Проект по исследовательской деятельности для детей 5-7 лет на тему «Эти удивительные камни»
Вид проекта – групповой, информационно-познавательно-исследовательский.
Участники проекта – дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта
Живя в стране богатой полезными ископаемыми, дети не знают об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует гармоничному развитию личности, формированию активного словаря, развивает воображение, Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
Цель проекта – создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников.
Задачи проекта
1. Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
3. Формировать представления у детей о разнообразии и особенностях камней
4. Познакомить детей с ролью камней в жизни человека.
5. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.
6. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.
Предполагаемый результат
У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека. Дети имеют представление о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия; проявляют познавательные способности, демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; воплощают идеи в творческой деятельности.
Этапы реализации проекта
1 этап – выявление первоначальных знаний детей о камнях.
Что мы знаем о камнях?
Что мы хотим узнать?
Где узнать ответы на ваши вопросы?
Камни твёрдые, а ещё они разные. Из них делают дома, дворцы, мосты; используют для опытов. Из них делают браслеты, бусы и берут для изучения. Бывают каменные дороги и стены. Из них делают колонны, серьги. Я знаю мрамор, из него бывают ступеньки и чаша. Я видела в музее. Я знаю гранит. Он есть у меня дома. У меня дома есть каменная фигурка.
Почему камни бывают красивые и блестящие? Как из них делают драгоценности? Какие бывают камни? Как появились камни? Как из камней получают украшения? Почему камни такие разные? Откуда взялись камни?
Спрошу у мамы и папы. Расскажет воспитатель. Нужно посмотреть в книжке. Есть все в компьютере. Посмотреть в журнале. Найти картинки про камни.
Информация для родителей о предстоящей деятельности. Подбор демонстрационного материала по данной теме.
Коллекция камней.
2 этап – совместная деятельность взрослого и детей осуществляется с учётом интеграции образовательных областей.
Познавательное развитие. Опытно - экспериментальная деятельность. Ознакомление с окружающим миром. Формирование элементарных математических представлений.
Речевое развитие. Составление детьми творческих рассказов. Словесное описание ребёнком камня. Создание альбома.
Художественно-эстетическое развитие. Пластилинография. Ручной труд. Рисование.
Социально -коммуникативное развитие. Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики. Настольно -печатные игры «Камень потерялся». Сюжетно -ролевая игра «В поисках клада».
Безопасность. Беседа «Как вести себя в лаборатории».
Физическое развитие. Подвижные игры: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень».
Чтение художественной литературы: сказка И.Н. Рыжовой «О чем шептались камушки», П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», стихи, пословицы и поговорки о камнях.
Просмотр мультфильмов по мотивам сказок П.Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок».
Сотрудничество с семьей: оформление альбомов «Как подобрать для себя камень», консультация «Использование камней в жизни человека», рекомендации для родителей по изготовлению вместе с детьми книжки-малышки.
Книжка-малышка «Разные камни».
3 этап – создание тематического альбом «Вот такие камни», проведение викторины «Что мы знаем об удивительных камнях», изготовление макет поверхности Земли, оформление мини-музея «Удивительные камни».
Макет поверхности Земли.
Экспозиция «Мини - Музей камня»
Цели создания данной экспозиции – знакомство детей с разнообразием камней в природе, их значением в жизни человека, с природными и искусственными камнями, развитие мышления, тактильного внимания, моторики рук.
В целом вся экспозиция рассказывает о мире камней, его красоте и разнообразии.
Экскурсоводом здесь может быть сама Хозяйка Медной горы – воспитатель, который надевает корону и накидку. Предварительно в группе воспитатель рассказывает сказки Бажова и детям очень интересно посетить «владения» Хозяйки Медной горы.
Камни-самоцветы и многочисленные изделия очень красивы и всегда привлекают внимание детей и взрослых. На их примере можно объяснить детям, как человек использует камни.
Дети трогают, гладят камни, играют с «ящиком ощущений», выкладывают сериационные ряды: от самого маленького до самого большого, от самого светлого до самого темного, от самого гладкого до самого шершавого, от самого округлого до самого острого и т. п.
При посещении данной экспозиции также используются игры на развитие тактильного внимания. Например, детям дается информация, что камни бывают на ощупь самые разные: холодные, теплые, гладкие, шероховатые. Я использую «ящик ощущений»: ребенок должен на ощупь догадаться, какой камень у него в руках (проигрывание со зрителями).
Также можно ввести элементы экспериментирования – я предлагаю детям разобраться, почему камни бывают разноцветными? Предлагаю детям скатать несколько цветных кружочков пластилина и поставить их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. При этом педагог говорит: «Проходило время. Миллионы лет каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один пласт». С помощью пластмассового ножичка дети разрезают пластилин и рассматривают полосатые срезы. Задание: найти в мини-музее камни, которые образовались подобным образом.
