Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Познавательно-исследовательский проект в детском саду для детей подготовительной группы

Познавательно-исследовательский проект «Соль-Волшебница». Подготовительная группа
Аннотация
Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы. Вот и мы с детьми решили всё узнать о соли, мы её едим, а не чего о ней не знаем.
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении творческого и познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей. В проекте предлагается решение задач творческого развития дошкольников, точнее одной очень важной их составляющей – способности к преобразованию, через организацию в детском саду ряда мероприятий,
направленных на изучение свойств различных веществ посредством опытно- экспериментальной деятельности. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания о свойствах различных веществ

Актуальность:
Дети по своей натуре – исследователи, они очень любознательны и настроены на познание окружающего мира. Главное достоинство метода проекта - возможность самостоятельно, с небольшой помощью взрослого установить представления о различных сторонах изучаемого объекта. Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом. Соль, которая есть в каждом доме, на каждом столе - известная и знакомая, непознанная и таинственная.
Цели проекта:
1. Формирование представлений детей о соли, изучение ее свойств.
2. Способствовать развитию познавательно- исследовательской деятельности детей посредством экспериментирования с солью.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
• Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?
• Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? Почему соль разная?
. расширить представления о добыче соли
• Исследовать свойства соли опытным путём.
• Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
• Развивать творческие способности, воображение, любознательность.
• Развивать коммуникативные навыки детей.
. Вырастить кристалл поваренной соли.
• Найти сведения о соли в разных художественных произведениях. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
Тип проекта: исследовательско - творческий
Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители, воспитатель.
Срок реализации проекта: среднесрочный, 1 месяц

Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап.
• Создание проблемной ситуации «Что мы знаем о соли?»
• Постановка целей и задач проекта.
• Подбор познавательной, научной, художественной литературы, иллюстраций, фотографий про соль.
• Ознакомление родителей с темой и целями проекта.
• Консультация для родителей «Интересно о соли».
2. Основной этап
• Проведение бесед «Какая бывает соль», «Польза и вред соли», рассматривание иллюстраций о соли.
• Просмотр видео «Добыча соли на озере Баскунчак».
• Ознакомление детей с сказками, загадками, пословицами, народными приметами о соли.
• Просмотр мультфильмов о соли «Как казаки соль покупали», «Приключения Адибу. Откуда берется соль».
• Опытно-экспериментальная деятельность «Сольные фокусы».
• Наблюдения дома и на прогулке: «Как мама использует соль», «Снег похож на соль».
• Подготовленные рассказы детей по теме проекта
• Творческая деятельность: рисование солью в нетрадиционной технике
3. Заключительный этап:
• Изготовление картотеки проведенных опытов «Сольные фокусы».
• Выставка рисунков детей.
• Выставка совместного творчества детей и родителей «Соль- волшебница».
При реализации проекта были использованы методы и приемы:
- анализ познавательной литературы
- опытно-экспериментальная деятельность,
- исследовательская деятельность,
- наблюдения,
- творческая деятельность,
- игровая деятельность.

Технология реализация проекта
Совместно с детьми мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель: изучить свойства соли, полезные и вредные качества соли для здоровья человека, нахождение в природе и способы добычи соли. С помощью взрослых мы подобрали познавательную, научную литературу и организовали книжную выставку «Эта удивительная соль». Работая на выставке, ребята с большим увлечением рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли; разновидность соли: (мелкая, крупная, каменная, поваренная, морская); просили прочитать статьи, которые их заинтересовали.

Дети познакомились с румынской сказкой «Соль в кушанье» и русской народной сказкой «Соль», с удовольствием рассматривали иллюстрации к сказкам. Мы узнали, что о соли составлено много пословиц, поговорок, загадок. Большой интерес вызвал у детей просмотр мультфильма «Приключения Адибу. Откуда берется соль».

В ходе ООД «Путешествие по соляным месторождениям» дети узнали, что соль добывается разными способами, смотрели видео «Добыча соли на озере Баскунчак». Дети наглядно увидели, как добывают соль, какая техника участвует в этом процессе, познакомились с трудом соледобытчиков. В дальнейшем ребята использовали в творческой игре «Добыча соли», фантазировали и разворачивали сюжеты, придумывали необычайные истории о соли и ее путешествиях

Также дети подготовили дома с родителями рассказы из личного опыта по теме проекта. Сабира рассказала о своих впечатлениях после посещения соляной комнаты в г. Дюртюли. Ислам подготовил рассказ о своей поездке в Соль-Илецк.

Интерес к этой теме у ребят возрос. Им захотелось провести эксперименты и опыты с солью. Следующим этапом нашего проекта стало экспериментирование «Сольные фокусы».

С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли.

Опыт №1 «Такая разная соль». Оказалось, что соль бывает разная: крупная, мелкая, морская, для ванн. В мире существует столько разных видов соли.

Из опыта №2 «Соль растворяется в воде» дети выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.

Опыт №3 «Выпаривание соли».
Опыт № 4 «Плавающее яйцо».
Но самым интересным для детей стало проведение эксперимента №5 «Выращивание кристалла». Дети сами вырасли причудливые кристаллы. Опыт №6 «Окрашивание соли». Ребята научились окрашивать соль с помощью цветных мелков. А потом вместе сделали красивую поделку «Радуга из цветной соли».

Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской, познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, доказывали, самостоятельно делали выводы.

В свободное время я предложила поиграть русская народную подвижную игру «Без соли- соль!»

Событием стало создание в группе творческой мастерской. Дети научились рисовать в нетрадиционной технике «акварель + соль». Так были созданы рисунки на тему: «Рыбки». Далее попробовали нарисовать, используя клей ПВА, соль, акварель. Снеговики на рисунках получились как настоящие, словно из снега. Рисунки на тему: «Бабочки» тоже сделаны в нетрадиционной технике «соль, клей ПВА, цветные мелки». Все рисунки получились объемными, яркими и подарили много приятных эмоций и впечатлений.

Заключительным этапом проекта стала выставка совместного творчества детей и родителей «Соль- волшебница». Дети с родителями сделали интересные поделки из соленого теста.
Вывод:
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с способом выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и волшебными!

Рекомендуем посмотреть:

Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке» Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый» Спортивно – оздоровительный проект в детском саду. Подготовительная группа
Конспект занятия в детском саду по познавательно-исследовательской деятельности. Старшая группа | Конспект занятия в старшей группе ДОУ. Воздух и его свойства
Опубликовано: 374 дня назад (14 декабря 2023)
Просмотров: 197
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!