбору автора)
3 ребёнок
В-третьих, что замечено за хозяином – любитель танцевать и плясать, а ему уже за 60! Вряд ли кто в Тёплове посмеет с ним сразиться в пляске, оно и не мудрено – он получил в этом деле профессиональное образование – окончил народный университет по бальным танцам, а заодно там учили всему: воспринимать живопись, музыку (для этого водили по музеям, концертным залам) пляскам, старинным танцам, современным, и даже балет. Мы хоти спросит М.Е. как он стал танцором?
Михаил Егорович.
«Еще в первом классе, - будучи октябренком, на перемене пионервожатая играла на гитаре песенки, пляски, заводила игры. Плясали многие, но у меня хорошо получалась присядка. Во втором классе нужно было провести концерт на Октябрьскую, концерт готовила школа вместе с клубом. Завклуб был Шурка Марут. Он поглядел на меня, засмеялся и сказал: Пойдет. Но велел добавить одно движение: после присядки кувыркнуться через голову. Мне это не стоило труда. И вот концерт. Мой черед выступать, я был в светло-зеленой рубашке, в шароварах, новых ботинках. Рубашка была жесткая, хоть и тонкая, холодная, в общем, противная, но красивая, все завидовали. Меня объявили, не помню как. Народу – битком, я растерялся, хожу, припрыгивая, да присядку делаю. Баянист играет и шипит: кувыркайся, кувыркайся. Я никак не осмеливаюсь кувыркаться в такой хорошей рубахе, мать заругает, ещё бить будет! Он взял меня за шиворот, легонько толкнул, я с лёту кувырнулся, присел, еще раз кувыркнулся, и что тут началось! В клубе поднялся хохот, топот, визг, какая-то женщина на переднем ряду лила от смеха слезы. Меня вызывали ещё два раза. За что? За присядку да за кувырки? Лишь через четверть века я нашёл ответ на этот вопрос, побывав на нескольких свадьбах: в Тёплове приседали и кувыркались через голову только пьяные в «драбадан» бабы.
Педагог:
А ещё одна особенность – у него кладезь музыки всякой – более тысячи грампластинок в 9-ти разделах: от классической до церковной. И любое произведение можно найти за секунды, как у него все закаталогизированно и закодировано!
1 ребёнок.
А ещё в семье богатая библиотека, которую хозяева раздают детям и внукам. Особенно много в библиотеке книг на духовную тему, словари, энциклопедии, справочники. Всему этому помогает компьютер. Теперь понятно, почему у Фадеевых всегда люди?
2 ребёнок
А в настоящее время он составляет книгу памяти, в реестре этой книги значится уже более 600 фамилий, тепловских участников войны. А ещё Михаил Егорович краевед, знаток истории села Теплова. Доказательством этого служат его ученики, которые занимают первые места и в области, и даже дважды в России. По материалам работ учеников в 2008 году в Москве был издан исторический очерк о храме в с. Теплове. Не каждое село в нашем районе может похвастаться такими учителями и учениками!
3 ребёнок.
А ещё показал нам этот краевед умопомрачительный, скорее уморительный «Тепловский диалектный словарь». Вот действительно есть над, чем посмеяться, над своими прадедами и прабабушками. Смеёшься над каждым словом, а ещё больше над примерами употребления этих самых диалектных слов. Словарь этот лежит у нас на выставке.
Педагог:
Вот сколько примечательностей в этой семье! Но это ещё не всё. Всяк сюда входящий не может не заметить крупную достопримечательность этого дома – хозяйку. Имеется ввиду, не только её крупные габариты, но в первую очередь приветливость, сердечность, гостеприимность, радушие и сочувствие. Именно поэтому некоторые гости не только надолго задерживаются, но и становятся постоянными посетителями. Мы в этом убедились, как только переступили порог. Это тоже грамотный, только бывший педагог, с ней можно говорить много и долго, потому что она помнит всех со школьной скамьи и очень интересуется судьбой своих многочисленных учеников, ведь она проработала в нашей школе сорок лет.
