Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Упражнения по ФЭМП для младших дошкольников. Картотека

Картотека упражнений для дошкольников по формированию элементарных математических представлений. Ранний дошкольный возраст
Автор: Демьянченко Наталья Николаевна, учитель-дефектолог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад компенсирующего вида № 6 "Золотой ключик" муниципального образования Тимашевский район, г. Тимашевск
Описание:
Данная подборка упражнений по формированию элементарных количественных представлений разработана для дошкольников со сложным фефектом. Может быть использована родителями, воспитателями групп раннего возраста, учителем-дефектологом в качестве вспомогательного пособия при подготовке к занятию. Каждое упражнение имеет варианты содержания для детей с разным уровнем развития и особенностями усвоения и переработки информации.
Цель - формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
пополнять элементарные математические представления у дошкольников со сложным дефектом; развивать зрительную, тактильно-двигательную память; воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к участию в организованной деятельности.
1. Упражнение «Действия»
Задачи: продолжать организовывать практические действия детей с различными предметами и непрерывными множествами (песок, вода, и т.д.): выкладывать из контейнера, собирать в контейнер, пересыпать из одного контейнера в другой»; развивать зрительное, тактильно-двигательное восприятие, внимание; воспитывать интерес к целенаправленной деятельности.
Материалы: элементы конструктора мелкого размера, сыпучие материалы: песок, горох; пустые контейнеры.
Примерный ход:
1. Организационный этап:
Педагог обращает внимание ребенка на множества (конструктор, сыпучие материалы)
2. Коррекционно-развивающий этап:
- Много деталей на ковре (показ простого жеста «много»)
Педагог предлагает ребенку сложить детали конструктора в контейнер, стимулирует выполнить, присоединяясь к своим действиям или следуя словесной инструкции, захватывая детали по одному.
Далее обращает внимание ребенка на контейнеры с сыпучими материалами разного размера, обращает внимание, что интересно пересыпать в пустой контейнер, стимулирует присоединиться к действиям и выполнять действие по словесной инструкции.

3. Итоговый этап:
Фиксируя руку ребенка, педагог показывает рукой ребенка то, чем занимались, озвучивает: много деталей, одна деталь, пустой контейнер, полный контейнер.
2. Игровая ситуация «Выделение, составление группы»
Задачи: формировать (продолжать формировать, тренировать) умение выделять отдельные предметы из группы, составлять группы из одинаковых предметов; выкладывать их в ряд слева направо; развивать зрительное, тактильно-двигательное восприятие, внимание; воспитывать интерес получения результата деятельности.
Материалы: кубики, элементы мозаики, д/и «Сложи узор»; контейнеры, игрушки машин, отличающихся по размеру.
Примерный ход:
1. Организационный этап:
Педагог обращает внимание ребенка на перемешанные детали мозаики и кубики.
2. Коррекционно-развивающий этап:
Педагог стимулирует ребенка разложить все по контейнерам, разделив предметы на группы по образцу (словесной инструкции; стимулирует присоединиться к действиям по подражанию).
- Где кубики, покажи.
- Покажи элементы мозаики.
- Найди машину.
- Машина едет по дороге. Давай сделаем дорогу для машины?
- Из чего сделаем дорогу?
- Дорогу построим из кубиков.

1-й вариант
Педагог стимулирует ребенка слева направо выложить последовательный ряд – дорогу для машины.
- Попробуй, подходит дорога для машины?
- Как едет машина по дороге, покажи.

