Влияние детского творчества на развитие ребёнка. Роспись гипсовых фигур. Из опыта работы воспитателя
Аннотация: по программе ФГОС ДО образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», основная задача направлена на формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. Одно из направлений данной образовательной области «художественное творчество». Основная цель – обучение детей созданию творческих работ средствами разных видов художественно – продуктивной деятельности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. В традиционной педагогике рисование, лепка, конструирование называются продуктивными видами деятельности; дети создают «продукт» – рисунок, аппликацию, мини-скульптуру. Я решила остановить свое внимание на таком виде деятельности как лепка. В данном случае – лепка из гипса. Много столетий люди используют гипс в качестве строительного материала. В наше время есть интересное занятие для всей семьи – поделки из гипса (изготовление барельефов). После этого остаётся много поделок, которые можно расписать и подарить своим родным и друзьям.
Ключевые слова: гипс, барельеф, технологическая карта, фантазия, роспись, арт-терапевтический эффект.
Актуальность работы заключается в том, что гипс не вызывает аллергических реакций – он абсолютно безопасен, поэтому с ним может даже ребёнок. При раскрашивании фигурок ребенок проявляет свою индивидуальность, фантазию, поскольку его творение – единственное в своем роде. Роспись гипсовых фигурок развивает у ребёнка чувство пропорции, эстетический вкус, побуждает маленьких детей занятию рисованием, развивают усидчивость, аккуратность, целеустремленность, а самое главное, мелкую моторику, которая так необходима в школе. Раскрашивание фигурок из гипса носит также арт-терапевтический эффект. Это означает, что ребёнок может раскрепоститься, выразить себя, своё отношение к окружающим людям и миру в целом.
Однажды, купив набор для заливки гипсовых фигурок, я увлеклась этой техникой. Дома у нас появилось очень много разных поделок. Это были и магниты на холодильник, и статуэтки, и фоторамки, которые по вечерам всей семьёй с удовольствием расписывали.
Видя заинтересованность своих детей, я решила познакомить с этой техникой и своих воспитанников. И я не ошиблась. Детям было очень интересно узнать о гипсе, о происхождении, где применяется. А ещё опытным путём самим залить гипс в формочки и раскрасить своими руками готовые фигурки.
При работе с гипсом, обязательно необходимо познакомить дошкольников с
техникой безопасности: запрещается выливать жидкую гипсовую массу в канализацию и в раковину, не допускать попадания гипса в глаза, если гипс случайно попал в глаза, срочно промыть большим количеством воды. Так как поделки из гипса являются хрупким материалом, с поделками следует обращаться аккуратно.
Чтобы правильно работать с гипсом и правильно отливать из него фигурки, мы должны пользоваться технологической картой «Изготовление поделок из гипса», в котором описаны все шаги работы.
Технологическая карта «Изготовление поделок из гипса»:
1. Подготовьте рабочее место.
На стол постелите бумагу или клеёнку. Установите формы для заливки гипса в правильном положении. Подготовьте гипс. Налейте в одноразовый стаканчик воды. Подготовьте стеку (или ложку), для размешивания гипса с водой. Подготовьте краски, кисточку.
2. Смешивание гипсового раствора.
В одноразовый стаканчик с водой постепенно накладываем гипс. Постоянно помешиваем раствор стекой. Готовый раствор должен напоминать жидкую сметану.
3. Заливка гипсового раствора в форму.
Полученный гипсовый раствор аккуратно залейте в установленные формочки до краёв, но, не переливая; для того, чтобы в поделке не осталось воздуха, и раствор попал во все выпуклости, форму нужно осторожно потрясти.
4. Извлечение готовой поделки из формы.
Аккуратно и осторожно извлеките полученные поделки из формы. Для этого нужно слегка растянуть форму за края, а потом, перевернув, снять форму с отливки. Если всё сделано правильно, отливка должна получиться гладкой и прочной. Просушите на воздухе готовые поделки.
5. Роспись поделки из гипса.
К самому интересному – раскрашиванию – можно приступить уже на следующий день, когда гипсовый барельеф полностью высохнет. Если ваш барельеф белого цвета – значит он готов к раскрашиванию, если – серый, значит он ещё сырой, нужно подождать. Раскрашивать гипсовые фигурки можно и акварелью, и гуашью. Когда фигурки раскрашены, на них можно нанести тонкий слой бесцветного лака или лака для волос, чтобы цвета стали более яркими, насыщенными и получившиеся барельефы не пачкались.
