Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Таинственный воздух»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
1. Способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха.
2. Уточнить представление о том, что ветер - это движение воздуха.
3. Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
4. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи.
5. Активизировать речь и обогатить словарь детей.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, медицинская накидка, одноразовые шапочки, мешочки, бумажные салфетки, веера из бумаги, стаканчики с водой, трубочки, мыльные пузыри, коробочки для киндер-сюрприза с лимоном, апельсином, огурцом, чесноком, кофе (все на каждого ребенка), весы, два пустых и один надутый воздушные шарики, корзинки.
Ход деятельности
(Дети заходят в зал, подходят к экрану)
1. Организационный момент
Воспитатель: прошу минутку тишины. Давайте постоим тихо-тихо. Хочу, чтобы вы услышали интересный звук, который услышала вчера я.
(на слайде появляется значок «звук» и слышится звук электронного письма)
- Как вы думаете, что это за звук?
Это звук электронного письма. Вчера на мою электронную почту пришло необычное письмо-загадка. Я решила вам его прочитать, чтобы вы помогли мне на него ответить. Вы согласны мне помочь?
2. Чтение электронного письма (на экране)
«Дорогие ребята! Мне загадали загадку, которую я никак не могу отгадать. Помогите мне, пожалуйста».
- Кто же мог к нам обратиться с такой просьбой?
(на экране картинка Лунтика)
Послушайте, какую
загадку загадал Лунтик.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Я догадалась, почему Лунтик не смог отгадать загадку. Потому что на Луне нет воздуха.
(на слайде картинка планета – Земля)
- А на нашей планете, есть воздух? А вы его видите? Значит, на нашей планете нет воздуха? Тогда давайте это докажем!
3. Превращение в ученых-исследователей
Чтобы все узнать о воздухе, мы превратимся в ученых - исследователей и отправимся в лабораторию.
- Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Лаборатория – это место, где ученые проводят различные опыты и эксперименты, что-то изучают, создают что-то новое.
(дети надевают шапочки и фартучки)
Закрываем глаза, хлопнем 5 раз
(дети считают до 5).
Наш музыкальный зал превратился в «научную лабораторию». А мы с вами стали молодыми учеными. В лаборатории надо соблюдать определенные правила.
- Какие правила вы знаете?
• На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
• Не мешать друг другу.
• Соблюдать тишину, не кричать, громко не разговаривать.
• Работать аккуратно,
• Нельзя брать предметы грязными руками, не пробовать на вкус.
В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы надели фартучки и шапочки.
Итак, мы начинаем. Я приглашаю вас за первый столик.
4. Опытно-экспериментальная деятельность
ОПЫТ №1. «Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый»
Ребята, вы сказали, что и на нашей планете, и в детском саду есть воздух. А вы его видите.
- Но всё же, как нам доказать, что воздух вокруг нас есть? Нужно его поймать. Попробуем поймать его ладошками. Не получается.
В этом нам поможет вот такой пакетик. Видите, какой он тонкий, его можно сложить, смять. Возьмите пакет. Что в нем?
(он пустой)
Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
(стал толстый)
- На что он похож? Что находится внутри пакета?
А вы видите воздух в пакете? Какого он цвета? Значит воздух невидимый, бесцветный.
- Посмотрите через пакет, видите свою руку? Значит, воздух еще какой?
(прозрачный)
- А теперь выпустите воздух из пакетов, что произошло?
(пакет стал пустым)
- А почему?
(в нем не осталось воздуха)
Все ученые после проведения опыты делают выводы. Какой мы можем сделать вывод?
(воздух прозрачный, невидимый, бесцветный)
Обозначьте наш вывод карточкой
(на магнитной доске)
Продолжаем наши опыты. Проходите к следующему столику.
ОПЫТ№2. «Движение воздуха»
Возьмите в руки салфетки, сделайте вдох и подуйте на салфетку.
- Что происходит с салфеткой? Что приводит ее в движение?
- При выдохе образуется движение воздуха - ветерок, он заставляет двигаться салфетку. Значит, ветер – это движение воздуха.
Давайте поиграем с воздухом. Хотите устроить ветер?
Возьмите бумажный веер и помашите в сторону лица. Что вы почувствовали?
Делаем вывод: воздух может двигаться. Движение воздуха называется ветер. Обозначим карточкой.
ОПЫТ №3. «Воздух внутри нас»
Продолжаем наши исследования. Как вы думаете, а внутри человека есть воздух?
Сейчас мы это проверим. Подойдите к столику со стаканчиками. Возьмите трубочку, опустите в стаканчик и подуйте в нее.
- Что же происходит? Что же это за пузырьки? Как они попали в стаканчик?
Это мы вдохнули воздух через трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Значит, какой вывод можно сделать?
(внутри человека есть воздух).
- Где еще можно использовать воздух, который находится внутри нас?
- Ребята, как воздух попадает в человека?
(через нос)
Давайте обозначим наш вывод карточкой.
Физминутка
Предлагаю вам немного отдохнуть.
(дети выполняют соответствующие движения)
Ударяем воздух кулаком,
Толкаем воздух ладошкой,
Обнимаем воздух руками,
Гладим воздух по головке,
Чистим воздух щёточкой,
Бросаем воздух подальше,
Ловим воздух горстями.
ОПЫТ №4. «Воздух не имеет вкуса и запаха»
Мои маленькие ученые-исследователи, как вы думаете, а воздух вкусный?
- Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса?
(безвкусный)
- Вдохните носом воздух. Имеет воздух запах? Значит воздух, какой?
(без запаха)
Делаем вывод: чистый воздух не имеет запаха и вкуса.
Обозначим карточкой.
Игра «Угадай запах»
- Ребята, если воздух не имеет запаха, почему же мы тогда чувствуем запахи, которые доносятся из кухни в нашу группу. Например, запах испеченного пирога, тушеной капусты, запах рыбы. А происходит это потому, что воздух может переносить запахи. Давайте проверим это свойство воздуха.
Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте их отгадать.
(Дети берут по одной коробочке из под киндер-сюрприза, угадывают запах, затем открывают и проверяют).
Делаем вывод: воздух может переносить запахи. Обозначим карточкой.
ОПЫТ №5. «Вес воздуха»
В каждой лаборатории есть необходимые материалы и приборы для опытов и экспериментов. Посмотрите вот на этот прибор.
- Кто знает, как он называется? Для чего нужны весы?
- Как вы думаете, имеет ли воздух вес?
Это мы сейчас проверим. Этот опыт вам буду показывать я. Вы внимательно слушайте и смотрите.
Я возьму два одинаковых воздушных шарика и положу их на чашечки весов.
- Что вы видите?
(чаши весов неподвижны)
- Теперь на одну чашу положу надутый шарик. Что вы заметили? Почему чашечка весов опустилась?
Делаем вывод: воздух имеет вес. Обозначим результат карточкой.
ОПЫТ №6. «Мы не можем жить без воздуха»
Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное. Кому нужен воздух?
Воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и несколько минут. Попробуем это проверить. Представьте, что вам нужно нырнуть под воду.
- Закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.
- Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?
Делаем вывод: человек не может жить без воздуха.
5. Итог деятельности
Сегодня наша группа ученых - исследователей узнала много интересного и полезного о воздухе. После возвращения из лаборатории вы должны рассказать детям о том, что же вы узнали. Давайте повторим.
(дети по карточкам повторяют).
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад.
(дети считают вместе с воспитателем).
Вот мы и вернулись.
- Вам понравилось быть молодыми учеными? Я хочу подарить вам подарки, которые тоже связаны с воздухом.
(раздать детям мыльные пузыри)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект непосредственной образовательной опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Во
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе детского сада на тему «Воздух-невидимка»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе детского сада на тему «Воздух»
Конспект занятия в старшей группе ДОУ. Воздух и его свойства