Сейчас оба педагога – пенсионеры, правда, Михаил Егорович ещё держится: ведет уроки мировой художественной культуры, краеведения, основ православной культуры.
По всему было видно, что эти люди старой, советской закалки, корнями уходящие в крестьянство. Ведь не потому ли Фадеевы до сих пор обрабатывают большой огород, почти 20 соток усад, корова, поросенок. На предложение некоторых доброжелателей бросить все это хозяйство и заняться праздной жизнью, которую они заслужили, Михаил Егорович обычно говорит:
Фадеев: Безделье, праздность – это тренировка находиться в гробу: чем больше тренируешься, тем быстрее там окажешься.
Педагог:
Вот почему он всегда пляшет, бегает, поет и работает!
Михаил Егорович полон оптимизма. Разве это не видно по нему?
Педагог
Далее мой рассказ пойдёт о местном художнике Хализове Викторе Ивановиче. Он не является коренным тепловчанином, а где родился, он нам сам расскажет.
Родился он в 1933 году. Закончил художественно – графический факультет в городе Кострома (1962-1967 гг.). Работал в школе учителем черчения. Затем 10 лет секретарём КПСС села Тёплова.14 лет занимал пост директора совхоза «Тёпловский».
Просим Виктора Ивановича выйти на сцену.
Расскажите, с какого возраста вы стали рисовать?
Виктор Иванович
Рисовать любил с детства: рисовал на русской печи, на дверях, на стенах. Дома за это ему попадало. Однажды в 1941 году гуляя с друзьями на той стороне Тёши, увидел воздушный бой. С подбитого самолёта лётчик катапультировался, и вид спускающегося на парашюте немецкого лётчика заворожил мальчишку. Ему захотелось в этот миг запечатлеть увиденную картину. Но под рукой не было карандаша и бумаги. После этого у себя в доме создал уголок для рисования, чтобы нужные предметы всегда были под рукой.
Педагог
Хочется отметить, что рисованию никто его не учил, талант заложен в нём от природы.
Виктор Иванович любит говорить «Не бойтесь рисовать, надо сказать -я буду художником! Верьте в себя и все у вас получится».
Посетив мастерскую художника, увидели большое количество работ. Здесь были его первые работы, которыми он особенно дорожит: эскизы; много работ студенческой поры; картины нарисованные в городах – Кисловодске, Нальчике, Ялте, Крыму. Однажды отдыхая в Подмосковье, Виктор Иванович как обычно рисовал природу.
Что было дальше, расскажет В.И.
Виктор Иванович
Ко мне подошла семейная пара и попросила продать картину. Но я отказался, в то время свои работы было жалко продавать. Потом выяснилось, что это был известный писатель Чаковский с супругой. «Зная это, отдал бы картину даром».
1 ребёнок
Виктор Иванович всегда рисует природу. Единственный натюрморт «Цветы в вазе» нарисовал и подарил своей невесте, ныне жене Антонине. Она и сейчас висит на стене.
Во время службы в армии нарисовал портрет Сталина для стенда. Работа очень понравилась командирам, и он стал художником части.
Виктор Иванович
«Когда рисую, забываю обо всем, о болезни, о печалях. От рисования получаю истинное удовольствие. Никогда не работаю с плохим настроением.
На экране показываются картины художника
Педагог
Конечно же, верным помощником в его творчестве является жена – Антонина Ивановна. Она создаёт все условия для работы мужа (у них большой дом, огород, сад, цветник). Две дочери и четверо внуков не переняли увлечение деда , но во - всем ему помогают.
Из рассказа видно, что в свои 76 лет чета Хализовых бодры, полны жизненной энергии, не унывают и надеются на лучшее.
Педагог
Есть люди, которые, не смотря на свой недуг, несмотря на свою беспомощность, продолжают жить и приносить пользу и себе и родственникам. Именно таким человеком и была Радомская Римма Ивановна. Человек необыкновенной силы воли, характера, необычайно трудолюбив и вынослив.