Для изготовления отливок нужен обычный гипс из хозяйственного магазина. Он стоит дешевле целого набора для детского творчества. Надо заранее приготовить воду. Здесь нам понадобится только холодная вода. От тёплой воды гипс застывает очень быстро! Вы не успеете даже размешать его.
Итак, наливаем воду в ёмкость, а потом насыпаем в неё гипс. Соотношение должно быть 1:1. Насыпаем и размешиваем. Доводим до консистенции жидкой сметаны и выливаем в формочки. Обязательно надо немножко потрясти, чтобы гипс равномерно распределился во все мелкие складочки формы, и лопнули мелкие пузырьки воздуха, которые образовываются при перемешивании гипса с водой. Теперь ждём до затвердевания фигурки. Минут через 15 можно вытаскивать из формочек. Просушив хорошо, можно приступать к росписи.
Для гипса удобнее всего использовать гибкие резиновые формочки, но я так же использую формочки для отливки мыла ручной работы. Их продают в магазинах для творчества. Также можно использовать силиконовые формочки для льда или что-то подобное. А такие формочки можно наливать гипс без проблем. Можно использовать пластиковые формочки. Но тогда их надо предварительно мазать маслом, чтобы фигурки можно было легко вытащить из формы, не повредив его.
Расписывать гипсовые фигурки лучше всего акриловыми красками. Хотя, можно и гуашевыми и акварельными красками. Для росписи нужны кисти разных размеров: самые тонкие — для мелких деталей, широкие — для лака. Расписывать гипсовые фигурки лучше всего кисточками из синтетического материала, а не натуральными (белочка, колонок и пр.). Но только акриловые краски дадут сочные цвета. Самые мелкие детали удобно расписывать красками из маленьких тюбиков с тонким «носиком».
Разрисовывание гипсовых изделий является безопасным и эффективным способом снятия напряжения, то есть носит арт-терапевтический эффект. Оно способствует улучшению координации движений, формированию чувства внутреннего контроля и порядка. Ведь для того, чтобы раскрасить даже самую простую фигурку, ребёнку нужно определить, какие цвета и в какой последовательности он выберет, а это ещё и хороший диагностический момент.
Обязательно нужно обращать внимание, какие цвета чаще всего в первую очередь использует ребёнок в спонтанном раскрашивании. Надо проговорить этот момент с ним, – так можно определить уровень его эмоционального благополучия. Информативным будет необычный, несвойственный цвет для той или иной фигурки.
При восприятии готовой фигурки надо обращать внимание на следующие аспекты:
1) какое чувство передает фигурка;
2) что выглядит странным;
3) чего не хватает у данного объекта.
В конце работы ищем ответы на вопросы: «Какое у неё настроение?», «Что она собирается делать?»; «Когда у тебя бывает такое настроение как у твоего персонажа?
Гипсовые фигурки – это замечательные подарки и сувениры своими руками. На занятиях кружка «Умелые руки» мы с ребятами расписываем разные фигурки. Это магнитики на холодильники, объёмные фигуры из гипса, фоторамки.
Гипсовые модели можно использовать на различных занятиях в детском саду, например, в сюжетно-ролевых играх («Магазин»), в театрализованных постановках и т.д. Фигурки в подарочных упаковках могут послужить подарком для самих детей, наградой за победу в конкурсах. Такие подарки будут долго радовать и родителей, и детей.
В заключение своей статьи хочется сказать, что роспись фигурок из гипса - это веселое и полезное занятие. Дети обычно очень увлечены творческим процессом и чувствуют себя настоящими художниками! Мы, педагоги, должны увлечь детей и показать способы работы, познакомить с нетрадиционными техниками работы. Поэтому я рекомендую такие занятия обязательно включать в работу с детьми дошкольного возраста.
Рекомендуем посмотреть:
Роспись гипсовой фигуры собаки. Мастер-класс с фото
Роспись гипсовой садовой скульптуры своими руками
Использование гипсовых фигурок в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольников
Конспект занятия в старшей группе детского сада. Роспись фигурок из гипса