Методическая разработка познавательной игры для школьников «Юный диетолог»
Настольная игра для учащихся 7-11 классов
Составитель: Гречухина Зинаида Юрьевна, преподаватель биологии МКОУ СОШ №1 / Свердловская область г. Невьянск.
Игра «Юный диетолог» предназначена для ознакомления учащихся 7-11 классов (14-17 лет) с набором продуктов, формирующих рациональное питание подростка, снижающее риски развития алиментарно-зависимых заболеваний и правилами формирования ежедневного и еженедельного рациона.
Содержание методической разработки
От автора
Словарь терминов
Комплектность
Правила игры
Требования к составлению меню
Список карточек продуктов и блюд
Рекомендации по оптимизации рациона питания подростка
Дневник питания
Пирамида питания
От автора
В течение 2-х лет в рамках учебно-исследовательского проекта «Влияние структуры питания на формирование здоровья школьников» мы с группой учащихся проводили исследование фактического питания школьников старших классов и изучали его влияние на здоровье подростков.
Мы обратили внимание на следующие проблемы:
1. несмотря на доказательность и убедительность информации, которую мы рассказывали учащимся, своё питание решили изменить лишь несколько человек, принимавших участие в нашем исследовании;
2. информация о рациональном питании для многих оказалась интересной, понятной, но практически трудно применимой, т.к. многие школьники не знают, каким образом перевести группы продуктов, представленные в наглядном пособии «Пирамида питания» в кулинарные блюда, чтобы питаться правильно.
Мы пришли к выводу, что необходимо наглядно показать каждому школьнику
- что нужно есть,
- в каком количестве,
- как часто.
Таким образом, было решено создать настольную игру «Юный диетолог».
Настольная игра «Юный диетолог» может быть использована как учебное пособие на уроках биологии, в качестве домашнего задания или на классных часах по теме ЗОЖ и др. Игра легко (без особых материальных и временных затрат) может быть изготовлена учащимися средних и старших классов.
Игра «Юный диетолог» предназначена для ознакомления учащихся 7-11 классов (14-17 лет) с набором продуктов, составляющих рациональное питание подростка и правилами формирования ежедневного и еженедельного рациона.
Выполнение такого задания поможет школьнику в простой форме (без применения специальных вычислительных методик) составить для себя идеальное меню, соответствующее принципам рационального питания, которое возможно применить на практике. (ДЗ - дневник) В ходе игры учащиеся смогут сравнить, насколько их фактическое питание отличается от рационального (для этого необходимо вести дневник питания в течение 7 – 14 дней)
При составлении идеального меню используется набор продуктов и блюд в той кратности (сколько раз в день, в неделю) и том объеме (разовая порция), который был составлен с помощью компьютерной программы «Анализ состояния питания человека» в процессе учебно-исследовательской работы, и рекомендован Институтом питания РАМН. Такое питание достоверно снижает риски развития ожирения, сахарного диабета 2 типа, сердечно-сосудистых заболеваний, гиповитаминозов и др.
При подборе идеального меню были учтены следующие параметры:
- возраст 14 -17 лет;
- средние антропометрические показатели, выявленные нами в исследуемых группах (рост 165 см, вес 58 кг – для девушек; рост 172 см, вес 64 кг – для юношей);
- индекс физической активности, полученный в исследовании – 1,4 - 1,6 (низкая физическая активность)
Выполнять задания, предложенные в игре «Юный диетолог» можно индивидуально, в парах или несколькими группами, каждая из которых отвечает за составление меню на конкретный день недели.
Мы провели игру. Увлекательно, не оставит равнодушным.
Ребята!
Рациональное питание является основой здорового образа жизни и значительно снижает риск развития ожирения, сердечно-сосудистых и других заболеваний. Играя, вы познакомитесь с набором продуктов, формирующих рациональное питание подростка, и легко составите идеальное меню для себя. Успешно выполняя задания игры, вы становитесь юным диетологом, т.е. начинающим специалистом по рациональному питанию. Знания по диетологии и их применение помогут вам укрепить свое здоровье, а значит, вы сможете достичь высоких результатов в спорте, учебе и в жизни.