Отец Риммы Ивановны был участником войны, пришёл домой с фронта. Был очень весёлым и жизнерадостным человеком и очень любил погулять.
1 ребёнок
Родилась Римма Ивановна в 1946 году в д.Меляево с патологией – не было кисти (культя). Вдобавок к этому недугу в 3 года переболела полиомиелитом, обезножила и стала инвалидом.
Несмотря на свой физический недостаток, окончила начальную школу, в деревне. Была очень способной ученицей. Но чтобы продолжить обучение, нужно было ехать в село Тёплово. Родители не пустили. На этом её образование закончилось. Но Римма не сдавалась, от сверстников в умственном развитии не отставала. Помогала делать уроки своим племянникам и даже решала задачи за 6 класс.
На экране фото Риммы Ивановны в разные годы.
2 ребёнок.
В послевоенные годы мама Риммы обшивала всю свою большую семью на ручной машинке. Глядя на мать, в 15 лет у Риммы проявился интерес к шитью. Сначала шила себе и домашним. Несмотря на больную руку, ловко справлялась с машинкой и ручным шитьём. Работала добросовестно, качественно. Мало- помалу, понаслышке люди узнали о том, что Римма хорошо шьёт одежду. Стала принимать заказы. За работу люди стали ей платить деньги. Это стало основным доходом и прибавкой к её маленькой пенсии. Обшивала Римма Ивановна всю округу. В её нарядах ходили и невесты, и женихи, и гости на свадьбах, девушки на школьных балах.
3 ребёнок
Для шитья использовала новомодные журналы: «Бурда», «Крестьянка» и другие. Но имела свои лекала, изготовленные собственноручно, которыми пользовалась в работе.
По словам Татьяны Ивановны – сестры Риммы Ивановны, она была оптимисткой, жизнерадостной, общительной, пользовалась уважением людей. Ни в чём себе не отказывала, вела обычный образ жизни. По характеру была самолюбивая, гордая и властная : «держала в руках всю семью, ревностно относилась к чистоте, пол мыла по 3 раза, двери крашенные каждую неделю мыла содой, и заставляла такую же чистоту поддерживать всех домочадцев.
Педагог
Шила не по настроению, а постольку, поскольку нужно было выполнять заказы, которые никогда не кончались.
В последний год жизни даже обтянула мебель в доме, которая сохранилась поныне.
В семье Радомских шитьём занимается ещё племянница Юля. Она также шьёт вещи на заказ.
Посетив семью Радомских увидели, что инвалид, просидевший всю жизнь в инвалидном кресле, смог доказать, что она полноценный член общества. Человек с сильной волей духа не опустила руки, не отчаялась, а нашла своё место в жизни. Не стала обузой родным и близким.
(Перед каждым героем звучит мелодия)
Педагог
Пчеловодством в нашем селе занимается несколько семей.
Танец «Пчёлка»
Но все они сравнительно молоды по отношению к семье Рубцова Леонида Акимыча, инвалида ВОВ. Мы посетили его дочь Александру Леонидовну и приглашаем её на сцену:
-
Александра Леонидовна.
Отец всю жизнь занимался пчеловодством. На его пассике было до 40 пчелиных семей. В то время (советское) у отца была единственная на селе лицензия по разведению пчёл, то есть мог законно продавать мёд. Он работал главным пчеловодом в совхозе. Не смотря на то что был инвалидом В.О.В (не было одной ноги) с честью справлялся со своей работой. Был необычайно добрым человеком. Всегда угощал мёдом соседских детей. Когда отец сильно болел и был не в состоянии ухаживать за пчёлами, груз ответственности за пчёл взяла жена. Он наказывал ей: «Корову продай, а пчёл не бросай, они тебя прокормят». Ведь семья была большая (6 детей)
Педагог.
