Проект для детского сада"Семья! Начало всех начал"
Актуальность:
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е.А. Мухачёва)
Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влиянию среды. В этом возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение. Семья для дошкольника – «социальный микрокосм», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни, опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности.
Именно поэтому разработчики Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования одной из главных задач выделили « обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
На сегодняшний день вопрос о поддержке семьи и вовлечении её в единый образовательный процесс являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения.
Для его решения мы разработали проект «Семья! Начало всех начал»
Реализуется проект на базе МБДОу д/с № 42 «Зернышко» с. Ст. Шелокша.
Участники проекта: старший воспитатель, музыкальный руководитель педагоги, родители и дети.
Вид проекта: исследовательско- творческий.
Формы работы:
- индивидуальные
- групповые
Тип проекта: долгосрочный.
Руководитель проекта: Ваулина Наталья Николаевна, старший воспитатель 1квалификационной категории.
Цель проекта: создание единого образовательного пространство в развитии детей между детским садом и семьями воспитанников.
В соответствии с целью мы поставили следующие задачи :
1) способствовать повышению образовательного уровня родителей в воспитании и развитии ребёнка;
2) вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада;
3) повысить правовую культуру родителей для формирования их сознательного отношения к воспитанию детей;
4) организовать систему работы в каждой группе по информированию родителей о жизни детей в детском саду;
5) сделать работу детского сада открытой и доступной, через сайт детского сада, проведение праздников, развлечений, мастер- классов и других открытых мероприятий.
Этапы проекта
I. Подготовительный: изучение системы работы по привлечению семьи к работе детского сада; анализ литературы по семейному воспитанию; изучение и анализ традиционных и новых форм и методов в работе с родителями; исследование запросов родителей по оказанию основных и дополнительных услуг; обеспечение педагогов информацией по вопросам взаимодействия с родителями воспитанников.
II. Организационный этап: разработка плана реализации проекта; проведение конкурсов с участием детей и родителей; разработка и проведение различных мероприятий с привлечением родителей; консультирование родителей через сайт детского сада, сайты педагогов, родительские уголки и индивидуальные беседы; вовлечение родителей в проекты и мастер- классы воспитателей; информирование родителей о деятельности детей в детском саду.
III. Рефлексивно – презентационный: анализ проделанной работы по взаимодействию детского сада и семьи; осознание трудностей реализации проекта и перспективы на будущее; обобщение положительного опыта работы воспитателей с родителями на педагогическом совете.
При реализации данного проекта используются следующие направления работы:
- Аналитическое (изучение психолого- педагогической литературы по вопросам семейного воспитания, анализа и оценки традиционных и новых форм и методов взаимодействия детского сада и семьи, анкетирование родителей «Какой Вы родитель?», составление социального паспорта родителей, индивидуальные беседы)
- Практическое: конкурсы с участие родителей: «Оформлению группы к новому учебному год», «Осенняя - фантазия» (поделки из природного материала), «Зимняя – фантазия» (украшение группы к новому году), «Зимняя постройка» (украшение участка фигурами из снега), «Елочная игрушка своими руками», «Домик для скворца», «Оформление участков к летне- оздоровительной работе»; оформление фото – газет: «Красивый букет» (фотографии детей с букетами или в цветах), «Где мы были, что видели» (фотографии детей и родителей во время летнего отдыха), «Защитники отечества» (фотографии пап в армии), «Маму я свою люблю» (фотографии мам с детьми); проведение физкультурных досугов совместно с родителями; праздники и развлечения с участием родителей; семейные проекты детей и родителей; мастер-классы для родителей; родительские собрания; оформление альбомов: «Моя семья», «Я и мой питомец», «Папа и мама на работе» и составление генеалогических деревьев.
- Наглядно – информационное: оформление стендов «Сетка занятий», «Режим дня», «Информация о воспитателях», «Меню», «Комплексно- тематический план»; оформление родительских уголков консультациями и советами по реализации комплексно – тематического плана (на данную тематику: подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, дидактические игры, словесные игры, список литературы для чтения дома, список песен для прослушивания дома; информированность через сайт детского сада.
Ожидаемый результат
- Повышение правовой культуры родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
- Активное участие родителей в воспитательно- образовательный процесс детского сада.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Рост мастерства педагогов по взаимодействию с родителями
- Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
Перспективы:
- Поиск новых форм и методов по приобщению родителей в единый образовательный процесс - детский сад, родители, дети;
- Развитие взаимодействия со школой села.
Вывод
На сегодняшний день можно сделать вывод, что в нашем детском саду сложилась определённая система в работе с родителями. Если в начале проекта большинство родители были просто зрителями и наблюдателями, и только инициативные родители участниками. То уже после первых проведенных мероприятий число активных родителей значительно увеличилось. При проведении совместных мероприятий родители видели проблемы своих детей изнутри, своими глазами. Родителям хотелось помочь детям, они стали проявлять искренний интерес к жизни своего ребёнка в детском саду.
Родители стали активными участниками не только конкурсов детского сада, но и охотно принимали участие в конкурсе районной газеты «Земляки» - «Ёлочная игрушка», областных конкурсах «Разговор о правильном питании», «Разве не ясно, что это опасно» УМЦ по ГОЧС Нижегородской области.
У детей повысился эмоциональный настрой к праздникам и занятиям.
Как говорил В. А. Сухомлинский: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
2. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов / Сост. Т.В. Цветкова.- М.: ТЦ Сфера, 2013г.,
3. Детский сад живущий жизнью детей/ Под ред. М.Ф. Головиной.- М.: ТЦ Сфера, 2013г.,
4. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход./ - Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А .- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
5. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями./ - Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г.- М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
6. Детский сад и семья / Т.А. Маркова, М.В. Загик, В.М. Иванова и др.; Под редакцией Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1981г.
7. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989
Рекомендуем посмотреть:
Проект для разновозрастной группы детского дома. Яблоневый сад
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду
Проект для старшей группы детского сада. Укрась клумбу
Проект в детском саду для дошкольников 4-7 лет
Похожие статьи:
Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа