Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Виды театрализованных игр и их место в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с ФГОС

Театрализованные игры в детском саду
В условиях перехода дошкольного образования на новый государственный образовательный стандарт перед дошкольным образованием встал вопрос о поиске нового пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. На первое место выходит: принцип обучения - учить играя. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. А дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Любая игра, в том числе и театрализованная – самая радостная деятельность детей. Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью воспитательно-образовательной работы. Они имеет большое значение для развития личности ребенка. Используя театральную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.
1. Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника. В процессе осмысления литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов взаимодействия.
2. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, их чертами характера. Это важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Для обучения детей средствам выразительности в театрализованных играх использую упражнения. Например:
• можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: "возьми", "помоги", "здравствуй" (произнеси приветливо, просяще, требовательно),
• меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно произнести скороговорку «Ша-ша -ша - наша каша хороша),
• с разной силой голоса (тихо, громче, громко) «са-са- са – вот летит оса»
- театральные этюды:
-Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим, гавкаем).
-Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
-Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки. (2 ребенка)
-У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает детей, которые берут их и благодарят его. Разворачивают фантики, кладут в рот, жуют. Вкусно.

-Можно использовать такой прием: во время драматизации дети смотрятся в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры
Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального и вербального выражения.
3. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи, активизация словаря).
Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц — лубяную. В сказке об этом говорится в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем — проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные зрители угадывают, какой эпизод представлен. Играя в подвижные игры, мы используем маски – шапочки или необходимые атрибуты. Такие игры, как «Теремок», «Гуси – гуси», «Два мороза», «Хитрая лиса», наряду с двигательной активностью также развивают диалогическую и монологическую речь. Хотелось бы рассказать о некоторых новых приемах и играх, с которыми я познакомилась во время подготовки и мы уже начали их использовать в своей практике.
Прием «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создаю воображаемую ситуацию. Использую «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться). Предлагаю детям посмотреть на вещи, стоящие в группе, затем привлекаю внимание детей к какой-либо вещи: коса (Не этой ли косой петушок прогнал лису?»), пирожок («Не этим ли пирожком печка угощала девочку?), скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), и т.д. Затем спрашиваю, узнали ли они из какой сказки эти вещи, прошу рассказать этот эпизод.
Игра «Волшебная корзинка»
Можно распределиться на пары или на микрогруппы, каждая пара ( микрогруппа) вытаскивает из корзинки « волшебную вещь», называет ее действия в сказке, (рукавичка, яичко, яблоко).
Игра «Чья музыка»
Предлагается слушание музыки и представление под нее - какое животное или птицу вы представили в этой музыке? Представить изображение.
Игровой упражнение «Режиссер»
Дети распределяются на группы. Первая подгруппа - режиссеры. Остальные артисты, каждая подгруппа согласовывает друг с другом какое стихотворение, потешку, отрывок из сказки будут читать или показывать, чтобы режиссер их отметил и принял в свой «театр». Репетируют и, лишь потом, поочередно, каждая группа показывает свою работу.
Игровые упражнения по картине «Сказариум»
(На лист ватмана приклеиваются картинки со сказочные героями из разных сказок (в зимнем или в летнем лесу), получается одна большая картина.
Можно задавать вопросы:
- Из каких сказок собрались в лесу персонажи?
- Найти самого веселого (доброго, вежливого, злобного, трудолюбивого, хитрого, сильного, умного ...)
- Найти, что на самом деле не бывает и почему?
- Составление рассказа веселого, грустного, страшного).
- Подобрать загадки к определенному персонажу.
- Выбрать любого персонажа и изобразить его.
Игра "Волшебный лепесток"
Изготавливается волшебный цветок с лепестками, на котором изображены персонажи. Дети подходят к «волшебному» цветку и отрывают лепесток. Задания: показать отрывок из сказки (картинка), выразительно прочитать стихотворение или потешку, песенку.
Игра «Кубик - Рубик»
Дети распределяются на подгруппы. Каждая подгруппа выбирает любой кубик, на котором изображены сюжетные картинки по загадке, сказке потешке, стихотворению. Подбрасывают куб и составляют рассказ по той картинке, которая оказалась перед ними.
4. Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам.
Велико значение такого приема: произнесение слов утешения: «Не плачь баба, не плачь дед», слов хвастовства: «У меня не усы, а усища, не лапы, а лапища…», слов хитрости: «Мерзни, мерзни, волчий хвост», слов удивления «Бабушка, почему у тебя такие большие уши?»
5. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Они вводят в текст новые сюжетные линии, дополнительные роли, меняют концовку и т. д. Иногда следует прибегать к приему творческого изменения концовки, особенно если она трагична. Отрицательных героев можно перевоспитать при активном участии детей, например, устраивать всяческие препятствия волку на его пути к домику, где живет бабушка Красной Шапочки.
В соответствии с ФГОС образовательная деятельность в дошкольном учреждении включает в себя: организованную образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, и самостоятельную деятельность детей. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться в организованную образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
• Во время организованной образовательной деятельности включаем театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей: вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием излишней сухости в изложении материала. Очень часто я использую свой любимый прием - перевоплощение ребенка в какого-либо героя (моряк, кот Матроскин, девочка Весна, бабушка). Так, на занятие по математике в гости приходит Петрушка, который не умеет считать, и дети объясняют ему правила математики, Винни Пуху нужно помочь посчитать пчелок на цветках; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром смешной Карлсон с удовольствием постигает вместе с дошкольниками секреты ухода за растениями, а куклы-зверята разыгрывают представление на тему, как вести себя в транспорте, на занятии по рисованию приходит письмо от Буратино: «Ребята, напишите мне письмо в рисунках, как вы живете в детском саду»и т. д.
• Совместная деятельность детей и взрослых включает в себя:
- организацию игр и игровых ситуаций на прогулке, в игровых комнатах;
- чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне организованной деятельности в течение дня;
- игры-рисования на свободную тему;
- строительные игры с драматизацией.
Самостоятельная деятельность детей старшего дошкольного возраста – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения. Дети используют разные виды театров, различные декорации, сочинение, приплясывание, напевание и т даже игры и материалы из других игровых зон. Непосредственного участия в игре я не принимаю, лишь стараюсь направлять замыслы детей вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось?». Мою позицию можно определить как помощник в реализации детьми игровых замыслов.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские игры.
В играх-драматизациях наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ. Виды игр драматизаций: игры-драматизации с пальчиками, с куклами бибабо, кукольный. театр, игра-драматизация с шапочками на голове, импровизация.
В режиссерской игре ребенок или взрослый не является действующим лицом, «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет артистами, «озвучивая» героев, действуя за них, изображает их интонацией, мимикой.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный театр игрушек, картинок, стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр.
В нашей группе находятся дети разного возраста, с разными индивидуальными и психологическими особенностями, поэтому мы стараемся привлекать к театральным играм всех детей. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе. Используем индивидуальные занятия для разучивания стихов, потешек, загадок, работаем над интонационной выразительностью, используем театральные этюды для разных возрастных групп. Но в организации игровой деятельности в разновозрастной группе есть преимущества, они заключаются в том, что младшие дети учатся играть у старших детей. В играх большие дети заботиться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. Так же время от времени у детей возникает потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.


