Выступление перед коллегами в ДОУ. Знакомство с новым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Уважаемые, коллеги!
На сегодняшний день одной из главных тем в дошкольном образовании является обсуждение федерального государственного образовательного стандарта.
До вступления в силу закона об образовании дошкольное образование являлось первой ступенью общего образования. После 1 сентября 2013 года дошкольное образование относится к уровню общего образования. И это очень позитивная тенденция.
1. Повышается социальный статус дошкольного образования;
2. Государство должно обеспечить равенство возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
3. Обеспечиваются государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства требований к условиям реализации программ, их структуре и результатам освоения.
4. Сохраняется единство образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Что же такое стандарт? Ответ на этот вопрос можно найти в первой части ФГОС. Стандарт - это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального института развития образования. Вместе с группой специалистов новый ФГОС для детских садов создавался, начиная с 30 января 2013 года. В июне этого же года ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013 года. После этого новые федеральные стандарты претерпели доработку и вторичное рассмотрение. С учётом всех внесённых поправок, в окончательном варианте ФГОС дошкольного образования был принят и утверждён 28 августа 2013 года, вступает в силу 1 января 2014 года.
Ф ГОС построен на представлении о норме развития, разработанной в концепции культурно-исторического развития психологом Л.С.Выгодским и его последователями Д.Б.Элькониным, А.В.Запоржцевым, М. И.Лисиной и другими отечественными психологами.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Новый стандарт дошкольного образования должен избавить детские сады от формата школы и предоставить ребятам больше времени для игр. ФГОС – это стандарт поддержки детства.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвеции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены основные принципы, основным из которых является поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самооценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека. В этот период формируется здоровье, осуществляется развитие ребенка, он усваивает массу умений, способов, знаний, активно развивается образная память. Детство – это не ступень подготовки к школе, это период сам по себе. От того, каковы условия развития малыша в окружающем социуме, зависит их дальнейшая гражданская позиция.
Введение ФГОС дошкольного образования отразится на всей системе — на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Родители выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Педагоги должны быть компетентны в общении с родителями.
Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя следующие требования:
1. Требования к структуре образовательной программы для ДОУ и ее объему.
Каждое ДОУ будет самостоятельно разрабатывать свою программу, основанную на принципах ФГОС дошкольного образования. В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре. Учреждение не обязано брать готовую программу.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми сточки зрения реализации требований Стандарта. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема и части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание обязательной части Программы должно обеспечивать развитие личности в во всех образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие
Условия реализации второй части Программы (парциальной) должны обеспечивать развитие личности в одной или нескольких образовательных областях.
Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих только дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.
2. Требования к финансовым, кадровым, материально-техническим, психолого-педагогическим условиям, в которых должна реализовываться программа образования в ДОУ, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
При переходе на стандарт дошкольного образования противопоставление «вчера – сегодня» не работает: чтобы создать условия, нужно довольно много времени. И в стандарте о требованиях к этим условиям много говорится.
Первое и самое главное условие – это кадры, в системе образования, они, «решают всё». Острота этой проблемы объясняется тем, что реализовать ФГОС в детском саду не сможет человек без педагогического образования. Более того, это сможет сделать только высокопрофессиональный педагог.
Педагог должен обладать достаточно широким спектром психологических знаний – этого раньше не было. Важность «психологизации» педагогического образования объясняется тем, что дети сегодня другие. Педагог должен уметь работать и с детьми с ограниченными возможностями, и с теми, у кого есть незначительные отклонения. Работать с ними сложно, нужно знать – как, а для этого нужно и быть хорошо подготовленным теоретически, и владеть педагогическими и психологическими технологиями. Оба условия важны.
Наглядным фактором, свидетельствующим о переходе на стандарт, должна стать развивающая предметно-¬пространственная среда. Дело в том, что в стандарте одним из условий реализации основной образовательной программы определена развивающая предметно¬-пространственная среда. Раньше этого не было.
