Из опыта работы педагога дополнительного образования
Автор: Посевкина Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования Дома детского творчества города Кораблино Рязанской области.
Описание:
Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, занимающихся творчеством. Это небольшое обобщение моего педагогического опыта работы по программе «Русские тряпичные куклы» через мое мироощущение.
Больше всего я люблю начало дня, утро, когда еще все спят, и можно тихонько ходить по квартире, поливать цветы, читать, пить в одиночестве первую чашку чая. Я вообще люблю начало- начало нового дела, начало новой книги, начало месяца. Мой любимый день – понедельник. Встречаю новый день как маленькую новую жизнь.
Я люблю все, что бывает зеленого цвета. Елки зимой, первую зелень в мае, ровно постриженный газон, первый огурец с грядки. Мне нравятся стены, покрашенные в фисташковый цвет, зелень вечернего моря, солдаты в строю. Мне нравятся яркие озимые хлеба, припорошенные снегом, и трава на проталинах теплотрассы. Говорят, что зеленый – цвет жизни. Наверное, мне просто нравится жизнь.
Мои любимые запахи – весенние. Запах тюльпанов, жасмина, черемухи. Запах смородиновых почек, когда их потрешь между пальцами. Мне нравятся звуки дождя и пение птиц, грохотание грома и плеск воды. Мне нравится звук проходящего вдали поезда и наступающей после этого тишины. Я люблю все настоящее и не люблю искусственного.
Я люблю все простое. Простую одежду, простую еду, простые отношения без «задних» мыслей, простые чувства. Но не ту простоту, что приравнивается примитивности, а ту, что граничит с гениальностью и чудом. Сочувствую тем людям, которые усложняют свою жизнь условностями, предрассудками и сомнениями.
Мое любимое занятие - выбрасывать мусор и старые вещи, которые не пригодились по жизни. Если вещь пролежала без движения полгода – с ней нужно расстаться. Люблю делать ремонт ради ощущения простора и чистого воздуха после него. Обожаю выбирать новые обои и мыть окна. Не смотрю сериалы, не читаю бульварных романов, не переношу жаргон и нецензурную брань. Все это воспринимаю, как мусор и хлам.
Я люблю, когда у меня много дел. Люблю много успевать, спешить, заниматься общественной работой. Выращивать цветы, шить новогодние костюмы, вышивать, устраивать праздники, помогать кому-то. Вся эта работа, которой заполнена моя жизнь, совершенно бесплатная и количество её с каждым годом увеличивается.
Я уверена в том, что в жизни есть место подвигу. Мой любимый персонаж – барон Мюнхаузен в исполнении Олега Янковского, который планировал: в 7.00 разгон облаков и установление хорошей погоды, с 8.00 – 10.00 - подвиг. Я точно знаю - тот, кто не совершает подвига, использует свою жизнь не по назначению.
Я люблю старинные русские слова. Они представляются мне таинственными и глубокими. В них можно покопаться, поразмышлять, поискать оттенки. Снисхождение. Благородство. Милосердие. Вдохновение. А какое богатое слово: «Победа». Оно означает то, что приходит «по беде», то есть после беды. Беду можно преодолеть усилием, беда конечна, по её окончании и будет «победа». И ещё – без беды не будет и победы. Какой оптимизм в этом слове для всех нас, впадающих в уныние! С удовольствием читаю на старославянском.
Я люблю путешествия. Хотя, не совсем так. Я люблю встречать и узнавать новое, знакомиться и дружить с новыми людьми, смотреть, как меняются пейзажи. Парадокс в том, что при этом я не люблю летать на самолете, не хочу ездить поездом и терпеть не могу путешествовать на машине. Я пытаюсь путешествовать внутри себя, смотреть, как в моей душе расцветают или увядают цветы, налетают бури гнева, а после затяжных дождей уныния выглядывает солнце надежды.
Я желаю Вам научиться выбирать в своей жизни то, что вы любите, и отбросить все лишнее и ненужное.
Цель работы и жизни?
Совершенствование физическое, умственное и духовное - цель не только моей работы, но и образования в целом, и человеческой жизни. В данном случае - совершенствование личности ребенка в художественном русле изготовления тряпичных кукол.
Кукла представляет собой игровой образ - символ самого человека. В ней отражается история страны и развитие культуры. Кукла, подобно человеку, имеет две составляющих – материальную и духовную. Именно поэтому она дает широчайший диапазон совершенствования личности. Конечно, когда ко мне приходят дети 9-12 лет, я не загружаю их философскими понятиями, а говорю: мы будем учиться делать куклы для того, чтобы вы стали настоящими мастерицами.
Как этого достичь?
Образовательные задачи
Начнем со слова «Образование». Идем к нему по цепочке: «прообраз» - «образ» - «образец» - «образование».