Из собственного опыта хочется отметить, что педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому. При слове «театр» детские глаза должны загораться радостными искорками, а лица светится улыбкой.

Рекомендуем посмотреть:

Семинар практикум для воспитателей ДОУ с презентацией Игровая физкультминутка для детей дошкольников 3-5 лет Игры для детей с нарушением зрения и речи старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Театрализованные игры в коррекционной работе логопеда
Участник №80 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2017 года по 20 января 2018 года
Круглый стол в детском саду. ФГОС ДО | Конспект занятия в старшей группе. Свойства воздуха
Опубликовано: 2540 дней назад (8 января 2018)
Просмотров: 6160
+4
Голосов: 4
Галина Николаевна Шестакова # 9 января 2018 в 13:44 +1
Примите голос за вашу статью интересно!
Татьяна Сергеевна Титова # 11 января 2018 в 16:49 +1
Очень интересное мероприятие, использую его в своей работе с детьми.
Елена Александровна Якубовская # 12 января 2018 в 12:23 +1
Очень нужный и необходимый материал. Важно так же отметить то что, когда Воспитатель или Педагог много выступает в роли какого - нибудь персонажа в различных мероприятиях, много занимается с детьми театрализованной деятельностью, то и дети показывают хорошие результаты своей игровой деятельности.
Важно также наблюдать за детьми, их характером, поведением, видеть, в каком образе ребёнок будет ярко представлен , т.е. с самого начала работы уметь разглядеть и раскрыть талант каждого ребёнка, а это очень нелегко и под силу только настоящим профессионалам своего дела. Поэтому, по театрализованной деятельности педагогу важно правильно распределить все роли, использовать хорошие декорации и яркую наглядность.