Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»
Аннотация
Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы., Т.С. Комаровой. Образовательная область- познавательно-исследовательская деятельность.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования «значительное внимание должно уделяться познавательно – исследовательской деятельности. Данная деятельность подразумевает творческую активность ребенка, которая направлена на изучение определенных явлений, установление взаимосвязи отдельных предметов в окружающем мире, систематизацию и упорядочение полученных знаний.
Познавательно- исследовательская деятельность формирует умения работать с разнообразными источниками информации, приспособлениями и лабораторным оборудованием.
Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность
Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.
Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
3. Обеспечить получение опыта взаимодействия в группах.
4. Формирование словесного запаса, мышления, внимания, навыков анализа, ведения беседы.
Предварительная работа:
наблюдения за температурой воздуха, направлением и силой ветра, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Оборудование: оборудование для проведения фокусов: цилиндр, плащ, 10 колпачков, 11воздушных шариков разных цветов, музыкальный духовой инструмент, магнитофон, мультимедиа, презентация музыкальных инструментов, две баночки, апельсин, мыльные пузыри.
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята! Давайте вспомним, кто такой фокусник?
Дети: Человек, который показывает фокусы?
Воспитатель: А где можно увидеть фокусы?
Дети: В цирке
Воспитатель: А вы умеете показывать фокусы?
Дети: Нет
Воспитатель: Хотите в это прекрасное утро мы будем совершать с вами превращения и фокусы? Тогда начинаем превращения, закройте глазки. Была я Наталья Викторовна, а превращусь я в фокусницу Задоринку…
(воспитатель надевает плащ и шляпу-цилиндр).
— А я умею показывать фокусы, но мне нужны помощники. Хотите ими стать?
Дети: Даа.
Задоринка: Все помощники фокусников должны соблюдать ряд правил.
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения меня, Задоринку, иначе фокус не получится!
Правило №2. Соблюдать тишину во время фокусов, не мешать работать другим помощникам-фокусникам.
Правило №3. Бережно обращаться с волшебными предметами. Сделал фокус- убери на место.
Правило №4. Самое главное! Чтобы научиться делать фокусы необходимо надеть волшебные колпачки!
Фокус №1.
Задоринка проводит первый фокус, накрывает плащом цилиндр и говорит заклинание: «Эники-беники, фокус получись, в шляпе сюрприз появись!». Из приготовленной шляпы Задоринка достает колпачки и надевает каждому ребенку.
Задоринка: Фокусы можно показывать с чем угодно, а с чем мы будем показывать, вы догадаетесь, если отгадаете
загадку:
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Что это?
Дети отвечают: Воздух
Задоринка: Правильно! Мы сегодня будем делать фокусы с воздухом. А где же нам взять шарики? Мы же с вами фокусники, давайте вместе скажем заклинание, и в наших колпачках появятся шарики.
Фокус №2.
Все вместе: «Эники-беники, фокус получись, в шляпе шарик появись!»
(ребята произносят волшебное заклинание и достают, заготовленные заранее в колпачках, воздушные шарики).
Задоринка: Ребята, смотрите какие красивые, но грустные шарики у нас. Что нам нужно сделать, чтобы шарики стали круглыми, веселыми и яркими?
Дети: Надуть их.
Фокус №3
Задоринка: Правда? Сейчас мы их надуем
(надувают). Вот какие они красивые получились! Каких цветов у вас шарики?
(дети отвечают)
- Интересно, а что же у них внутри, посмотрите?
Дети: Воздух.
Задоринка: Да? Где он? Почему – то я его не вижу? Воздух, ты где? Может вы его видите?
Дети: (ответы)
Задоринка: Вы не видите воздух? А почему не видите?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный и невидимый.
Фокус №4
Задоринка: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Дети: Да
Задоринка: Давайте, мы с вами сделаем еще один фокус и заставим наш воздушный шарик полететь. Скажем вместе волшебное заклинание и отпустим наши шарики.
Все вместе говорят заклинание: «Эники-беники, фокус получись, шарик в небе закружись!»
(отпускают шарики и они, сдуваясь, кружатся по группе).
Задоринка: Почему шарики улетели?
Дети: Воздух вылетел.
Задоринка: Правильно, воздух имеет реактивные способности, которые помогают взлетать в небо и самолетам и ракетам.
Физминутка
Ребята, давайте соберем улетевшие шарики. Каждый должен найти свой.
(Дети находят шарики и отдают воспитателю).
Фокус№5
Задоринка: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать?
Дети: Нет
Задоринка: Тогда проведем еще один фокус. Скажем вместе заклинание. Воспитатель накрывает свой цилиндр плащом и достает духовой музыкальный инструмент. Дует в него.
Задоринка: Слышите воздух?
Дети: Да
Задоринка: Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат Как вы думаете почему ?
Дети: Музыкант дует в отверстие инструмента, получаются звуки .Звуки распространяются по воздуху .
Задоринка: Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать — звуки не передаются.
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Я предлагаю вам прослушать запись фрагментов игры на духовых музыкальных инструментах
(прослушивают флейту, трубу).
Во время прослушивания воспитатель показывает картинки слышимых музыкальных инструментов с использованием ИКТ технологий.
(презентация)
Задоринка: Отличаются звуки музыкальных инструментов?
Дети: Да
Задоринка: Почему?
Дети: (ответы детей)
Задоринка: Чем меньше инструмент, тем тоньше звук, потому что тоньше струя выдыхаемого воздуха.
Фокус №6
Задоринка: Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашем цилиндре? Говорит заклинание.
Что это? Наверное, это волшебные баночки.
Посмотрите, а в них что – ни будь есть?
Дети: (ответы).
Задоринка: Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет , понюхайте чем пахнет?
Задоринка: Действительно, пахнет апельсином.
Задоринка: Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
Задоринка: Чем пахнет воздух в этой баночке?
Дети: (ответы).
Задоринка: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по – разному.
Дети: (ответы).
Задоринка: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Подведение итогов:
Задоринка: Ребята вам понравились фокусы с воздухом? А кому, какой фокус понравился больше всего?
(Ответы детей).
Задоринка: А у меня есть для вас еще один фокус. «Эники-беники, фокус получись, сюрприз появись!»
(воспитатель достает из цилиндра мыльные пузыри и дарит ребятам)
Задоринка: Спасибо большое вам за помощь, ребята!
Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать, увидеть, услышать, понюхать. Но оказывается в воздух ещё можно, и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри. В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.
Дети дуют мыльные пузыри, звучит музыка.
Литература:
1.«Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе. Свойства воздуха
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе ДОУ. Свойства воздуха