Прообраз куклы – человек. Представляя его, предлагаем для работы разнообразные образы кукол (образцы): младенец, ребенок, девушка, мама с детьми, жених и невеста, нянька, молодуха, знатная дама, старушка. По их размерам, пропорциям, цветовой гамме, комплексу одежды, дети делают свои работы. Помогают в этом и фотографии кукол современных мастеров-художников, альбом по русскому народному костюму, иллюстрации сказок. Процесс осмысления и изготовления куклы как человеческого образа с индивидуальными чертами, характером и костюмом, социальным статусом, в контексте времени, и дает ребенку возможность получить образование, или необходимые знания, умения, навыки.
Воспитательные задачи
Куклы благоприятны для совершенствования души, содействуя доброму направлению ума и фантазии, характера и практической деятельности детей в будущем. В играх с куклами девочки приобретают добрые нравственные понятия и правила. Даже процесс изготовления кукол способствует этому. Знаю из собственного опыта, что красота куколки зависит от настроения, с которым её делаешь. Поэтому сердиться, ссориться, обижаться, критиковать друг друга, смеяться над чужими ошибками во время работы нельзя. Куколка, изготовленная с терпением, любовью и добрыми чувствами, получается милой и привлекательной. И становится понятным, что доброта, терпение и любовь – красивы, а раздражительность, осуждение и ссоры – отвратительны.
Развивающие задачи
По этой цепочке слов «Творец» - «творить» - «творение» - подходим к «творчеству».
Как развить художественный вкус, чувство прекрасного, пробудить желание заниматься творчеством? Посеять в душе ребенка стремление к созиданию, обогатить духовно? Творческий человек богаче своего нетворческого собрата. В его сокровищнице: восхищение от созерцания природы, богатое воображение, видение красоты, тонкая интуиция, любовь к окружающему миру... так много этих сокровищ, что не жалко поделиться с другими. Нарисовать картину, спеть песню, сложить стихи, сделать пейзаж из крыльев бабочек или сшить и подарить кому - то куклу. Творческий человек даже полы моет красиво. Творчество, как тонкое и благодатное чувство, конечно, приходит не ко всем. Но можно дать шанс каждому ребенку стяжать его через труд, развитие интеллекта, образного мышления, анализ и сравнение, а главное, любовь к своему делу.
Критерии, механизм оценивания
В моей жизни был уникальный человек, учитель истории Игорь Николаевич Зыканов. Он говорил: если ты пришел на урок – тебе уже можно ставить «удовлетворительно». Прочитал вслух из учебника – ставлю тебе «хорошо». Рассказал прочитанное – это «отлично»! И даже двоечники тянули руки и получали пятерки.
Этот пример совершенствования личности с помощью механизма оценивания, запомнился мне навсегда. Я стараюсь бережно относиться к каждому ребенку, высоко оценивая его успехи. Подумать только, сколько тысячелетий жило человечество, чтобы на свет появились и пришли ко мне на занятия Маши, Тани, Насти и Кристины. Лучшие работы постоянно принимают участие в районных и областных выставках декоративно-прикладного творчества. А ошибки всегда можно исправить. Нужно только потрудиться.
Как объяснить ребенку великую пользу труда?
Преодолеть привычку к безделью, дать опыт радостного переживания процесса труда, удовольствия от его результата? Кукла - идеальный предмет труда для ребенка. Она разнообразна в способах формообразования, несет много информации, привлекательна в костюмах и образах, с ней можно играть. Превращение разрозненных тряпочек в цельный образ стимулирует воображение, приносит радость. Богатое разнообразие кукол дает ребенку хорошую перспективу деятельности. Это куклы – обереги, обрядовые, игровые, сшивные. Есть куколки из бересты, травы, пшеницы, гречки и пшена, соломы, лыка . За два года обучения девочка собирает кукольную коллекцию из 35-40 кукол.
Формы и методы занятий
Самой естественной и понятной ребенку формой труда является пример, основанный на принципе: «делай как я». Это основная форма наших занятий. Так испокон веков передается опыт поколений – от родителей к детям.
Работа в группах, по 2-3 человека дает хорошую возможность общения, взаимопомощи и поддержки друг друга во время работы. Преодолевается эгоизм, устанавливаются дружеские отношения. Знакомая истина из «Каникул в Простоквашино»: - Совместный труд – он объединяет!
Можно работать самостоятельно, по альбому с инструкционными картами. Это своеобразный тест на зрелость. За него берутся те, кто почувствовал уверенность в своих силах и позыв к самостоятельному творчеству.
Вывод
И последнее. Моя работа – это и мое личное совершенствование. Цели и задачи, которые я ставлю перед детьми, прежде всего, я ставлю перед собой.
Рекомендуем посмотреть:
Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка
Интерактивная игра для школьников 12-15 лет
Сценарная разработка финала военно-патриотического проекта «Аты-баты-2013»
Посвящение в юннаты. Сценарий
Похожие статьи:
Сценарий «Посвящение в истоковцы»
Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»
Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет
Формирования мотивации к занятиям хореографией