Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Практикум для педагогов ДОУ на тему «Озвучивание стихов, сказок, рассказов»

Озвучивание стихов, сказок, рассказов. Консультация с практикумом для педагогов ДОУ
Автор: Паньшина Наталья Валентиновна, музыкальный руководитель
Место работы: МАДОУ ЦРР детский сад № 9 Верхний Тагил

Описание работы: Предлагаю вам консультацию с практикумом для педагогов ДОУ по теме «Озвучивание стихов, сказок, рассказов». Такая форма взаимодействия с педагогами ДОУ, позволит членам педагогического коллектива не только повысить свой теоретический уровень подготовки по данной теме, но и стать непосредственными участниками творческого процесса.
Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, педагогам – дошкольникам, педагогам дополнительного образования, а также родителям дошкольников.
Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах творческого взаимодействия с детьми.
Задачи: - напомнить теоретические аспекты технологии озвучивания стихов, сказок, рассказов;
- способствовать формированию у педагогов ДОУ практического опыта в озвучивании стихов, сказок, рассказов;
- создать условия для позитивного эмоционального контакта между педагогами ДОУ.
Оборудование: различные виды бумаги (газетная, журнальная, калька, упаковочная, офисная, тетрадная и т.д.); музыкальные инструменты: деревянная коробочка, деревянные ложки, погремушка, деревянные палочки, треугольник, колокольчик, металлофон, тарелки, свистульки, трубочки от металлофона, «маракасы» из природных материалов; предметы для озвучивания: пустые бутылочки, помпоны, мешочки с семенами, посуда (половник, кастрюля, сковорода, крышки - 3шт, чайная чашка, тарелка, вилка, ложки - 5шт,).
Ход консультации
Музыкальный руководитель: Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как воспитать и развить основные способности: слышать, видеть, понимать, фантазировать и придумывать?

Замечательным рецептом творческого сотрудничества с детьми является озвучивание стихотворений, сказок, рассказов.

Стихи увлекают своим ритмом, и дети читают их с удовольствием, но образы стихотворений становятся яркими, если при чтении добавить подыгрывание на музыкальных инструментах. Они могут быть самыми разнообразными.

Применение в совместной творческой работе шумовых и ударных инструментов не вызовет сложностей ни у детей, ни у взрослых. Для озвучивания можно использовать не только музыкальные инструменты, но и любые предметы, которые издают звук. Также можно использовать звучащие жесты. Неожиданные решения для озвучивания часто предлагают дети.

С помощью простейших инструментов, сделанных своими руками, можно передать шум ветра,

шелест листьев,

звуки дождя,

журчание ручья, и т.д.

Звучать может, практически всё, что нас окружает. Можно поэкспериментировать с различными видами бумаги: ритмично сминать, тереть, рвать….

Педагогам предлагаются различные виды бумаги для экспериментирования.
Музыкальный руководитель: Какая богатая палитра звуков в бумажной музыке! Возможно, это - «Мышиная суета» или «Шорохи ночного леса»… Давайте озвучим стихотворение А.Усачёва "Шуршащая песня". Для каждой строчки каждый педагог может придумать свой звук и исполнить его во время декламации стихотворения.
Музыкальный руководитель читает текст стихотворения А.Усачёва "Шуршащая песня", педагоги поочерёдно озвучивают каждый одну строчку.

"Шуршащая песня"
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша, в нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
Как расшалились шалуны!
Музыкальный руководитель: Для озвучивания подобных стихотворений или небольших сказок подойдут всевозможные природные материалы: жёлуди, скорлупки, семена. Ими можно шуршать, насыпав в мешочек, коробочку или сделать «маракасы» из «киндер-сюрпризов», различных бутылочек.
Педагогам предлагаются мешочки с семенами, «маракасы» из природных материалов.
Музыкальный руководитель читает текст стихотворения А.Усачёва, каждый педагог озвучивают одну строчку.

Музыкальный руководитель: Существует множество вариантов озвучивания. Стихотворение становится незабываемо ярким, если при чтении добавить подыгрывание на кухонных «музыкальных инструментах».
Педагогам предлагается посуда для озвучивания стихотворения.
Музыкальный руководитель читает текст стихотворения «Кухонный оркестр», педагоги озвучивают.


«Кухонный оркестр»
Наш повар Василий
На кухню пришел.
Он главный, он сильный,
Он – как дирижер!
Огромным половником только взмахнет (ударить половником по крышке)
Оркестр посудный тотчас запоет:
Кастрюли бездонные – бом-бом! (ударять по кастрюле ложкой)
Крышки огромные – дон-дон! (ударять крышкой о крышку)
Чашки для чая – тинь-тинь! (легко ударять ложкой по чашке)
Сковородка большая – динь-динь! (ударять по сковороде ложкой)
Вилки и ложки – там-там! (стучать вилкой о ложку)
Тарелки и плошки – бам-бам! (легко ударять по тарелке ложкой)
Оркестр играет у нас интересный, (звучат все инструменты)
А борщ получается – просто чудесный!