2-й вариант
Педагог обращает внимание ребенка на машину большего размера.
- Эта машина поедет по дороге? Стимулирует ребенка попробовать
- Эта дорога узкая, нужно сделать ее шире.
Педагог берет кубик, ставит слева под первым кубиком, достраивает ряд ниже под первым рядом, стимулируя ребенка присоединиться.
- Дорога готова! Едет машина по дороге, попробуй.
3. Итоговый этап:
Педагог с помощью вербальной, невербальной речи ребенка вспоминают, что делали на занятии.
3. Упражнение "1 и много"
Задачи: формировать умение (продолжать формировать, тренировать) выделять 1 и много предметов из группы по подражанию, образцу (словесной инструкции), отвечать на вопрос (вербально – невербально); соотносить с количеством пальцев; развивать тактильно-двигательное восприятие; воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Материалы: элементы конструктора крупного размера, пустые контейнеры, счетный материал.
Примерный ход:
1-й вариант
1. Организационный этап:
Педагог обращает внимание ребенка на множества (конструктор, счетный материал)
2. Коррекционно-развивающий этап:
- Много всего на ковре (показ простого жеста «много»).
- Покажи «много»! (показ простого жеста ребенком)
Педагог предлагает ребенку сложить детали конструктора в контейнер, захватывая детали по одному.
- Возьми одну. Каждый раз помогает захватить, удержать кистью руки, комментирует: «одна».
- Одна деталь, показывая один палец.
- Покажи один палец. (помогает ребенку сформировать указательный жжет, при показе палец держать вверх).
- Возьми одну.
- Сколько взял, покажи на пальцах.
- Покажи одну.
- Покажи много.
3. Итоговый этап:
- Сколько деталей, покажи…(показ ребенком жеста «много»)
- Возьми один.
- Покажи, сколько я взяла (ребенок показывает один палец).

2-й вариант
Педагог накапливает представление, работает над пониманием количества «1» и «много», следит за фиксацией взгляда на предмете и использование жестов: указательного и «много» по назначению.
4. Упражнение «Пустой-полный»
Задачи: формировать (продолжать формировать, тренировать) умение различать количества пустой-полный; развивать тактильно-двигательно восприятие, внимание; воспитывать интерес к целенаправленной деятельности.
Материалы: элементы мелкого конструктора, сыпучие материалы (песок, хорох, манка), контейнеры, поднос.
Примерный ход:
1й вариант
1. Организационный этап:
Педагог обращает внимание ребенка на контейнеры пустые и наполненные сыпучими материалами.
2. Коррекционно-развивающий этап: Обращает внимание ребенка на то, что интересно пересыпать материалы из полного в пустой контейнер, стимулирует присоединиться к действиям и выполнять действие по словесной инструкции.
- Этот контейнер полный, здесь песок, (педагог поднимает, комментирует: «тяжелый»).
- Подними….
- Тяжелый?
- А этот (показ на пустой) – пустой, он легкий (поднимает, переворачивает), здесь ничего нет.
- Покажи пустой (полный).
На глазах ребенка педагог пересыпает из полного в пустой.
- Теперь этот полный (показ), а этот пустой (показ).
- Хочешь наполнить пустой контейнер?
- Возьми полный, пересыпай в пустой.
- Где пустой?
- Где полный?
3. Итоговый этап:
- Покажи, где пустой (полный) контейнер.
2-й вариант
Педагог накапливает представления у ребенка о количестве: пустой, полный, давая возможность практически действовать с сыпучими материалами (пересыпать из полного в пустой).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект по ФЭМП в младшей группе. Круг Итоговое мероприятие во 2 младшей группе. ФЭМП Конспект открытого занятия по познавательному развитию для второй младшей группы Непосредственно образовательная деятельность по математике для детей младшей группы

Похожие статьи:

Конспекты занятий по математике во 2 младшей группе

Конспект занятия по математике. Тема: «Сначала - потом». Вторая младшая группа

Конспект занятия по математике. Тема: «Равенство предметов». Вторая младшая группа

Конспект занятия по ФЭМП в детском саду во второй младшей группе. Тема: «Круг, квадрат»

Планирование занятий по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС на год

Консультация для воспитателей ДОУ. Взаимодействие с родителями в период адаптация ребенка к детскому саду | Развитие метаматематических способностей младших дошкольников в игре
Опубликовано: 1869 дней назад (10 ноября 2019)
Просмотров: 1351
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!