Чтобы программа была эффективной, нужно создать такую предметно-пространственную среду, которая соответствует её содержанию. Например, для реализации программы Монтессори нужно специальное игровое оборудование для развития мелкой моторики – шнуровки, кнопочки, гончарный круг. А программа «Развитие» направлена в первую очередь на интеллектуальное развитие ребёнка, и здесь нужны, например, кубики, брусочки, трапеции, другие геометрические фигуры, специальным образом подобранные.
Так что если, зайдя в детский сад, вы видите гору пыльных игрушек, в которые никто не играет, это может свидетельствовать о том, что педагог работает по программе, для которой не удалось создать предметно-пространственную среду. Если же дети играют, если игрушки используются в образовательном процессе, – другое дело. И не нужно говорить, что дети теперь играют только в интерактивные игры. Всё равно ребёнок должен взаимодействовать с игрушкой, иметь возможность общаться с ней, прижать её к себе, обнять.
В новом Стандарте рассматривается вопрос об индивидуализации образования. Раньше в дошкольном образовании об индивидуализации практически не говорили – педагог всегда работал с группой, будь то прогулка, игра, музыкальное или физкультурное занятие. Но ведь группа – это коллектив очень разных детей. Новый закон «Об образовании в РФ» даёт право приходить в обычные детские сады детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, имеющие те или иные нарушения в психологическом или физическом здоровье такой степени выраженности, что это не позволяет им осваивать общеобразовательную программу без особых условий и особых педагогических подходов. Родителям нужно привести ребёнка на обследование в психолого-¬медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и получить её рекомендации. И детские сады должны быть готовы к приходу таких детей. Но в большинстве случаев они пока не готовы.
Нужно так написать основную образовательную программу, чтобы и вся группа могла по ней заниматься, но у каждого ребёнка с ОВЗ был свой индивидуальный образовательный маршрут, нужно создать психолого-педагогические условия, необходимые ребёнку и соответствующие рекомендациям ПМПК. А это очень сложно. Ребёнка с ограниченными возможностями здоровья нужно принять, при этом поработать с собой, поработать с его родителями, с родителями других детей.
Воспитатель должен обращать внимание на психологическое состояние ребёнка: в семье могут быть проблемы, например развод родителей, или смерть близкого родственника, или другие проблемы, он приходит в детский сад в состоянии стресса, и нужно понимать, как с ним сегодня заниматься. Может быть, изменить форму подачи материала, дать возможность побыть одному, отвлечь от грустных размышлений и т. д.
3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям государственного стандарта образования.
Хорошо известно высказывание директора Федерального института развития образования Александра Асмолова: «Ребёнка надо ценить, а не оценивать».– ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата. В этом его основное отличие от федеральных государственных требований, которые были приняты в 2010 году и которые, как показала практика их использования, вызывали немало вопросов у педагогов и родительской общественности именно в части мониторинга.
Почему стандарт условий? Потому что мы имеем дело с детьми дошкольного возраста, которые развиваются неравномерно, у каждого ребёнка свой темп развития, он может быть медленнее или быстрее в разные периоды, и это норма. Учёт закономерностей возрастного развития и индивидуальных особенностей обязателен. У дошкольника разница между физиологическим и паспортным возрастом может быть и год, и полтора. Именно поэтому оценка результата в форме контрольных работ, тестов, экзаменов категорически недопустима.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Одним из основных рисков внедрения нового Стандарта является столкновение стандарта с установками родителей, которые до сих пор считают, что от дошкольных организаций требуется «дрессура детей», которая позволит им быть готовыми к школе. Определенные ожидания подобного же рода есть и у педагогов начальных классов. Они считают, что, приходя в первый класс, дети должны уметь считать и писать, в том числе, благодаря занятиям и умениям, полученным в детском саду. Действительно, необходимость того, что ребенок должен быть подготовлен к следующему уровню образования, никто не отменял. Однако во ФГОСе прописано совсем другое – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Стандарт написан, теперь нужно его понять, принять и научиться по нему работать.
Каждый ребенок – почемучка, и надо не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми.
Рекомендуем посмотреть:
ФГОС в дошкольном образовании
Круглый стол в ДОУ по ФГОС
Семинар – практикум для педагогов ДОО. Развивающая предметно – пространственная среда в ДОО с учетом
Проектирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей на логопункте ДОУ в условиях ФГО