Проектная работа на тему «Волшебница вода и её свойства» для старшего дошкольного возраста детского сада
“Осознавая исключительную роль воды в жизни человека и руководствуясь принципами бережного отношения и сохранения окружающей среды мы стремимся наиболее качественно и полно обеспечить потребителей услугами водоснабжения”
Актуальность проблемы:
В сложных экологических условиях во время промышленного бума приведших к расточительному отношению к воде и водным ресурсам особое значение приобретает работа детского сада по формированию у детей бережного отношения к окружающему миру, особенно к природным ресурсам. Исходя из этого следует делать вывод что, бережное отношение к природным ресурсам и к воде нужно воспитывать у детей с малых лет, а именно дошкольного возраста. Ведь именно в старшем дошкольном возрасте у детей очень хорошо развита познавательная активность. Подготовишки очень восприимчивы ко всему новому: у них хорошо развита экспериментальная деятельность. Имея в виду цель более глубокого знакомства детей со свойствами и качеством воды, влияние на здоровье человека и живых существ, знакомства экологическими аспектами воды подталкивало на мысль создания проекта. На эту мысль толкнуло и то, что некоторые родители не прививали своему ребенку навыка бережного отношения к воде, как к водному ресурсу в быту и на природе.
Цель: приобщение детей и родителей к экологически грамотному поведению по отношению к воде в быту и на природе.
Задачи работы над проектом
1. Всестороннее педагогическое просвещение родителей посредством знакомства подробнее о пользе водных ресурсов и о полезных и вредных свойствах воды. Установление партнерских отношений педагогов, родителей и детей, создание единого социокультурного пространства через организацию совместно проведенных мероприятий. Познакомить детей с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями (дождь, роса, снег, иней, лёд, пар и т. д. ) и состоянием воды в окружающей среде.
2. Развивать коммуникативные навыки: познавательный интерес, навыки поисковой и экспериментальной деятельности, умение находить выход, из проблемной ситуации, поддерживать доброжелательное общение в играх и продуктивной совместной деятельности. Развивать творческие способности детей через пение, художественную деятельность, создание поделок, рисунков, прививать навыки правильного поведения в быту и на природе, учить понимать необходимость бережного отношения к воде как к природному ресурсу, научить ребят отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.
3. Воспитывать умение видеть красоту и неповторимость природы.
- обогащать детско-родительские – родительские отношения путем консультаций и совместных экспериментов и выездов на природу.
Девиз: “Чистая вода-залог здоровья.”
Тип проекта – информационно экспериментально познавательный.
Участники проекта - дети, воспитатели, сотрудники детского сада, родители.
Сроки реализации проекта в течение I квартал
Этапы реализации проекта:
I Этап-исследовательский:
1. Постановка проблемы.
2. Рассказ воспитателя о волшебнице- воде.
3. Выдвижение детьми собственных гипотез.
4. Сбор материала и информации для реализации проекта.
II Этап технологический:
1. Занятие «Волшебница- вода»
2. Беседа «В мире воды*
4. Занятие «Путешествие с Капелькой»
5. Практическое занятие – экспериментирование « Свойства воды»
6. Конкурс рисунков «Аквариум» - «Где живет капелька–вода»
7. Конкурс стихов о явлениях природы
(дождь, туман, тучи, град, облака и т.д)
8. Викторина «Про волшебницу воду все знай и на вопросы отвечай»
9. Занятие «По морю на дно морское»
10. Развлечение «Веселая квакуша».
Работа с родителями:
1. Анкетирование.
2. Информация для родителей или папка-передвижка «Как научить детей охранять природные ресурсы»
3. Консультация для родителей «Полезные свойства воды для человеческого организма
4. Консультация для родителей ; “Закаливание водой ‘.
5. Фотовыставка “Вода вокруг нас”.
6. Экскурсия с детьми и родителями к водоему: очищение берега реки от мусора
Предполагаемые результаты.
Проект «Волшебница вода» разрешая проблему, реализовал поставленные задачи:
1. Дети получили знания о :
- водовороте воды в природе
- о бережном отношении к воде как к природному ресурсу.
- о пользе и свойствах воды.
