Занятие по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи для детей 6-7 лет
Автор: Деревянченко Наталья Николаевна, воспитатель
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Яблочко"Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи "Рассказывание адыгской народной сказки "Трудовые деньги"
Цель:
Знакомство детей с народной адыгской культурой.
Задачи:
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей.
Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Обратить внимание на национальный колорит сказки.
Воспитывать трудолюбие, интерес к адыгской национальной культуре.
Словарная работа: богач, лентяй, аул, бешмет, батрачить.
Предварительная работа:
Беседа о республике Адыгея, рассматривание географической карты Адыгеи, чтение «Адыгских народных сказок», оформление выставки книг об Адыгее.
Оборудование:
Текст адыгской народной сказки «Трудовые деньги», книги об Адыгее.
Ход:
Звучит адыгская народная мелодия, затем воспитатель читает отрывок из стихотворения Сафера Яхутля «Адыгея родная моя»:
«Моя песня – сестра синих гор и полей,
Сердцу милые с детства края.
Я родился и рос в колыбели твоей,
Адыгея родная моя».
«Ребята, а мы с вами в какой республике живём? (Адыгея). Давайте рассмотрим эти книги. (Дети рассматривают выставку книг об Адыгее, книги с адыгскими народными сказаниями и сказками). Мы с вами читали адыгские народные сказки. Вспомните их названия».
Дети называют сказки: «Чёрная лиса», «Фаруза», «Золото Куйжия» и другие.
«Сегодня я вам расскажу ещё одну адыгскую народную сказку. Она называется «Трудовые деньги». Послушайте внимательно».
Воспитатель рассказывает сказку.
Текст сказки:
У одного богатого отца был сын-лентяй. О труде он не имел никакого понятия: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками, притом был очень расточителен. Отец, желая приучить сына к труду и сделать его бережливым, отвёз его в дальний аул и отдал одному кабардинцу в работники за один золотой в год.
Хозяин, зная, что этот работник сын богатых родителей, не заставлял его особенно работать, хорошо кормил и хорошо одевал. По прошествии года он отдал ему золотой и отпустил домой. Приходит сын домой и даёт отцу заработанный золотой.
Отец взял золотой и, не рассматривая его, забросил в реку; сын же не обратил никакого внимания на такой странный поступок отца. На другой год отец отдал сына в работники к другому хозяину и тоже за один золотой в год.
Второй хозяин, как и первый, не принуждал работника к труду: кормил и одевал хорошо, а когда прошёл год, вручил ему золотой и отпустил домой. Пришёл сын к отцу и отдал ему золотой; тот взял золотой, забросил его в реку; сын по-прежнему не придал никакого значения поступку отца.
На третий год отец отвёз сына в дальний аул, отдал его в работники к небогатому кабардинцу на год, не назначая за работу никакой платы. Новый хозяин с первого же дня заставил работника работать до полного изнеможения и только вечером, по окончании работы, накормил его. Тяжел показался лентяю труд: он обливался потом и часто до того обессиливал, что в изнеможении падал на землю, а хозяин ему отдыха не давал, называя его дармоедом. Со временем он так привык к работе, что хозяин всегда оставался им доволен. Проработал он год, понатёр на руках большие мозоли, а одежду свою изорвал и истрепал. По окончании года хозяин вручил работнику два золотых и отпустил его домой.
Пришёл сын к отцу и дал ему два золотых. Отец взял золотые и только было сделал движение, чтобы бросить их в реку, как сын бросился к нему и схватил его за руку. Отец с удивлением посмотрел на сына, но тот сказал:
- Не бросай, отец, этих золотых в воду: они достались мне тяжёлым трудом!
Потом беседует с детьми по вопросам:
- Кто главные герои сказки «Трудовые деньги»?
- Что такое бешмет? Может ли это слово встретиться в русской народной сказке?
- Почему крестьянин отвёз сына в соседний аул батрачить?
- Как жилось лентяю в соседнем ауле?
- Почему отец бросил золотой в огонь?
- В народных сказках все важные события случаются обычно трижды, повторяются три раза. Что трижды происходило в сказке «Трудовые деньги»? (Три раза отдавал отец сына-лентяя батрачить в соседний аул).
- Расскажите, что произошло, когда отец последний раз решил отдать сына в работники?
- Что сделал сын, когда отец бросил в огонь его заработанные трудом деньги? Почему? Что он сказал?
- В каждой сказке есть три части. Какие это части? (Начало, середина и окончание). Какими словами начинается сказка «Трудовые деньги»? (Жил-был) А какими заканчивается?
- Как вы думаете, правильно ли вёл себя сын? И правильно ли поступали отец и хозяева? А как бы вы себя вели на их месте?
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Скажи наоборот».
(ленивый – трудолюбивый;
весёлый – грустный и т. д.)
Итог занятия (насколько активно дети участвовали в занятии, высказывали свои мысли).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе. Мой любимый город
Конспект НОД по математическому развитию в детском саду. Подготовительная группа
Занятие по аппликации в подготовительной группе. Весенние цветы
Конспект познавательно-игрового занятия с детьми подготовительной группы