Для того чтобы детям лучше понять, как вода, ветер разрушают камни, мы проводим такую игру –
физминутку (игра иллюстрирует процесс разрушения горы):
Стоит гора-старушка,
(Поднимают руки вверх)
До небес макушка.
(Тянутся на цыпочках)
Ее ветер обдувает,
(Обмахивают себя кистями рук)
Ее дождик поливает,
(Встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает.
(Прикладывают ладошки к щекам)
И камешки теряет.
(Педагог дотрагивается – дети «откатываются» от горы)
Раскатились камушки,
(Двумя руками показывают на пустое место)
И с той самой поры
Ничего не осталось
от нашей горы!
Посещение этой экспозиции расширяет у детей представление о различных природных объектах, развивает экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
Идеи проекта
Все занятия по проекту «Эти удивительные камни» взаимосвязаны, дают продолжение для других видов деятельности – как самостоятельной, так и коллективной – для того, чтобы и педагог и ребенок продолжали нести частицу радости, эмоциональный заряд, а главное, желание продолжать работу по данному проекту. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.
Результат
В ходе реализации проекта
- мы успешно провели занятия;
- организовали экскурсию в магазин «Мир камня»;
- собрали и оформили альбом «Мир камня»;
- дополнили материалом уголок предметно - развивающей среды совместно с детьми изготовлены дидактические игры «Узнай и назови»; «Что из чего?»; «Камень потерялся»;
- совместно с родителями оформили в группе «Музей камня», макет «Горы и пещеры»;
- подготовили с детьми презентацию «Музея камня».
В ходе проектирования дети
- знают, из чего состоит почва; как добывают земные богатства и где используют;
- проявляют познавательные способности;
- демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- способны определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно;
- готовы к индивидуальному самовыражению;
- с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;
- совершенствуют мелкую моторику рук;
Стратегия реализации проекта
1 этап. Рождение проблемы
Дети играли на улице и стали собирать камни, решили занести их в группу и собрать коллекцию камней. Тогда и возникла идея создать мини - музей и подробно познакомиться с природными ископаемыми.
Примерные вопросы
Воспитатель:
- Ребята, это действительно полезные ископаемые? Какие полезные ископаемые вы знаете? Кирпич является полезным ископаемым или его делают люди?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Что вы знаете о полезных ископаемых земли?
Ответы детей. Они находятся в Земле, в пещерах, в глубине, под землей. Их добывают, выкапывают. Они полезные. Их используют люди для жизни. Это нефть, уголь, соль, золото, песок, глина и другие.
Воспитатель:
- Что бы вы хотели еще узнать?
Ответы детей. Какие еще есть камни? Как добывают из земли полезные ископаемые? Что из них делают?
Воспитатель:
- Где узнать ответы на ваши вопросы?
Ответы детей. Спросить у родителей. Узнать на занятиях от воспитателя.
Прочитать в энциклопедии и других книгах.
2-й этап. Мероприятия и события с детьми.
Занятия (интеграция познавательной и продуктивной деятельности)
«Удивительные камни». (познавательное, нетрадиционное ИЗО).
«Камни. Как человек использует камни» (познавательное, опыты).
«Кладовая гномов» (познавательное).
Опыты и практические задания
«Вода камень точит».
«Почему камни бывают разноцветными?»
«Вулкан».
Беседы
«Эти таинственные пещеры».
«Камень, рожденный деревом» (рассматривание образцов)
«Эти загадочные камни!».
«Магия драгоценных камней».
Предметно – развивающая среда
Изготовление макета «Горы и вулкан».
Оформление выставки «Фотоматериалы «Эти удивительные камни».
Изготовление поделок из природного материала «Что из чего?».
Раскраски «Украшения».
Экскурсия в магазин «Мир камня».
Оформление альбома по итогам экскурсии «Мир камня».
Рассматривание коллекции камней.
Чтение художественной литературы
П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», Братья Гримм «Беляночка и Розочка», «Почемучка»: «Что такое вулкан», «Что такое подземные богатства?», «Сказка про каменный уголь», «Что внутри шахты», «Откуда берется бензин?», «О чем шептались камешки?»
Просмотр мультфильмов
«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история», «Алеша Попович».
Составление картотеки игр по проекту «Эти удивительные камни».
3-й этап. Заключительный (подведение итогов)
Итоговое интегрированное занятие «Путешествие к Хозяйке медной горы».
Оформление в группе «Музея камня». Презентация музея.
Содержание приложения
Конспекты занятий (интеграция познавательной и продуктивной деятельности):
«Удивительные камни» (познавательное, нетрадиционное ИЗО);
«Камни. Как человек использует камни.» (познавательное, опыты);
«Кладовая гномов» (познавательное).
Опыты и практические задания:
«Вода и ветер камень точит»;
«Что у гор внутри»;
«Вулкан».
«Что для чего»
Рекомендуем посмотреть:
Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике
Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке»
Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый»
Спортивно – оздоровительный проект в детском саду. Подготовительная группа