ПРОЕКТ для дошкольников «Нити параллелей»
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка (актуальность проекта)
Паспорт проекта
Подготовительный этап проекта
Основной этап проекта
Заключительный этап проекта
Используемая литература
ФОТООТЧЕТ
Направление «Я среди людей»
Направление «Мы разные»
Направление «Я и природа»
Направление «Моя семья»
Направление «Мои поступки»
Пояснительная записка
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» выделяет пять основных направлений, где «Речевое развитие» является не исключением, что определяет только обязательный минимум содержания программы. Согласно этому дошкольный период является первой ступенью образования. Именно в дошкольном возрасте формируется коммуникативная сфера ребенка, где происходит зарождение и установление связей взаимоотношения ребенка с окружающей его действительностью, социокультурной средой. Заложить основы целостной гармонично развитой личности - главная задача любой дошкольной организации. И здесь одной из главных выходит на первый план проблема общения, ее роль в формировании личности. Действительно, это необходимо важный фактор для полноценного развития личности и накопления опыта общения, взаимоотношения с окружающими людьми: ребенок - ребенок, ребенок - взрослый, ребенок - предметный мир, ребенок – мир природы. Только в общении, в отношении с другими людьми, ребенок может почувствовать и понять самого себя, принять других, тем самым обеспечить успешную социализацию и это актуально. Речевое развитие как средство коммуникации, предполагает овладение норм и ценностей, принятых в семье и обществе, в процессе взаимодействия с социумом. Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и неразработанностью методического инструментария формирования данных умений, в соответствии с ФГОС РФ. Анализ научной и методической литературы позволил выявить противоречие: с одной стороны важно развивать коммуникативные умения у старших дошкольников, эмпатию в общении, с другой стороны не выделены методические основы организации деятельности в аспекте рассматриваемых направлений. Но современные образовательные технологии открывают возможности для педагога и являются педагогическим инструментарием в данных противоречиях
В настоящее время наблюдается тенденция снижения коммуникативной культуры и общей культуры воспитанников, связанной с расширением информационного потока, позволяющего осуществлять практически все социальные функции в ущерб общению, искажению детской культуры. Средства массовой информации оказывают пагубное воздействие на сознание ребенка. Для современного ребёнка виртуальный мир стал основоположником его развития личности, где происходит потеря бывалых ценностей в пользу мультфильмов и компьютерных игр. У детей происходит заторможенность развития общения, где нравственные качества не всегда являются основополагающими. И не всегда дети принимают положительно социальное окружение. Отсюда они испытывают трудности в общении, не могут проявить нравственные качества, обратиться или спросить другого человека, где-то дети полностью эгоистичны.
В связи с этим возникает необходимость создания таких условий, которые обеспечат активное присвоение дошкольниками опыта в системе социальных отношений, способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системе социальных норм и ценностей.
Объект исследования – социокультурная среда в формировании коммуникативной сфере.
Предмет исследования – формирование коммуникативных навыков в процессе социального взаимодействия.
Предлагаемый проект «Нити параллелей» направлен на формирование коммуникативных навыков в социокультурной среде, позволяющий активно взаимодействовать ребенку со сверстниками и другими людьми.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
В основу данного проекта положены идеи:
Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Г.Г. Почепцов, В.А.Спивак и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
работы М.И.Лисиной, которая считает, что условиями развития коммуникативных способностей дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка, формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками, включение детей в социально - ориентированную деятельность, через вхождение в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны - процесс активного воспроизводства ребёнком системы социальных связей за счет его активной деятельности, преодоления негативных влияний среды.
позиция социокультурного общения Дж. Мид, Т. Парсонс, К. Ясперс, где общение с социальными объектами выступает непременным условием существования любых форм социальной жизни человека
Вид проекта: открытый, информационно-исследовательский.
Участники проекта: дети 4-7 лет, педагоги, родители.
Тип проекта: детско – взрослый, практико – ориентированный.
По содержанию: формирование коммуникативных навыков «Я среди людей», «Мы разные», «Я и природа», «Моя семья», «Мои поступки»,
«Мир вокруг меня»
По продолжительности: долгосрочный (8 месяцев)
Инновационная деятельность проекта: формирование коммуникативных навыков у дошкольников через разные направления деятельности в рамках социокультурной среды.