2. Дети и родители стали больше уделять внимания к бережному отношению воде.
3. Отношения родителей и детей стали больше близкими, доброжелательными. Родители больше стали уделять внимание к здоровью своих детей, применяя в этом закаливающие водные процедуры.
4. У детей расширился кругозор, появился интерес к экспериментальной деятельности.
5. Дети стали более коммуникативно- компететными по данной теме.
6. Родители стали более активно участвовать в жизни группы.
Конспект итогового занятия «Вода и её свойства».
Задачи:
1. Образовательные:
- ввести в словарь понятие «водохранилище»;
- активизация словаря: пена, озеро, родник, ключ, источник, полноводная, могучая, прозрачная, мутная, бесцветная, течёт, переливается;
- обогащение словаря: водохранилище, запруды, специалисты, красители, вещества, растворы.
- обобщить знания детей о значении воды в жизни человека;
- познакомить с некоторыми свойствами воды.
2. Развивающие:
- развитие навыков рассказывания на основе личного опыта, с использованием модели.
- развитие наблюдательности у детей их умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде.
Планируемый результат:
Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды, имеющих способность меняться в зависимости от окружающей среды и воздействия на воду.
Вывод о свойствах воды дети делают самостоятельно на основании собственного опыта по постановке эксперимента.
Пространственно – временной ресурс
Занятие проводится по подгруппам – 6 человек в подготовительной к школе группе. Воспитатель не препятствует общению детей во время занятия.
Материалы к занятию
ТСО магнитофон,
- аудиозапись журчание воды.
- модель «Как человек воду использует»,
- маска «Родничок» по количеству детей.
- голубые ленточки
(1 м) по количеству детей,
- канат, изображающий ручей,
- с помощью камней, растений, маски оборудовать родник.
- накидка для воспитателя, для изображения воды.
- столы с оборудованием для проведения опытов. Рядом со столом на мольберте схемы – модели для проведения опытов.
Оформление
На полу горкой выложены камни, обозначающие родник. Из родника, извилистой линией тянется канат
(шнур голубого цвета), который заканчивается возле полотна синего цвета, обозначающего реку
(озеро, море). За полотном расположены столы с оборудованием для опытов.
Предлагаемая форма занятия обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком
(на равных, как партнёров), создаёт атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.
Предварительная работа
- разучивание игры «ручейки и река»
- сказкотерапевтическое занятие «Заяц Коська и родничок»,
- рассматривание, чтение «Большой детской энциклопедии дошкольника», раздел «Наша планета Земля»,
- составление модели «Как человек воду использует»,
- построение запруд в песочнице.
Ход занятия
Введение:
- Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие, а куда вы узнаете, когда послушаете мою загадку - прослушивание аудиозаписи « Журчание воды»
- Что вы услышали?
- Как догадались?
Да, мы отправимся в гости к волшебнице воде.
I часть
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит,
Без неё вам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Н.Рыжова
II часть
Ребята, сегодня вы видели воду? Где? Какую?
Для чего нужна вода?
Как мы её используем?
Рассказать вам поможет модель «Как человек воду использует»
Слушаем 1-2 рассказа, поощряются дополнения.
Хотите, я расскажу вам «Как вода к нам в дом пришла?»
Если открыть кран на кухне или в ванной, из него потечёт вода. Она никогда не кончается. Далеко за городом на различных речках построены запруды, там вода собирается и «хранится» в больших озёрах. Они так и называется – водохранилища. Специалисты следят, что бы эти водоёмы всегда оставались чистыми. Потом вода по каналам и трубам поступает туда, где её очищают, уничтожают вредных микробов и проверяют с помощью разных приборов. Чистая вода по трубам приходит в дома, а сильные насосы подают её на все этажи. Поэтому в любой квартире всегда можно набрать чистой, холодной воды из крана.
- Ребята, скажите, пожалуйста, где вода встречается в природе?
(в реке, в озере).
- Посмотрите, здесь течёт ручей
(рассматриваем модель на полу «Родник – ручей – река»).
- Давайте найдём его начало.
- Как называется место, где начинается ручей?
(родник, ключ, источник)
- Откуда в роднике вода?