Из семьи никто не перенял ремесло пчеловодства, кроме Александры Леонидовны, хотя и она занимается этим делом по велению души. По наследству ей достались ульи, сделанные ещё отцом по – старинке из ситового тёса с двойными стенками. Очень тяжёлые и добротные.
Мы с детьми выслушали подробный рассказ о пчёлах. Узнали,
1 ребёнок
Что в соты мёд поступает через 7 ступеней. За нектаром могут летать до 7 км. Живёт в среднем рабочая пчела всего 21 день. Трудится пчела с 5 часов утра до 11 часов вечера при хорошей погоде. Некоторые пчёлы так много соберут пыльцы, что падают перед ульем от своей ноши. Существует миф, что хозяина пчелы не кусают, это не правда, кусают, ещё как! С одного улья собирает до 730 кг мёда. За лето откачивает мёд 2 раза.
Показ фотографий с ульями и пчёлами собирающими мёд.
Педагог
Александра Леонидовна поделилась своими рецептами из мёда и пчёл. Их у неё целая тетрадь. Рецепты вы можете увидеть на нашей выставке.
Посетить семью Александры Леонидовны детям было интересно .Они воочию увидели настоящие ульи, одежду пчеловода, инструменты, выслушали подробный рассказ.
1 ребенок
А я опять скучаю по тебе,
По Серёже нашей, по Кутану.
Жить вдали – угодно так судьбе,
Но менять я родину не стану.
Мне б до кладбища пройти,
Поклониться дорогим могилам.
И приют печальный их найти,
Тех, кого я знала и любила.
Посидеть с тобой на берег
Рассказать душевные секреты.
Посреди зимы я не могу
Позабыть тепло и радость лета.
А Кутан в черёмухе весной,
А зимой заносит его вьюга.
Дорого нам это всё с тобой
Милая, далёкая подруга
Педагог
Это стихи Марочкиной Ольги Алексеевны, нашего местного поэта. Ольга Алексеевна родилась в маленькой деревне Валтово, на берегу реки Серёжа в 1965 году.
Там осталась её родня и любимая подруга. Там, в центре деревни, на Кутане стоит её дом, который она очень любит.
Мы приглашаем её на сцену.
Ольга Алексеевна рассказала нам, что стихи порой возникают сами по себе, из глубины души. Иногда неожиданно: на улице, в автобусе, где угодно. Просто надо успеть их записать, а то вылетят из головы, и не поймаешь!
Ольгп Алексеевна.
«Я не умею писать на заказ, по проcьбе. Тогда ничего хорошего не получится, я пробовала. Значит стихи моё хобби – любимое дело. Пишу о себе, о своих близких, о том, что действительно тронуло меня до глубины души»
Моя мама тоже сочиняла стихи. И этот дар я переняла от неё. Моя дочь Таня, тоже пишет стихи. Значит у нас это наследственное. Таня пишет о Родине, о любви, о подругах.
Педагог
Это стихотворение из детства Ольги Алексеевны. Она даже не помнит, когда его написала. Наверное, когда шла через пшеничное поле. Оно о самом любимом цветке – скромном и нежном.
2 ребёнок.
Василёк.
Средь бескрайнего поля
Распустился цветок.
И названье простое –
Цветок – василёк.
Золотые колосья
Над ним шелестят
Словно милому другу
Сказать что хотят.
В сердце нежный цветочек
Навсегда сберегу.
Васильковое поле
Я забыть не смогу.
Педагог
Вместе с родителями Ольга Алексеевна переехала жить в Тёплово. Вышла замуж, родила двоих детей – дочь и сына. Сейчас уже бабушка и имеет внучку.
Работает в школе учителем начальных классов. Она говорит: «Много было у меня учеников. Всех я помню! Очень горжусь, когда они достигают в жизни успехов. И стыдно, когда человек вырастет никчёмным трутнем».
Ольга Алексеевна пишет стихи про своих коллег. Сочиняет частушки и дружеские шаржи.
А сейчас мы попросим ее. что - нибудь почитать.
Послушав стихи, мы увидели, что каждое стихотворение как страничка из её жизни. Она рада что, если кого-то тронули её простые наивные строчки. Вдруг они помогли кому-то пережить свои жизненные трудности, потери.
Желаем ей дальнейшего творческого успеха!
Педагог
Ну что же мы продолжаем дальше.
Поистине богата земля Тёпловская талантливыми людьми, один из них Серов Евгений Владимирович. Отец его Владимир тоже воевал на фронте.
Когда мы с детьми пришли в дом Серова Егения Владимировича, то были поражены и удивлены необычайной обстановкой. Почти всё в доме Евгений сделал сам (самодельная мебель- шкафы, тумбочки, кровать, стол, стул, комоды; домашняя утварь, люстры, светильники и другие вещи). Купленных вещей почти нет.
Но сделал не просто потому, что надо на чём –то спать, сидеть и есть, а с большой любовью, вложив в изделия всю свою душу. «Дело не любишь – мастером не будешь» - давно заметили в народе. Но это не о нём.
Показ изделий мастера на экране
На нашем празднике присутствует жена Евгения Лидия Петровна. Приглашаем её на сцену.
Евгений родился в 1958 году. Увлекается резьбой с детства, поистине талантливый мастер – самоучка. Мать Евгения, учительница Анна Ивановна, очень любила рисовать, а братья её делали резную мебель. Вот от них и передался ему художественный вкус и мастерство резки по дереву.
Евгений необычайно скромный человек, не любит давать интервью, фотографироваться. Говорит: «Приходите, глядите, а всё обо всём расскажет вам жена Лида».
1 ребёнок
Мы увидели, что у мастера очень богатая фантазия. Она вплела в витиеватые узоры резьбы головы диковинных птиц, сфинксов, картинки из библии языческих праздников и русской истории. На стене и в « красном углу» – резные иконы. Их много: «Утоли моя печали», « Серафим Саровский», «Казанская богоматерь».
2 ребёнок
Каждая комната у Серовых – маленький музей. Ни одна не похожа на другую. Зал с резной стенкой, комодом и разными сюжетными картинами; спальня в нежном бело - розовом цвете , также с самодельной мебелью, стены украшены полочками для цветов в виде бабочек и необычайными рамками для фото; кухня пестрит весёлым разнообразием досок, полочек, лопаточек и другой домашней утварью. Вся кухня сделана в едином стиле. Стоит большой обеденный стол с овальными ножками, добротные табуретки, буфет. Украшает кухню русская печка, разрисованная мастером.
Лидия Петровна
«Эскизы для будущей мебели придумывает сам. - рассказывает нам хозяйка, - Приглянется какой-то рисунок – так, прямо в мастерскую и бежит. Иногда, как уйдёт туда в шесть утра, так и не спускается до вечера».
Педагог
Мастерская у Евгения приметная – резной терем, стоящий в палисаднике. Поднявшись наверх по лестнице, мы увидели, что в ней полный порядок. Нигде нет ни опилок, ни щепок. «Евгений очень любит порядок и за собой убирает сам». Все инструмент в мастерской аккуратно разложены и развешаны по своим местам.
Показ на экране
3 ребёнок
Мы с интересом всё обглядели. И словно побывали в сказке, всё очень необычно.
Мебель, сделанная руками, очень изысканна и оригинальна, а главное ни у кого такой нет.
Меня поразила мастерская, никогда не видел такое разнообразие инструментов. Всё разложено и подвешено по своим местам. Идеальный порядок.
Педагог
Впереди у мастера ещё много нереализованных задумок. Богом данный талант не даёт душе жить спокойно. Да и не к чему ей впадать в спячку. Ведь именно стараниям и любви таких людей, как Евгений, древнее ремесло резьбы по дереву несёт через время свою нестареющую эстафету.
Некоторые работы мастера можно увидеть у нас на выставке.
Звучит мелодия выходят дети и читают стихи.
Печь.
1. Русская печка, как мама
Словно молитву творит.