Словарь терминов
Алиментарно-зависимые заболевания – это ряд заболеваний, риск развития которых усиливается при нарушениях питания или наоборот может быть снижен за счет воздействия пищевого фактора. Это вся группа сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе, атеросклероз. А также остеопороз, сахарный диабет второго типа, ожирение, некоторые онкологические заболевания, напрямую связанные со структурой питания.
Диетолог – врач, специалист по диетологии.
Диетология – прикладной раздел медицины, занимающийся организацией группового и индивидуального питания.
Нутриенты – вещества, которые помогают организму осуществлять свою функцию, за счет нормализации биохимических процессов в каждой клетке организма.
Рациональное питание – представляет собой максимально сбалансированное сочетание в рационе человека жиров, углеводов, белков, витаминов, аминокислот, микроэлементов и других веществ.
Комплектность
Комплект игры включает:
1. большое игровое поле для составления меню на неделю;
2. карточки продуктов и блюд;
3. индивидуальные формы для записи меню;
4. брошюра «Юный диетолог» (правила игры).
Правила игры
1. Ознакомьтесь со «Списком карточек продуктов и блюд»
2. С помощью карточек блюд и продуктов на большом игровом поле составьте семидневное меню с учетом «Требований к составлению меню».
3. Постарайтесь использовать все предложенные карточки.
4. Обозначьте в индивидуальных формах режим питания.
5. Проанализируйте составленное меню и представьте, можно ли его использовать на практике. Подумайте, чем можно заменить те продукты, которых, по каким-либо причинам, вы не имеете.
6. Запишите составленное вами идеальное меню в индивидуальную форму.
7. Обсудите дома с родителями идеальное меню и придерживайтесь его.
Требования к составлению меню
1. Питание должно быть разнообразным (блюда не должны повторяться в течение одного дня).
2. Более калорийные продукты и блюда (жареные, жирное мясо и др.) включаются на завтрак и обед.
3. Завтрак обязательно должен включать белковые продукты и жиры.
4. Обед начинается с блюд, стимулирующих пищеварение (суп, салат).
5. Ужин должен включать сложные углеводы (овощи, блюда из цельных круп) и легко усвояемый белок (мясо птицы, рыбы).
6. Ежедневно включайте в рацион фрукты.
7. Режим питания - 4-5-разовое, с интервалом не менее 3,5 - 4 часа; последний прием пищи не позднее, чем за 2 часа до сна.
Список карточек продуктов и блюд
продукты
|
разовая порция
|
кол-во карточек
|
хлеб
|
булка сдобная
|
50 г
|
1 шт.
|
блины
|
50 г
|
1 шт.
|
пирожки с любой начинкой
|
60 г
|
1 шт.
|
сушки, баранки
|
60 г
|
1 шт.
|
печенье, пряники
|
60 г
|
1 шт.
|
бутерброд с маслом
|
30 г/12 г
|
3 шт.
|
бутерброд с сыром
|
30 г/30 г
|
1 шт.
|
бутерброд с колбасой
|
60 г/40 г
|
1 шт.
|
хлеб пшеничный с отрубями
|
60 г
|
9 шт.
|
хлеб пшеничный с отрубями
хлеб черный
|
60 г
35 г
|
7 шт.
|
крупы, макароны
|
макароны отварные
|
180 г
|
1 шт.
|
крупы
(каши без молока, гарнир)
|
150 г
|
6 шт.
|
молочная каша
|
200 г
|
2 шт.
|
овощи
|
картофель отварной или пюре
|
200 г
|
3 шт.
|
картофель жареный
|
150 г
|
1 шт.
|
салат: огурцы свежие помидоры свежие
|
70 г
70 г
|
2 шт.
|
салат: капуста свежая
морковь
петрушка, укроп и др. зелень
|
80 г
50 г
10 г
|
2 шт.