ЦЕЛЬ: Формирование коммуникативных навыков дошкольника в социокультурной среде.
ЗАДАЧИ:
*Создать условия для овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими через усвоение детьми и родителями норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
*Развивать свободное общение со взрослыми и детьми во взаимодействии и налаживании контактов друг с другом посредством речи.
*Способствовать развитию социального и эмоционального интеллекта детей, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, через доброжелательное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
*Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
*В процессе взаимодействия с детьми и взрослыми формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
*Способствовать созданию единого социокультурного пространства воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей.
*В процессе коммуникации формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные принципы, положенные в основу проекта:
-Психологическая комфортность
-Учет возрастных особенностей детей
-Свободное эффективное развитие
-Деятельностный подход
-Лично-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка.
КОМПОНЕНТЫ окружающего социума
Семья
Творческая мастерская
Социум – библиотека, Дом культуры, музей «Костромские Пушкины»
Повседневная жизнь группы
Групповые праздники
Экскурсии на природу
Ожидаемые результаты проекта:
1.Освоение участниками проекта системы социокультурных категорий и ценностей.
2.Формирование коммуникативных навыков (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)
3.Развитие речевого взаимодействия.
4. Развитие способности к самоконтролю, самостоятельности (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
5.Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель: Формирование плана действий проекта (определение уровня сформированности коммуникативных навыков дошкольников; постановка проблемы, цели и задач, раскрытие актуальности; выработка приемов для благоприятного формирования коммуникативных навыков).
Задачи:
*Диагностирование развития коммуникативных навыков дошкольников
*Анализ полученных результатов
*Подбор средств и методов для активации проекта
*Определение содержание и формы работы с участниками проекта.
План мероприятий подготовительного этапа
1. Диагностика уровня развития коммуникативных умений у детей
Методики:
Метод наблюдения (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова,ВЛАДОС, 2003г.)
Изучение коммуникативных умений детей (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова, Москва 2005г.)
«Маски» (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова, Москва 2005г.)
-первичная ориентировка в реальности детских отношений, выявление конкретной картины взаимодействия детей.
-исследование развития коммуникативных способностей детей в процессе общения со сверстниками.
-изучение уровня развития общения, эмоциональное состояние детей.
2. Постановка проблемы
-сформулировать актуальность проекта и раскрыть значимость проблемы
3.Определение методологического аппарата
-формулирование объекта, предмета, цели, задач
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Цель: Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в процессе социокультурного развития.
Задачи:
- Разработка проектов и их внедрение.
- Проведение совместных мероприятий: праздников, тематических встреч, выставок, акций, конкурсов, экскурсий
- Разработка методических материалов для реализации проекта.
План мероприятий основного этапа
Работа с педагогами
1 Консультация «Коммуникативные игры для дошкольников»
Повысить уровень теоретических знаний педагогов
2 Выступление на пед.совете "Особенности детского общения в детском саду"
Распространение передового педагогического опыта
3 Мастер-класс «Мы разные»
Представление опыта работы с детьми
Организация работы с детьми и взрослыми (родителями)
4 Проект «В мир космоса»
Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений через формирование познавательного интереса к окружающему миру
5 Проект «Огород на подоконнике»
Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений через формирование познавательного интереса к природе
6 Музыкально-спортивный праздник «Моя мама лучше всех»
Гармонизация детско- родительских отношений. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье
7 Тематическая встреча «Мамино увлечение»
Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений в процессе творческой деятельности
8 Литературный вечер «В гости в прошлое»
Приобщение детей к истокам русского искусства
9 Экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Приобщение детей к истокам русской культуры
Организация работы с детьми и взрослыми (родителями)
Выставки, конкурсы
10 Выставка «Этот загадочный космос»
Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений в процессе познавательно- творческой деятельности
11 Выставка «Наши мамы»
12 Выставка-конкурс «Золотые руки мамы»
13 Региональный конкурс «Живи, лес»
14 Региональный конкурс «Каждой пичужке свою кормушку»
Организация работы с детьми и взрослыми (родителями)
Взаимодействие с социумом
15 Экскурсия в парк
Воспитание любви к родному поселку
16 Экскурсия «Пушкинская поляна»
Способствовать развитию детско - родительских партнерских отношений в процессе ознакомления с достопримечательностями
17 Экскурсия «Наша речка хороша»
Формирование экологической культуры в процессе совместной творческой деятельности. Вызывать у детей и родителей положительный отклик к природоохранной деятельности
18 Посещение библиотеки Развитие читательской культуры, формирование коммуникативной культуры
19 Посещение музея «Костромские Пушкины» Приобщение к познанию истории родного края
20 Посещение мини-музея «По следам войны…»
Организация работы с детьми
Игротека, традиции, ритуалы
21 Совместные тематические встречи, досуги, групповые праздники, игротека
Приобщение к нормам и ценностям общепринятых правил через ознакомление с традициями
22 Групповые традиции, ритуалы, стиль
Обеспечение психологического комфорта, установление дружеских взаимоотношений
23 Организованная образовательная деятельность
Формирование коммуникативных навыков дошкольников, обогащение словарного запаса
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель: анализ полученных результатов
Задачи:
*Проведение анализа проделанной работы на основе итоговой диагностики;
*Открытое обсуждение материалов проекта;
*Расширение социокультурных связей: Дом культуры, библиотека, музей «Костромские Пушкины».