Печь разжигается рано,
Пламенем жарко горит.
Будто бы грусть листопада
Слышится песня в трубе.
Лёгкий дымок, словно ладан
Благоухает в избе.
2. Звон колокольный из храма
Высветил серый восток.
Слышно, как возится мама,
Ставя чугун на шесток
А на полатях детишки
Нежно, пренежно сопят.
Ох, уж мне эти мальчишки
Долго ночами не спят.
3. Сами когда-то гуляли
Так же и мы по ночам.
К печке под утро бежали-
К тёплым её кирпичам.
Русская печка, родная,
С детства тянусь я к тебе,
Ты, как и мама из рая,
В дедовской греешь избе.
Педагог
Много профессий на свете, одним мы учимся в вузах, другим в училищах. А вот Узяков Василий Фёдорович не учился своему ремеслу в высоких институтах. Жизнь заставила его работать, всему он научился с лёгкой руки своего тестя, а до чего-то дошёл сам.
1 ребёнок
Печь – это древнейший языческий центр дома. «Без печи хата – не хата», - так говорили в народе. А ещё говорили дом без печки - не жилой дом». Русская печь – это центр жилья, источник света, тепла, благополучия, достатка, место приготовления пищи, лечения. Место обитания духа – домового. С печью был связан весь быт, вся жизнь крестьян. В ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку, сушили грибы и ягоды. На печи спали дети, грели свои косточки старики. От жарко натопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю ночь.
2 ребёнок
В нашем селе среди печников остался один Узяков Василий Фёдорович, 1929 года рождения. Живут вдвоём с женой Прасковьей Павловной. Когда Василий пришёл из армии в 1953 году, профессии не было. Вскоре женился. Нужно было кормить семью. Тесть был печником. И Василий стал у него учиться этому ремеслу. Сначала много не получалось, Но нужда заставляла работать. Труд тяжёлый: глину месили ногами, воду носили из колодца. Постепенно о мастерстве Василия прослышали в соседних сёлах. И работа закипела. Печи, сделанные Василием, есть и в Саконах, и в Гремячеве, на Венце, в Первомайске, на Тёши. Причём клал не только русские, но и подтопки – круглые, квадратные, духовки. В банях тоже клал печи.
3 ребёнок
Однажды пришла к Василию одинокая женщина и попросила сложить печь из одних половинок. Василий не отказал, и до сих пор вспоминает печь, сложенную из одних половинок.
В среднем печник клал печь 3 дня. Духовку – за 1 день.
По окончании работы печник любил взять магарыч: бутылочка водки и нажаренная яичница. Конечно – же, его труд хорошо оплачивался. На эти деньги семья жила, а семья большая – 8 человек детей.
Педагог
Из–за старости Василий Федорович сейчас печки не кладёт, но люди до сих пор зовут его чинить и ремонтировать печки. Своим мастерством Василий Фёдорович гордится. И пословица «с мастерством не родятся, но добытым мастерством гордятся» - полностью подтверждает это. Печи кладёт, но не на заказ, а для себя и своих детей. Говорит, что труд очень тяжёлый.
Показ на экране фотографий Василия Фёдоровича с семьёй и его печи.
Посетив семью Узякова Василия Фёдоровича, и узнав о тяжёлом труде печника, подумали - какая это была необходимая работа в селе. В настоящее время в услугах печника ни кто не нуждается в связи с газификацией села. Много русских печей изломали в домах. Но многие хозяйки жалеют русские печи. Ведь с ней вся семья в течение дня сыта и еда вкуснее.
Исполняется танец «Осенний листопад»
Педагог
Каждая семья на селе чем-то выделяется. Семью Наумкиных знают по одному- необычайно сильные и музыкальные голоса. Родом эта семья из Кондрашкиных, которые славились пением. Пели в церковном хоре.
1 ребёнок
Мы встретились с сёстрами из семьи Наумкиных: Надеждой, Любовью и Светланой. Они рассказали, что, сколько себя помнят, всегда поют. Пели родители, отец умел играть на гармони. Когда собиралась вся семья, то их пение слышно было далеко по селу.