|
капуста свежая
|
100 г
|
1 шт.
|
капуста квашеная
|
50 г
|
1 шт.
|
щи, борщи, овощные супы
|
250 г
|
3 шт.
|
морковь
|
50 г
|
1 шт.
|
свекла, винегрет
|
50 г
|
3 шт.
|
помидоры свежие
петрушка, укроп и др. зелень
|
120 г
10 г
|
1 шт.
|
суп гороховый (бобовые)
|
200 г
|
1 шт.
|
фрукты
|
яблоки, груши
|
100 г
|
3 шт.
|
ягоды (смородина, земляника, черника)
|
100 г
|
3 шт.
|
вишня, черешня, слива, абрикос
|
90 г
|
5 шт.
|
апельсины, мандарины
|
150 г
|
3 шт.
|
компоты домашние
|
150 г
|
1 шт.
|
соки натуральные фруктовые
|
150 г
|
2 шт.
|
кондитерские изделия
|
варенье, мед, джем
|
40 г
(1 ст.л.)
|
5 шт.
|
конфеты карамель
|
2 шт.
|
3 шт.
|
шоколад
|
25 г
|
3 шт.
|
пирожные, торты
|
90 г
|
1 шт.
|
жиры
|
масло растительное
|
15 г
(1 ст.л.)
|
5 шт.
|
майонез
|
15 г
(1 ст.л.)
|
1 шт.
|
мясо
|
говядина в любом виде
|
100 г
|
3 шт.
|
свинина в любом виде
|
80 г
|
1 шт.
|
мясо птицы (курица, утка)
|
110 г
|
3 шт.
|
печень животных в любом виде
|
50 г
|
1 шт.
|
котлеты
|
90 г
|
1 шт.
|
рыба
|
рыба жареная или вареная
|
120 г
|
3 шт.
|
рыба солёная
|
25 г
|
1 шт.
|
молоко и молочные продукты
|
кефир, простокваша, ряженка
|
200 г
|
3 шт.
|
кисло-молочные продукты (жирность до 1,5%)
|
200 г
|
5 шт.
|
молоко, сливки
|
200 г
|
3 шт.
|
молоко (жирность до 1%)
|
200 г
|
5 шт.
|
сметана
|
10 г (1 ч.л.)
|
1 шт.
|
творог, блюда из творога
|
50 г
(3 ст.л.)
|
1 шт.
|
сыр твердый, плавленый
|
30 г
|
1 шт.
|
яйца варенные, омлет, яичница
|
52 г
(1 крупное)
|
1 шт.
|
напитки
|
кофе
|
200 мл
|
2 шт.
|
чай
|
200 мл
|
14 шт.
|
сахар
|
7 г (1 ч.л.)
|
14 шт.
|
сладкие безалкогольные напитки
|
200 мл
|
1 шт.
|
Рекомендации по оптимизации рациона питания подростка
Так как идеальное меню не в полной мере обеспечивает организм некоторыми нутриентами, необходимо дополнить его специализированными продуктами питания (СПП).
Нутриент, требующий
восполнения
|
СПП, содержащие нутриент
|
Пищевое волокно
|
Отруби (зерновые оболочки злаков)
|
Витамин А
|
Масляный концентрат облепихи, сок моркови
|
Витамины группы В
|
Отруби (зерновые оболочки злаков), комплексные витаминные препараты
|
Полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК)
|
Нерафинированные растительные масла,
рыбий жир
|
Дневник питания
Данная форма предназначена для ежедневной записи употребляемой пищи и напитков, чтобы сравнить фактическое питание с идеальным меню, составленным в процессе игры
Продукт или блюдо (название)
|
Вес в граммах или мл
|
Завтрак:
1.
2.
3.
|
|
Обед:
1.
2.
3.
|
|
Полдник:
1.
2.
3.
|
|
Ужин:
1.
2.
3.
|
|
Пирамида питания (наглядное пособие)
Рекомендуем посмотреть:
Здоровое питание
Витамины