Музыкальный руководитель: Темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется, появляются небольшие паузы, во время которых звучит импровизация.
Огромные возможности для озвучивания музыкальными инструментами или звучащими предметами предоставляют русские народные сказки с их яркими образами.
Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой незатейливой, давно известной ребенку сказки открывает увлекательный мир музыкального творчества.
Для озвучивания с детьми могут послужить сюжеты сказок: «Теремок», «Колобок», «Кот, лиса и петух» и другие.
Сказки и стихи можно не просто рассказывать, а исполнить различными способами: на фланелеграфе, при помощи настольного, кукольного, теневого, театра, а также непосредственно по ролям.
Для озвучивания лучше подобрать небольшую по времени сказку.
Самая простая сказка, например, "Курочка Ряба", преображается и вызывает интерес любой аудитории.
Педагогам предлагаются музыкальные инструменты для озвучивания сказки.
Музыкальный руководитель читает текст сказки «Курочка Ряба», педагоги озвучивают.


Сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед, (размеренные удары по деревянной коробочке)
Да баба. (частые удары деревянными ложками)
И была у них курочка Ряба. (играть на погремушке)
Снесла курочка яичко, (играть на погремушке)
Да не простое, (играть на деревянных палочках)
А золотое. (играть на треугольнике)
Дед бил, бил (размеренные удары по деревянной коробочке) – не разбил,
Баба била, била (частые удары на деревянных ложках) – не разбила.
Мышка бежала, (играть на колокольчике)
Хвостиком махнула, (быстрое глиссандо на металлофоне снизу вверх)
Яичко упало (удар в тарелки)
И разбилось. (глиссандо на металлофоне сверху вниз)
Плачет дед, (размеренные удары по деревянной коробочке)
Плачет баба, (частые удары на деревянных ложках)
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед, (размеренные встряхивания погремушкой)
Не плачь, баба, (частые встряхивания погремушкой)
Я снесу вам яичко другое, не золотое, (играть на треугольнике)
А простое». (играть на деревянных палочках)

Музыкальный руководитель: Малыши могут слушать сказку в исполнении взрослого, старшие дети способны её озвучить самостоятельно. Можно предложить ребятам самим подобрать инструменты, характеризующие того или иного персонажа…
Также для озвучивания очень интересно использовать тематические зарисовки («Звуки леса», «Птичий двор», «Весна», «Звуки осени» и т.д.).

Педагогам предлагаются предметы и инструменты для озвучивания тематической зарисовки.
Музыкальный руководитель читает текст тематической зарисовки «Звуки осени», педагоги озвучивают.


Тематическая зарисовка «Звуки осени»
Тих и спокоен осенний лес.
Вдруг осеннюю тишину нарушил ветер. (дуть в бутылочки)
Зашелестели листья на деревьях. (шуршать помпонами)
В глубине леса послышались птичьи голоса (свистульки)
Это прощальные песни птиц. (свистульки)
Дятлы подхватили осеннюю песню, стучат, стараются. (деревянные ложки)
Ёжик бежит, торопится, несёт грибок на иголках. (удары пальчиками по донышку бутылочки)
Шуршат листочки под маленькими лапками. (маракасы из киндер-сюрпризов с крупой)
А вот и дождик закапал. (трубочки от металлофона)
А дождь-то всё сильней! (трубочки от металлофона)
Шумит осенний лес! (звучат все инструменты вместе)
И вот всё стихло, и только осенний дождик поёт свою бесконечную песню. (трубочки от металлофона)

Музыкальный руководитель: Музыкальные инструменты, которые вам понадобятся для озвучивания, необходимо подготовить заранее, проверить их звучание, найти нужный звуковой эффект (прием игры). Если у вас нет необходимых музыкальных инструментов, подберите подходящие звучащие предметы. Для начала раздайте детям музыкальные инструменты с учетом их возможностей.

Любой инструмент ребёнку необходимо исследовать до начала озвучивания, рассмотреть, прислушаться к его звучанию. Изучая звуковые свойства музыкальных инструментов и различных материалов (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических и прочих) дети приобретают многообразный опыт звуковых ощущений. Каким бы простым и обычным не казался инструмент, ребёнок должен подержать его в руках, постучать по нему, позвенеть, услышать тихое и громкое звучание. Без исследовательской работы самого ребёнка музыкальное озвучивание сказки, стихотворения не будет эффективным и творческим.

Сначала педагог предлагает детям варианты для озвучивания, затем дети сами могут подбирать звуковые средства выразительности в зависимости от смысла текста стихотворения, сказки или рассказа. Важно предоставить детям возможность самим искать и подбирать тембр звука, находить ритм, темп и динамику исполнения. Прикоснувшись к творчеству, ребёнок способен воспринимать мир на языке художественных образов.

Озвучивание стихотворений, сказок, рассказов является естественным и простым путём в музыкальную импровизацию, развивает фантазию и воображение, инициативу и творческие проявления.

Подготовка к этому совместному творчеству не потребует от вас много материальных затрат и времени. Главное условие – это желание самого педагога увлечённо играть с детьми и фантазировать.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста Для чего нужна диагностика дошкольников? Конспект психологического занятия с элементами тренинга на сплочение коллектива ДОУ
Участник №36 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2020 года
Конспект НОД по слушанию музыки Чайковского в подготовительной группе
Опубликовано: 1324 дня назад (10 сентября 2020)
Просмотров: 3787
Рубрика: Консультации
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!