Многофункциональная дидактическая игра "Варись, варись, кашка..."
Автор методической разработки: Андриевская Наталья Михайловна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБОУ Школа №57 г.о. Самара.
Описание работы: Данное пособие предназначено для непосредственно-образовательной и игровой деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Обучающие направления пособия:
ознакомление с окружающим и развитие речи.
"Варись, варись кашка..." представляет систему речевых игр и упражнений, направленных на развитие слуховой памяти и слухового внимания, словесно-логического мышления, воображения, мелкой и общей моторики. Данное пособие имеет многофункциональный характер, и может быть использовано на индивидуальных, на групповых занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Вариантов игры много, задания можно усложнять в зависимости от возраста дошкольников.
В процессе реализации игрового практического материала дети усваивают знания о каше как продукте здорового питания. Культура питания является важной частью общей культуры здорового и безопасного образа жизни дошкольников, что отражено в Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Многофункциональное дидактическое пособие "Варись, варись кашка..." адресовано учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям, родителям и предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет.
Цель пособия: развитие связной речи, формирование лексико-грамматических конструкций, обогащение словаря дошкольников посредством усвоения знаний о полезности каши как продукте здорового питания.
Задачи:
Образовательные
- закрепить умение называть и различать названия круп и каш;
- закрепить знания основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый);
- закрепить/формировать умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
- закрепить/формировать умение образовывать относительные прилагательные;
- закрепление различение понятий "фрукты", "ягоды";
- закрепление навыка чтения.
Развивающие
- развивать тактильное восприятие;
- развивать тонкую моторику пальцев рук;
- развивать любознательность;
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать художественно-эстетическое восприятие дошкольников;
- закреплять навык чтения.
Воспитательные
- воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию;
- воспитывать уважительное отношение к взрослым;
- формировать позитивные установки к труду и творчеству;
- развивать у ребёнка способность общаться со сверстниками и взрослым в процессе совместной деятельности;
- способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий у дошкольников.
Комплектность пособия:
ламинированные макеты кастрюль разных цветов с прикреплёнными на двухсторонний скотч пакетиками с крупами - 8 штук, ламинированные макеты крышек к кастрюлям - 8 штук
прозрачные пакетики с крупами - 8 штук
тканевые мешочки с крупами - 8 штук,
ламинированные макеты тарелок с кашами (средний размер) - 8 штук, ламинированные макеты тарелок с кашами (большой размер) - 6 штук
ламинированные фигурки: фигурка девочки - 3 штуки, фигурка мальчика - 2 штуки, фигурка поварёнка - 1 штука
ламинированные макеты ягод, орехов и фруктов для украшения каши (на двухстороннем скотче)
печатные карточки с названиями каш - 6 штук
Варианты игр
I.
Мамины помощники
Возраст детей: 3 - 4 года
Количество участников: от 2 до 6 человек
Оборудование: прозрачные пакетики с крупами - 4 штуки (
манная крупа, гречневая крупа, гороховая крупа, пшённая крупа), макеты кастрюль - 4 штуки (
красная, жёлтая, синяя, зелёная), макеты крышек к кастрюлям (
соответствующие по цвету), фигурка мальчика.
Описание игры:
1.
Взрослый знакомит детей с
мальчиком (
показывает фигурку мальчика), который очень любит каши.
2. Детям предлагается помочь маме сварить кашу.
Взрослый уточняет - из чего варят каши, раздаёт детям (или выкладывает на стол)
прозрачные пакетики с крупами. Дети рассматривают, ощупывают пакетики, называют цвет крупы и определяют, какая она на ощупь. Затем, с помощью
взрослого, уточняют название каждой крупы: белая, мелкая, мягкая -
манная крупа; жёлтая, мелкая, круглая, твёрдая -
пшённая крупа; твёрдая, тёмная, колючая -
гречневая крупа; твёрдая, светлая, гладкая, крупная -
гороховая крупа.
3.
Взрослый спрашивает детей, в чём варят кашу, показывает
макеты кастрюль, дети называют цвета кастрюль. Далее детям предлагается "сварить" каши: манную - в жёлтой кастрюле, гороховую - в синей и так далее. (
дети с помощью взрослого прикрепляют прозрачные пакетики с крупами к соответствующей кастрюле )
4. "Чтобы каша сварилась быстрее" дети "накрывают"
кастрюли крышками, подобрав их по цвету. Каша готова!
II.
Помоги поварёнку
Возраст детей: 4 - 5 лет
Количество участников: от 2 до 8 человек
Оборудование: прозрачные пакетики с крупами - 8 штук, тканевые (непрозрачные) мешочки с крупами - 8 штук, макеты кастрюль с прикреплёнными пакетиками с крупами - 8 штук, макеты тарелок с кашами (средний размер) - 8 штук, фигурка поварёнка
Описание игры:
1. Дети рассматривают, ощупывают
прозрачные пакетики с крупами, говорят название каждой крупы. Рассказывают, что варят из круп.
2. Дети помогают поварёнку определить крупу. Ощупывают
тканевые мешочки с крупами, называют, какая крупа в каждом мешочке.
3.
Взрослый показывает детям
кастрюли с прикреплёнными пакетиками с крупами. Дети рассказывают, какую кашу варят из каждой крупы.
4. Дети называют
цвет каждой кастрюли и кашу, которую поварёнок варит в каждой кастрюле (
в оранжевой кастрюле поварёнок варит рисовую кашу, в голубой кастрюле поварёнок варит гречневую кашу и так далее).
Примечание: можно провести игру "Что изменилось?", поменяв на кастрюлях пакетики с крупами.
5.
Поварёнок "угощает" всех кашей.
Взрослый раздаёт детям
макеты тарелок с кашами. Дети называют кашу в каждой тарелке и говорят, из какой крупы её сварил поварёнок.
III.
Кулинарные художники
Возраст детей: 5 - 7 лет
Количество участников: от 2 до 6 человек
Оборудование: печатные карточки с названиями каш - 6 штук, макеты тарелок с кашами (большой размер) - 6 штук, макеты ягод, фруктов, орехов.
Описание игры:
1.
Взрослый предлагает детям стать кулинарными художниками и раздаёт
печатные карточки с названиями каш.
2. Дети читают названия каш (самостоятельно или с помощью товарища). Каждый ребёнок выбирает
тарелку со "своей" кашей и говорит, какую кашу он будет украшать (
"Я буду украшать манную кашу"и так далее).
3. Выполнение аппликации "Вкусная каша". Дети украшают кашу
фруктами, ягодами и орехами. Рассказывают, чем украсили своё блюдо.
Примечание: как вариант игры - проведение конкурса "Самая красивая каша".
Рекомендуем посмотреть:
Речевые игры для развития связной устной речи младших школьников
Методическая разработка тематической прогулки для детей старшего дошкольного возраста
Развивающие игры на уроках изобразительного искусства
Речевые игры для детей 5 - 9 лет
Похожие статьи:
Авторам
Здоровое питание
Настольная познавательная игра для 7-11 классов. Юный диетолог
Развивающая игра для детей 5-7 лет «Мир вокруг нас»