Конспект занятия кружка по художественно-эстетическому развитию с младшими школьниками на тему «Дымковская игрушка – курица с цыплятами» (поделка из бумаги)
Описание и назначение: данный конспект занятия можно использовать в системе дополнительного образования с детьми начальной школы, при знакомстве детей с народным промыслом Вятского края - дымковской игрушкой. В данном материале представлено творчество мастерицы дымковской игрушки Зинаиды Федоровны Безденежных. Детей знакомят с особенностями ее работ, цветоведения и основных элементах, и дают возможность создать своими руками дымковскую игрушку - курицу с цыплятами из бумаги, и расписать поделку стиле росписи
Зинаиды Федоровны Безденежных. Данное занятие несомненно пригодиться всем творческим людям интересующимся народным творчеством.
Тема занятия: народный промысел Вятского края - дымковская игрушка.
Тип занятия: занятие открытия новых знаний и умений
Продолжительность занятия: 40 мин.
Цель: Знакомство с творчеством
дымковской мастерицы Зинаиды Федоровны Безденежных, создание дымковской игрушки из бумаги – курицы с цыплятами.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с мастерицей дымковской игрушки – Зинаидой Федоровной Безденежных, из удивительной династии мастериц дымковской игрушки - Кошкиных; уточнить знания детей о разнообразии дымковских игрушек – как народной росписи Вятского края; познакомить детей с особенностями лепки и росписи З.Ф.Безденежных. учить создавать своими руками поделку из бумаги – курица с цыплятами, в стиле дымковской игрушки.
Развивающие: развивать внимание, память, умение замечать основные пропорции в узоре; совершенствовать умение выполнять аккуратно линии в узоре.
Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к народному творчеству дымковских мастериц Вятского края.
Материалы: бумага - альбомный лист формата А4, шаблон или готовая основа для рисования - по числу детей; фломастеры, салфетки, клеёнки на стол, клеевой карандаш, ножницы; фото с изображением дымковских игрушек; фотография мастерицы Зинаиды Федоровны Безденежных, образец готовой игрушки из бумаги - курицы.
Правила безопасности при работе с ножницами и клеем.
Держать ножницы, при вырезании только концами в низ от себя.
Приносить ножницы можно только держа за их концы, а не за кольца.
Вовремя работы нельзя размахивать руками с острыми предметами.
При работе с клеем нельзя задевать руками глаза. При попадании клея в глаза нужно умыться.
После работы прибрать за собой свое рабочее место и тщательно вымыть руки.
Предварительная работа: беседы о дымковской игрушке – народном промысле Вятского края, рассматривание игрушек и иллюстраций.
Ход занятия
Руководитель кружка: Здравствуйте, мои юные мастера, сегодня я хочу рассказать вам об удивительной, потомственной мастерице дымковской игрушки. А как вы думаете, что обозначает слово потомственная?
Ответы детей
Руководитель кружка: Вы как всегда правы. Это слово обозначает, что эта мастерица родилась в семье дымковских мастериц. И с самого рождения видела, как изготовляют дымковскую игрушку, и уже с самого детства могла играть настоящими дымковскими игрушками. То есть можно еще сказать, что она из семейной династии дымковских мастеров. А раз в семье мастеров родился ребенок как, вы читаете его начнут учить всему, что сами умеют?
Ответы детей
Руководитель кружка: Совершенно верно, научат всему и передадут секрет изготовления дымковской игрушки, который передают из поколения в поколение, от взрослых детям. Ведь даже очень большой секрет, знаете какой? Нет? Да даже где взять глину, это огромный секрет каждого мастера, и он никогда не кому об этом не говорит. А какие еще династии вы знаете?
Ответы детей
Руководитель кружка: Вы правы, существует очень много разных династий. Например, династии артистов цирка, я однажды видела, как на арену привели за ручку маленького мальчика из династии дрессировщиков Запашных. Представили его публике, он сделал комплимент, все ему зааплодировали и все ребенка увели. Вот так артисты цирка с детства приучаются ничего не бояться. А как вы думаете, что он сделал, что такое комплимент?
Ответы детей
Руководитель кружка: Комплимент - традиционный цирковой поклон по окончании номера или же между трюками. А сегодня я хочу вам рассказать о мастерице дымковской игрушки, которую научила всему мама, но она сама стала лепить и раскрашивать игрушки самостоятельно в своей манере и цвете, и стала настоящей признанной мастерицей дымковской игрушки. А как вы думаете, если бы она в детстве, не старалась красиво лепить и раскрашивать игрушки, стала бы она знаменитой мастерицей дымковской игрушки?
Ответы детей
Руководитель кружка: Дымковская мастерица
Безденежных (Кошкина) Зинаида Федоровна. Родилась в Дымковской слободе в 1901г. дочь
Елизаветы Александровны Кошкиной - знаменитой дымковской мастерицы. С детства помогала матери раскрашивать игрушки.
Она не просто копировала работы своей мамы, но и создала свой стиль. В ее орнаменте преобладают округлые формы – кольца, горошины, точки и контрастные им прямые и ломанные линии. В цвете она предпочитала малиновые, сине-лиловые, светло-зеленые, желтые, оранжевые и коричневые краски.
Произведения З.Ф.Безденежных имеют ровный, спокойный, размеренный характер. Но само исполнения отмечено изяществом, легкостью и отточенностью выразительных средств. Ее персонажам присуща «детскость» и наивность. Заботливой мамашей выглядит важная и нарядная курица с пятью цыплятами, спрятавшимися у нее под крыльями, как под шатром.