(Она вытекает из под земли)
(надеваю маски «Родничков» детям на голову, Дети берут голубые ленточки)
- Как много родничков здесь появилось!
- Давайте поиграем в игру «Роднички и река»
III часть
Экспериментальная деятельность
Описание игры:
Роднички танцуют с ленточками под музыку. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг. «Роднички сливаются в одну реку». Воспитатель делает попытку разъединить, расцепить руки детей: но дети крепко держатся за руки, руки напряжены, жёсткие. Необходимо обратить внимание детей на то, что вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная. Затем снова включается музыка, и «река» распадается на отдельные роднички.
Во время игры воспитатель с детьми к месту, где установлены столы для проведения опытов.
- Посмотрите-ка, ребята, куда река вас привела.
- А привела она вас в гости к волшебнице Воде,
(воспитатель надевает накидку, накидку для вхождения в образ Воды).
-Здравствуйте гости дорогие! Вижу я, путь вы проделали немалый.
- Слышала – много вы знаете, да не всё про меня рассказали.
- Что бы больше про меня узнать предлагаю поиграть. Хотите?
Опыт №1. Узнаем «Какая вода»
На столе расположены три одинаковые ёмкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья с окрашенной жидким красителем
(фиточай) водой и с добавленном ароматизатором
(ванильным сахаром); стаканчики для детей.
Воспитатель показывает детям ёмкости:
- Угадайте, что в банках?
- Подержите ёмкости в руках.
- Что вы почувствовали?
(Дети определяют, что одна из них лёгкая, а две тяжёлые)
- Давайте посмотрим, что внутри и проверим, правы ли вы?
(Открываем сосуды, дети убеждаются в своих предположениях)
- Объясните, как вы догадались, что находится в ёмкостях.
- Как вода попала в ёмкости?
- Как её поместить в стаканы?
(Перелить)
- Сравните вес пустого и полного стакана.
- Что мы можем сказать о воде?
(Переливается, имеет вес)
Опыт №2. Экспериментальные игры.
- Опустите в воду ложки, соломинки.
- Что вы видите?
- Почему предметы хорошо видны?
- Что произойдёт, если в воду бросить краситель
(марганец)?
- Бросайте.
- Что изменилось?
(Вода изменила цвет)
- Видны ли предметы в окрашенной воде?
- Как ещё можно окрасить воду?
(Добавить краситель)
- Что будет если в воду соль, сахар?
Давайте проверим.
- Попробуйте воду через соломинку воду, где растворили сахар, соль?
- Что вы чувствуете?
- А теперь попробуйте чистую воду. Какой вкус?
Вывод: чистая вода не имеет вкуса.
- Ребята, скажите, чем пахнет вода?
- Предлагаю детям для сравнения чистую воду и фруктовый сок.
- Имеет ли вода запах?
- Что придаёт ей запах?
Вывод: Чистая вода не имеет запаха. Вода из под крана пахнет хлоркой, сок пахнет фруктами. Значит, вода может иметь или не иметь запаха и вкуса. Запах и вкус и цвет ей придают растворённые в ней вещества.
Опыт №3.
Воспитатель подводит детей к другому столу.
(На нём стоят ёмкости с тёпло, холодной водой).
- А ещё вода, может быть вот какой:
Предлагаю опустить руки в тазики.
- Что вы чувствуете?
- Отчего вода разной температуры?
- Когда ещё вода бывает тёплой?
(Летом, её нагревает солнце).
Заключение
- Закончились мои вопросы. А сейчас напомните мне, что нового вы сегодня узнали обо мне - воде?
Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. Много воды в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Все они не могут жить без воды, так же как и мы с вами.
О воде можно узнать много интересного.
Приходите ко мне в гости ещё раз. А дома я вас попрошу нарисовать рисунки о том, что нового сегодня вы узнали обо мне.
Рекомендуем посмотреть:
Проект на тему "Русские народные сказки" в детском саду в старшей группе
Проект в детском саду на тему "Дружба". Старшая группа
Эколого-валеологический проект в детском саду в старшей группе
Проект в старшей группе ДОУ. Тема: Народные промыслы Нижегородского края