Консультация для воспитателей на тему «Взаимодействие с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду компенсирующего вида»
учитель-дефектолог Демьянченко Н.Н., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида № 6 «Золотой ключик» муниципального образования Тимашевский район
Цель – информирование воспитателей в вопросах взаимодействия с родителями детей со сложными нарушениями.
Задачи: раскрыть педагогам особенности взаимодействия воспитателя с родителями со сложными нарушениями в период адаптации к детскому саду; обобщить опыт взаимодействия «воспитатель – родитель»; способствовать развитию коммуникации и продуктивного взаимодействия для достижения единой цели воспитания и развития в рамках темы; воспитывать уважение к особенностям семейного воспитания каждой семьи данной категории детей с ОВЗ в период адаптации ребенка.
Предложенная информация разработана в помощь воспитателям, учителю-дефектологу, тесно взаимодействующих с родителями детей дошкольного возраста со сложными нарушениями. Консультация может быть полезна родителям данной категории детей, посещающих и не посещающих ДОУ в качестве рекомендаций по облегчению течения адаптационного периода, а также педагогу-психологу.
Поступающие в ДОУ компенсирующего вида дети имеют свои психофизиологические особенности. Ребята разного возраста с особенностями развития
требуют создания особых условий, требующих от всех участников образовательных отношений дифференцированного подхода.
Важно помочь ребенку привыкнуть к условиям детского сада. В помощи нуждаются не только дети, но и взрослые, их родители - основные помощники в этом вопросе.
Вам, педагогам, необходимо
приложить немало усилий для установления доверительных отношений с родителями, ведь вам передают свое сокровище для сохранения и полноценного развития.
Необходимо
подготовить родителя к предстоящей непредсказуемой адаптации ребенка. Даже если первые дни и даже недели проходят для ребенка безболезненно, родители должны быть
готовы к негативным всплескам, эмоциональным проявлениям. В течение дня меняется поведение детей независимо от их здоровья и самочувствия.
Часто родители жалуются, что ребенок стал неуправляемым, агрессивным, конфликтным, кто-то с радостью идет в группу к детям, но все же, чаще расставание с мамой сопровождается слезами, истерическим состоянием.
Эти проявления естественны в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение.
Задача воспитателя в этот непростой период,
проводить разъяснительные беседы с родителями, объяснять, что после ухода родителя из сада, ребенок быстрее отвлекается и успокаиваются. К этому нужно
относиться терпимее,
настраивать ребенка на хорошее настроение, игру и не затягивать расставание.
Сообщите родителям о том, что некоторые дети могут даже
"регрессировать" в развитии — могут хуже разговаривать, возможны нарушения мочеиспускания, нарушения аппетита и, казалось бы, сформированных навыков самообслуживания.
Объясняйте родителям, что и в этот и в последующее время нужно постараться
ограничить нагрузку на нервную систему ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в спокойных совместных играх, за просматриванием книг. Очень важно напоминать маме и папе об эмоциональном развитии ребенка:
ребенку важно осознавать себя любимым и нужным, получать ласку, заботу и внимание, физический контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться.
Как долго может протекать адаптационный период, это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка и от настроя самого родителя.
Как родителю помочь в этот сложный период своему ребенку?
Для того, чтобы облегчить ребенку привыкание, сопровождайте родителя, направляйте их действия в помощь развития ребенка.
Совместно приучайте его к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания: самостоятельно посещать туалет, снимать и одевать одежду, расстегивать и застегивать сандалии, открывать кран с водой, регулировать напор воды, подставлять руки и мыть их, вытирать каждый пальчик полотенцем. Развитие навыков самообслуживания не только делают ребенка самостоятельнее, но и способствуют
развитию мелкой моторики.
Обращайте внимание родителя на то, что умение сидеть во время приема пищи за столом, кушать самостоятельно, пользоваться салфеткой и выполнение элементарных трудовых поручений: отнести салфетку в мусорное ведро, убрать за собой посуду, задвинуть стул после еды - формируют в ребенке
ответственность, самостоятельность, самоконтроль.
Расскажите маме и папе об организации занятий в детском саду, выясните, как занимается ребенок дома, есть ли у него свое место. Акцентируйте внимание родителя на том, что для занятий ребенку нужно определенное место, где его не будут отвлекать посторонние предметы. Покажите родителю, как исследовать предмет, игрушку: обращать внимание на поверхность, какая она, мягкая, гладкая или шероховатая; обращать внимание на цвет и форму, осуществлять с игрушкой соответствующие действия (машинка едет, юла крутится, из конструктора можно что-нибудь построить).
И конечно,
не забудьте уделить внимание сохранению родителем здоровья ребенка: относиться терпимее к участившимся простудным и вирусным заболеваниям, как следствие особенностей адаптации, одевать ребенка в соответствие с погодой, лечить по назначению врача и обязательно долечивать до полного выздоровления.
Придерживаясь этих рекомендаций вы, уважаемые педагоги, окажете родителям сопровождение и поддержку в сложный адаптационный период для ребенка.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для воспитателей младших групп детского сада
Консультация для воспитателей детского сада. О роли игры для дошкольников
Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду
Как привлечь внимание детей