Работы Зинаиды Федоровны производят впечатление основательности, спокойствия, светлой радости бытия. А вам понравились работы Зинаиды Федоровны.
Ответы детей
Руководитель кружка: Зинаида Федоровна не только сама научилась красиво лепить игрушки, но и стала учить молодых мастериц. Она участница многих престижных художественных выставок. И даже имела большую серебряную медаль ВДНХ, почетные дипломы и грамоты. А кто знает, что такое ВДНХ? А может быть кто-то там из вас и побывал?
Ответы детей
Руководитель кружка: А мы сегодня с вами как дымковские мастера создать своими руками дымковскую игрушку – курицу, но не из глины, а из бумаги.
Приступим. Перед вами лист бумаги с уже нарисованным силуэтом курицы. Ваша задача аккуратно и красиво нарисовать на нем дымковские узоры.
Начнем рисовать с очень известного элемента дымковской росписи – кольца. Равномерно распределите кольца по кругу на хвосте курицы. Кольца старайтесь рисовать на определенном расстоянии между собой и примерно одного размера. По одному кольцу нарисуем на крыльях и грудке курицы. Вокруг кольца на крыльях можно нарисовать небольшие кружочки этого же цвета. Цвет мы взяли малиновый любимый цвет Зинаиды Федоровны.
(самостоятельная работа детей)
Кто нарисовал, продолжаем рисовать но уже желтым цветом. Рисуем волнистую линию по краю хвоста и крыльев. Раскрашиваем клюв и глаза у курицы. Переходим к украшению хвоста. В центре рисуем одно большое кольцо и вокруг него маленькие кружочки. затем в центре каждого малинового кольца рисуем кружочек желтого цвета и по два кружочка между кольцами.
(самостоятельная работа детей)
Переходим к рисованию оранжевым цветом. Им рисуем волнистую линию по краю хвоста, по шее и низу курицы. Украшаем крылья и ставим точки вокруг центрального кольца на грудке курицы.
(самостоятельная работа детей)
Устали? Предлагаю немного отдохнуть.
Игра с движением "Курица и цыплята"(Имитация движений )
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
"Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко-о,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите."
Отдохнули? Продолжаем украшать наше изделие. Рисуем синим цветом волнистые линии по хвосту и крыльям курицы. Во круг центрального, желтого кольца, рисуем две параллельных линии и между ними ставим точки. В центре желтого кольца рисуем большую решетку, а маленькие решетки рисуем на каждом маленьком желтом кружочке, расположенном в малиновом кольце. Затем ставим точки над волнистыми линиями на шее курицы, и в центральном кольце на грудке. По низу курицы рисуем под волнистыми линиями небольшие колечки.
(самостоятельная работа детей)
Каким цветом еще не рисовали? Правильно красным. Самым ярким цветом рисуем точки и яркие узкие колечки в малиновых кольцах, что придаст нашему изделию особенную яркость. Красным цветом рисуем и бородку и курицы и подводку глаз.
(самостоятельная работа детей)
А как же зеленый – цвет зеленой листвы. А зеленым мы раскрасим гребешок. Вот так необычно, но не удивляемся, ведь мы же расписываем дымковскую игрушку.
(самостоятельная работа детей)
Остался черный, цвет ночи, но он придавал дымковской игрушке дополнительную яркость и точность рисунка.
(самостоятельная работа детей)
Предлагаю немного отдохнуть, и поиграть в
народную игру «Курица и коршун». Для этой игры выберите водящих
курицу и коршуна. Остальные -
цыплята. Коршун встает перед курицей, а цыплята за курицей, держа за туловище впереди стоящего. Цель игры курица защищает своих цыплят, а коршун старается поймать их.
Отдохнули? Продолжим? Занимайте места. Сейчас нужно очень аккуратно вырезать нашу курицу. Вырезайте аккуратно, держа концы ножниц от себя и вниз. И что нам останется еще сделать? Собрать поделку, соединить ее, вставить ее в зазоры. Склеить гребешок с внутренней стороны, друг с другом.
(самостоятельная работа детей)
Наша замечательная курица готова, но что не хватает? Совершенно верно – цыплят, а их у Зинаиды Федоровны целых пять. Возьмите готовую схему.
И приступайте к раскрашиванию цыплят. Сначала туловище у закрашиваем желтым цветом.
Травку зеленым.
Клювы крылья, глаза, украшение на животике – красным цветом.
Шапочку и точки синим цветом
Прорисовку рисуем черным цветом.
(самостоятельная работа детей)
Нарисовали. Осталось вырезать вашу заготовку, сложить по пунктирным линиям, чтобы получилась «гармошка», цыплята готовы. Ставьте около курицы, прячьте их ей под крылья.
(самостоятельная работа детей)
Рефлексия. Ребята, посмотрите на этих замечательных курочек с цыплятами! Вам они нравятся? Какая курочка, вам больше всего понравилась? Почему? Вы большие молодцы, у вас получились очень красивые яркие курочки и любопытные цыплята. Любуемся ими, ах какая красота!
Удачи вам и творческих успехов!
Рекомендуем посмотреть:
Дымковские животные в технике пластилинография для детского сада. Мастер-класс с фото
Народная игрушка своими руками из подручного материала
Дымковская «Лошадка - свистулька» своими руками для детей 6-7 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото
Конспект занятия в кружке по декоративно-прикладному творчеству для учащихся начальной школы. Поделк