Показ фотографий на экране.
Песни любили петь старинные, весёлые и лирические. И сёстры сейчас в основном поют эти же песни. Любимые песни матери это – «Оренбургский платок», а у отца- «Степь да степь кругом», Под городом Горьким». Сами все вместе очень любят петь песню «деревенька моя».
Попросим сестёр спеть свою любимую песню.
2 ребёнок
В семье Наумкиных было 7 детей. Все без исключения музыкальные (поют и играют на инструментах). Брат Сергей играет на гитаре. Вместе с братом Алексеем играли раньше в ансамбле на селе и пели молодёжные песни.
В школе ни одно мероприятие не обходилось без пения сестёр. Особенно пела Надежда – была лучшей солисткой в хоре. Надя с матерью любила петь частушки выбивать дроби. Это у них выходило ловко.
Постоянно сёстры поют в хоре сельского клуба. Ездят выступать в близлежащие сёла и на конкурсы в район. До сих пор вспоминают время, когда хором руководила Хализова Антонина Ивановна.
3 ребёнок
И в настоящее время ни один праздник не обходится без пения сестёр. Участвуют в сельских мероприятиях, в школе, на праздниках.
Под стать сёстрам и мужья им попались музыкальные и весёлые. Смогут спеть и сплясать. Муж Любы – Иван Николаевич любит играть на гармони. Сёстры говорят: «Раньше было время интереснее, всё было запросто, каждый праздник справляли на улице, с песнями. Сейчас не так, то ли постарели, то ли люди изменились».
Педагог
Мы увидели, какие это дружные семьи, помогают друг другу в сельских работах, и в беде и в радостях вместе. Ведь не зря говорят: «Где песня льётся, там легче (счастливо) живётся».
Исполняется песня
Выходят оба педагога.
1 педагог
Кризисная ситуация, сложившаяся в общественной жизни России, с особой силой проявляется в духовной сфере жизни. Положение в культуре нашего Отечества оценивается как крайне тяжёлое и даже катастрофическое.
2 педагог
На основе бездуховности и бескультурья возникают многообразные пороки современного общества, молодое поколение страдает от этого более всего: уменьшилось число читающих книги, снизился интерес к общественной, культурной, научной жизни страны, практически отсутствует интерес и уважение к национальным традициям, русской самобытности, растёт подражательство западным веяниям, понятие «патриотизм» для многих подростков является пустым звуком, абстракцией.
1 педагог
Поэтому возрождение интереса к истокам приобретает особую актуальность. Мы хотим, чтобы наши дети приобщались к национально-культурным традициям своего родного края, сохраняли преемственность поколений, уважали старших, любили свою малую родину.
2 педагог
Благодаря этому проекту дети узнали много нового о наших земляках, как участниках войны, так и современных жителях, прославивших Тепловскую землю.
Это неполный перечень семей известных в нашем селе, но он дал толчок для будущего развития их интересов в этой сфере.
Дети увидели на примере увлечённых людей, что надо не праздно проводить свою жизнь, бесцельно шатаясь по улицам села, а иметь своё любимое дело, свою привязанность к чему-то интересному и оставить свой добрый след в памяти односельчан. И поистине «Памяти павших быть достойными»!
Выходят все и вместе с гостями исполняют песню «Край родной навек любимый»
1. То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной навек любимый,
Где найдёшь ещё так
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий конкурсной программы ко Дню Победы в начальной школе
Конспект классного часа ко Дню Победы для старшеклассников
Война глазами детей. Сочинение
Классный час на тему 9 мая День Победы
Похожие статьи:
Классный час на тему 9 мая День Победы, 9 класс
Урок памяти ко Дню Победы, 11 класс
Классный час «День Победы», 10-11 класс
Сценарий концерта День Победы в сельском клубе
Мероприятия к 9 мая в школе. Сценарии