*Совместное мероприятие «Клоун в гости к нам зашел», посвященное Дню защиты детей;
*Содействие родителям в формировании коммуникативных навыков дошкольников.
Используемая литература:
1.Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет. М.,2012.
2.Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. М., 2011.
3.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Кн. для воспитателей детского сада. М., 1999.
4. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» от 2 до 7 лет 2014г.
5. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. СПб.,2009.
6. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» 4-5 лет 2014г.
7.Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» 6-7 лет 2014г.
8. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» от 4 до 5 лет 2014г.
9. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» 6-7 лет 2014г.
10. Веракса Н. Е., А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольника»
5-7 лет 2014г.
11. Веракса. Н. Е., О. Р. Гаминов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника» от 4 до 7 лет 2014г
12. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» от 4 до 5 лет
13. Куцакова Л. В. «Трудовое воспитание в детском саду» от 3 до 7 лет
14. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» от 4 до 7 лет
15. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду.М.,2008.
16. Крашенников Е. Е., О. Е. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников» 4-7 лет 2014г
17. Борисова М. М. « Малоподвижные игры и игровые упражнения» от 4 до7 лет 2014г.
18. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности» от 4 до 5 лет 2014г.
19. Региональная программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Юный костромич»./ Под ред. Г. В. Власовой.- Кострома: МБУ города Костромы «Городской центр обеспечения качества образования», 2011.-64с.
20. Программа социально – эмоционального развития «Я, ТЫ, МЫ» Программа социально –эмоционального развития дошкольников / Сост.: О. Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 168 с.;
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Я среди людей»
Создание условий для установления доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками; формирования умения объективно воспринимать окружающих людей, понимать их настроения, характер, оценивать их поведение; освоение навыков культуры общения; формирование образа «Я» на основе согласования собственных и чужих представлений о себе.
«Мы разные»
Создание условий для сотрудничества в разных видах деятельности - коллективно ставить цели, планировать пути их достижения, совместно выполнять, анализировать и оценивать достигнутое; формирование умения избегать возможные конфликты в общении и связанные с ними эмоционально-психологические напряжения; умение создавать «образ партнера» по коммуникации.
«Я и природа»
Создание условий для ориентировки в пространстве; усвоения способов безопасного поведения в общении с объектами природы; умения сотрудничать в совместной деятельности, обмениваться информацией; умения адекватно оценивать свои и поступки других.
«Моя семья»
Создание условий в формировании уважительного отношения и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, создание условий для проявления интереса к семейным праздникам и традициям.
"Мои поступки»
Создание условий избегания возможных конфликтов в общении и связанные с ними эмоционально-психологические напряжения; проявления потребности в социально- одобряемом поведении; становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
Рекомендуем посмотреть:
Проект для разновозрастной группы детского дома. Яблоневый сад
Проект для старшей группы детского сада. Укрась клумбу
Проект для детского сада на тему: Семья
Проект воспитателя детского сада "Мы вместе"
Похожие статьи:
Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа