Картотека упражнений для дошкольников с ОВЗ на тему «Рыбы»
Автор: Демьянченко Наталья Николаевна, учитель-дефектолог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 6 "Золотой ключик" Муниципального образования Тимашевский район
Данная подборка упражнений разработана в помощь воспитателям, учителю-дефектологу, работающих с детьми раннего возраста, с дошкольниками с ОВЗ. Представленная практическая информация может быть информативна для родителей данной категории детей, посещающих и не посещающих ДОУ в качестве рекомендаций по дополнительному развитию ребенка.
Цель – формирование сенсорных эталонов и развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ по теме: «Рыбы».
Задачи: продолжать формировать умение сличать игрушки рыб с их изображением, с плоскостными геометрическими формами, исследовать их на ощупь, пополнять и активизировать словарь по теме, развивать тактильно-двигательное восприятие; воспитывать интерес к получению результата деятельности, бережное отношение к пособиям.
Упражнение «Найди пару»
Цель – сличение парных предметов и парных картинок.
Задачи: учить (продолжать учить) находить по словесной инструкции игрушки рыбок, сличать с их изображением; развивать восприятие, переключаемость внимания, память; воспитывать бережное отношение к пособиям.
Материалы: игрушки рыбок, другие предметы из игровой зоны; картинки с изображением рыб, контуры рыб, изображенные на листе бумаги; контейнер.
Условия проведения:
Педагог предлагает ребенку среди игровых предметов найти только рыбок, собрать их в контейнер. Затем - найти пару среди изображений рыбок сличением. Затем предлагает найти контур изображенной на картинке рыбы.
1в. Ребенок выполняет задание самостоятельно с небольшой помощью взрослого.
2в. Педагог, комментируя действия, стимулирует ребенка присоединиться и выполнить упражнение самостоятельно.
Упражнение «Найди»
Цель – развитие тактильно-двигательного восприятия.
Задачи: продолжать учить исследовать предметы на ощупь, продолжать сличать с их изображением; развивать тактильно-двигательное восприятие; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материалы: игровой набор рыбок, контейнеры; тканевый мешочек.
Условия проведения:
Педагог предлагает ребенку найти и показать среди представленных игровых предметов только рыбок. Затем предложить опустить руку в мешочек, брать и удерживая предмет по одному на ощупь тактильно в мешочке исследовать его, определить рыбку.
1в. Ребенок выполняет задание самостоятельно с небольшой помощью взрослого.
2в. Педагог и ребенок выполняют упражнение совместно. Педагог эмоционально комментирует, стимулирует ребенка присоединиться к его действиям и выполнить упражнение самостоятельно.
Упражнение «На что похоже?»
Цель – развитие восприятия формы.
Задачи: продолжать учить исследовать игровые предметы на ощупь (игрушка рыбки) учить сличать их с плоскостными геометрическими формами овалом и треугольником; накапливать представления о геометрической форме овал; развивать зрительное восприятие; воспитывать интерес к организованной деятельности.
Материалы: игрушки рыбок, изображения рыбок, плоскостные геометрические формы овал и треугольник.
Условия проведения:
Педагог предлагает ребенку обвести изображенную на картинке рыбку по контуру указательным жестом сначала всю, затем обвести только тело, и среди фигур найти ту, которая напоминает тело (овал), и только хвост , и найти ту (треугольник), которая напоминает хвост. Предлагает ребенку рядом с изображением рыбки из этих фигур (треугольника и овала) собрать схематическое изображение рыбки.
1в. Ребенок выполняет задание самостоятельно с небольшой помощью взрослого.
2в. Педагог совместно с ребенком выполняют упражнение. Педагог стремится к самостоятельному выполнению ребенком упражнению или фрагментам самостоятельного выполнения.
Упражнение «Рыба»
Цель – активизация словаря ребенка.
Задачи: способствовать пополнению пассивного и активизации словаря ребенка словами-существительными, называющими части тела рыбы: плавник, голова (глаза), хвост, чешуя; развивать зрительное и слуховое внимание, память; воспитывать интерес к организованной деятельности, бережное отношение к пособиям.
Материалы: картинки с изображением рыб; игрушка рыбы.
Условия проведения:
Педагог обращает внимание ребенка на игрушку рыбы, картинки с изображением рыб.
- Где рыба? или Покажи рыбу.
- У рыбы есть голова, покажи.
- Где глаза?
- Плавники (показывает) помогают плыть рыбе в воде.
- Покажи плавники.
- Тело рыбы покрывает чешуя. Чешуя защищает тело, помогает плавать.
1в. Ребенок участвует в беседе с помощью вербальной речи. Педагог оказывает ребенку посильную помощь.
2в. Педагог формирует понимание ребенком слов: рыба, голова, хвост. Ребенок участвует в беседе с помощью жестовой речи или педагог выполняет упражнение совместно с ребенком.
Игровая ситуация «Изобрази»
Цель - развитие понимания речи.
Задачи: способствовать пониманию фразы: рыба плывет и умению имитировать соответствующего действия; развивать устойчивость и переключаемость внимания, двигательную память; воспитывать интерес к деятельности.
Материалы: картинки с изображением рыбы, игрушка рыбы.
Условия проведения:
Педагог предлагает ребенку вспомнить и показать всех рыбок, затем обращает внимание на то, что рыба плывет в воде «вот так» : соединяет кисти руки, выпрямляет, и комментирует: рыбка плывет вверх, вниз, влево, вправо (показ сопровождает демонстрацией).
- Ты хочешь поиграть в рыбок?
- Тогда давай вместе…(осуществляет посильную помощь ребенку).
1в. Ребенок выполняет движения по подражанию и самостоятельно в соответствие услышанного текста, запоминает.
2в. Педагог проговаривает, выполняет для ребенка и вместе с ним, помогает выполнить и запомнить движения.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет
Дидактические игры (словесные) для детей 5-6 лет
Дидактическая игра для детей 6-9 лет. Весёлый огород
Дидактическая игра для младших дошкольников
Похожие статьи:
Рассказ про рыб для детей 6-7 лет
О рыбе налим детям
Произведения о рыбах для дошкольников 5-6-7 лет
Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет
Дидактическая игра «Найди пару» для детей 3-4 лет