Конспект занятия по экспериментальной и познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по теме: «Удивительная соль»
Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи исследования:
Образовательные:
- выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?
- узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё?
- исследовать свойства соли опытным путём.
- стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей,
- продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования
Развивающие:
- развивать познавательные потребности, стимулировать интерес к изучению неживой природы;
- развивать творческие способности, воображение, любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;
- воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью; изобразительная деятельность; физкультминутка - наглядные: презентации, наблюдение; - словесные: беседа, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы.
Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами: «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая».
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, соль: поваренная, каменная, морская. Баночки с солью, ложки, яйцо, прозрачные емкости, клей, кисточки, заготовки из картона (деревья).
Педагогические технологии: здоровье сберегающие, ИКТ-технологии.
Реализация в ФГОС: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», использование игровой ситуации на протяжении, художественно – эстетическое развитие, всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.(ИКТ-технологии, показ презентаций)
Ход занятия
Воспитатель: Что за гости в зал спешат
Рада видеть, я ребят. Соберёмся в дружный круг.
Справа друг и слева друг.
Здравствуйте Уважаемые гости и ребята!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель знакомится с детьми. Включает музыку и предлагает детям потанцевать. (Дети встают в круг. Танец. Сама уходит, переодевается в Бабу Ягу. Приходит к детям.
Баба- Яга: -Хе-хе-хе. И кто же это у нас тут такие хорошенькие? Ох! Здравствуйте! А что вы здесь делаете, наверное свою новою воспитательницу Наталью Сергеевну ждете, занятие на конкурс показать?
Дети: да
Баба- Яга: Ждите, ждите! Я ее заколдовала. Хоти те Наталье Сергеевне помочь?
Дети: да
Баба –Яга: Ну, я даже не знаю, как вы можете помочь Наталье Сергеевне?
Дети: расколдовать, выполнить задания, и.т.д
Баба – яга: А чтобы ее расколдовать нужно, выполнить мои задания, которые находятся у меня в мешочках. Так вы согласны.
Баба –яга: Если справитесь, то хорошо, а если нет, тогда я съем ее. Чтобы пройти к моему домику, вы должны пройти вот по этим следам. И мимо не наступать. Вперед!
(на полу лежат вырезанные следы, дети должны пройти по ним).
-По следочкам мы пойдём,
может, чудо там найдём.
- Посмотрите-ка, ребятки, вот какой мой домик.
Так вот мои мешочки с заданиями.
(мешочки привязаны к поясу Бабы – яги)
1. Баба- яга снимает с пояса один из мешочков.
В нем листочек с загадкой
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук.
И становится вся пища несъедобной вдруг,
Если в ранку попадает - испытаешь боль,
Вы, конечно, догадались, ну конечно это…
Дети: соль
В случае затруднения с ответом воспитатель помогает детям.
Баба- яга: Вот какие вы умные.
Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль?
Дети: Дома, в магазине и.т.д.
В случае затруднения с ответом воспитатель задает уточняющие вопросы
Баба-яга: А для чего она нужна вам дома?
Дети: Чтобы готовить еду.
2. Баба - яга снимает второй мешочек.
Достает из мешочка записку «История о соли»
Баба-яга: А теперь я посмотрю, как вы умете слушать взрослых.
И расскажу вам немного о соли!
Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря и океаны. Так же соль находится в природе – это каменная соль. Есть много видов соли. Есть морская соль. Это соль, содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов. 8 тысяч лет люди употребляли соль в пищу.
Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц. Но и большое количество соли тоже вредно для здоровья. Употребление соли составляет 1 чайная ложка в сутки. Но соль мы используем не только, как приправу, но и для чего?
Дети: Для того чтобы консервировать овощи, а еще она спасает нас от гололеда, и применяется в медицине
Во время рассказа о соли, дети рассматривают картинки с изображением разных видов соли и местонахождением их в природе.
Ребята вы выполнили, ещё одно задание.
Вот и третье задание, мое любимое.
3. Баба- яга снимает третий мешочек.
Листочек с опытами.
Опыт 1:
Давайте рассмотрим соль, перед вами поваренная, морская и каменная соль. Рассмотрите, чем они отличаются и чем похожи.
Дети: У морской более крупные частицы.
Отдельно останавливаемся на поваренной!
Перед вами баночки с поваренной солью, внимательно рассмотрите ее. Давайте попробуем описать наше вещество.
Какого цвета соль?
Дети: Белого
На что похожи ее частички?
Дети: На кристаллы
Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу. Имеет ли запах соль?
Дети: нет
Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой?
Дети: Да. Она соленая.
Давайте возьмем щепотку соли и пересыпаем ее обратно в баночку! Какая соль? Сыпучая не сыпучая?
Дети: Он сыпется, значит она сыпучая.
Давайте сделаем вывод, соль она какая?
Дети: Белая, соленая, не имеет запаха, сыпучая
Опыт 2.
Перед вами стоят стаканчики с жидкостью, предлагаю вам попробовать и ответить что за вещество у вас в стаканчике.
(дети пробуют воду).
Так что вы попробовали?
Дети: Воду
Имеет ли она вкус?
Дети: нет
Теперь давайте попробуем растворить соль в воде. Погружаем одну маленькую ложку соли в стакан с водой, и размешиваем! Смотрим, растворилась или нет?
Дети: Соль исчезла, растворилась .
Пробуем на вкус, какой стала вода?
Дети: Соленой.
А какой была? Делаем вывод..
Дети: Без вкуса, соль сделала воду соленой.
Опыт 3: Растворимость
Возьмите 3 стакана с водой, соль, гречку и масло. Наполните стаканы водой и в каждый стакан насыпьте по ложке одного из веществ. Помешайте в каждой емкости ложкой и понаблюдайте с малышом за реакциями. В результате соль растворятся, крупинки гречки опустятся на дно, а масло будет плавать на поверхности.
Опыт 4:
(Перед детьми в миске лежит куриное яйцо(картошка), и стоят 2 банки: с водой и с соленым раствором).
Скажите, что вы видите перед собой?
Дети: Банки с водой, куриное яйцо
Погружаем яйцо в банку и наблюдаем.
Что произошло?
Дети: в одной банке яйцо утонуло, а в другой нет.
А как вы думаете, в какой воде яйцо не утонуло?
Дети: в соленой плавает, а в простой воде утонуло.
Правильно, соленая вода, более плотная чем пресная, по этому вытолкнула яйцо на поверхность. Те, кто был на море, наверняка заметили, что на в морской воде плавать легче, чем в пресной, морская вода вас держит на плаву.
Физминутка танец «Бабка – ежка выгляни в окошко»
Опыт:5 «Лавовая лампа»
Стакан на 2/3 наполнен водой, налейте в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чай. Ложку соли.
Результат: масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, когда добавляют соль, масло в месте с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадется, она отпустит частички масло и те поднимутся на поверхность. Пищевой краситель добавляет эффект.
Опыт: 6 «Красим гуашью»
Берем 1/2 стакана соли, 1 чайную ложку краски. Все это в пакет и перетираем. Соль становится цветной. Что произошло с солью?
Дети: Частички соли по красились гуашью и стали цветными.
4. Баба- яга снимает четвертый мешочек.
(в нем соль) «Зимнее дерево» — нетрадиционное рисование солью на бумаге.
Ребята я предлагаю вам нарисовать зимнее дерево.
Какие материалы вы используете для рисования?
Дети: бумага, карандаши, краски, кисточка
А сегодня вы будете рисовать с помощью клея и соли. (Для облегчения работы контур дерева уже готов).
Звучит спокойная музыка. Изображаем рисунок с помощью клея ПВА на альбомном листе. Аккуратно нанесите клей на поверхность веток деревьев, а затем засыпать ее солью. Прижмем соль к картону используя салфетку. Переворачиваем лист бумаги на белый поднос, чтобы убрать лишнюю соль.
Посмотрите, какие прекрасные зимние деревья у нас получились!
Баба – яга: ох как я услала, сядем в круг и отдохнем.
Рефлексия
Включается шум моря или пение птиц.
Дети закрывают глаза. Если есть возможность можно положить на пол, если нет, то сидя на полу. (представьте что вы в летнем лесу….). А в это время снимает костюм Бабы – Яги.
Воспитатель: ребята, я вернулась благодаря вам.
- ребята мне Баба – яга рассказала, что вы сегодня изучали какое – то вещество?
Дети: соль
- Какие свойства у этого вещества?
- Чем мы занимались?
Дети: Экспериментировали.
- Что было вам трудно?
- А что было легко?
- Что нового изучили? Чему научились?
- Вам понравилось экспериментировать? Тогда я вам предлагаю, продолжить опыты, я оставлю вам стаканчик с соляным раствором, в нем находится веревочка, вам нужно поставить его на окно, где часто бывает солнышко и немного подождать и пронаблюдать, что произойдет когда вся вода испариться!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Свойства почвы
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе ДОУ
Конспект НОД по экологии для подготовительной группы на тему: Воздух и его свойства
Конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе детс