Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по слушанию музыки Чайковского в подготовительной группе

Музыкальное занятие в подготовительной группе ДОУ
Конспект НОД по слушанию музыки П.И. Чайковского в подготовительной группе.
Автор: Паньшина Наталья Валентиновна
музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР детский сад № 9, го Верхний Тагил

Описание работы: Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию конспект музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы по слушанию музыки П.И.Чайковского. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, педагогам – дошкольникам, педагогам дополнительного образования.
Цель:Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П.И. Чайковского.
Задачи: развивать музыкальные и творческие способности детей, вызывать эмоциональную отзывчивость, учить высказываться об эмоционально-образном содержании музыки, различать 3-х частную форму произведения, передавать характер музыки в движениях, в игре на музыкальных инструментах.
Приветствие: Пропеть "Здравствуйте", предложить детям определить направление мелодии, повторить приветствие и показать движение мелодии рукой.
Педагог: Сегодня мы с вами побеседуем о творчестве великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. (показывает портрет) Скажите, пожалуйста, кого называют композитором? (ответы детей) Да, правильно, человека, который сочиняет музыку, называют композитором.
Пётр Ильич Чайковский сочинил очень много прекрасной музыки. Эту музыку знают и любят люди во всём мире.
Пётр Ильич Чайковский жил очень давно, более ста лет назад. В то время ещё не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики в те далёкие времена играли не с машинками, а с деревянными солдатиками и лошадками на колёсиках, но девочкам, так же как и сейчас дарили красивых кукол.
Пётр Ильич Чайковский написал музыкальные пьесы для детей - эти маленькие музыкальные картинки рассказывают о жизни детей, которые жили в те далёкие времена. Сборник музыкальных пьес для детей Пётр Ильич Чайковский назвал…("Детский альбом"). Для чего Пётр Ильич Чайковский сочинил эту музыку? (ответы детей) У Пётра Ильича Чайковского был племянник, Володя Давыдов, и чтобы ему интереснее было учиться игре на фортепьяно, Пётр Ильич сочинил эту музыку. Все эти пьесы написаны для одного музыкального инструмента - фортепьяно.
Сегодня мы с вами послушаем пьесу из "Детского альбома". Какую - отгадайте загадку.
Они в коробочке лежат,
Но, если их достать,
Построятся — за рядом ряд
Пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем,
Похожи, словно братики!
Скажите, как же их зовут? (деревянные солдатики)
А пьеса из "Детского альбома" называется… (Марш деревянных солдатиков)
Послушайте внимательно, о чём и как рассказывает музыка и всегда ли марш звучит одинаково? (звучит аудио запись) Расскажите, пожалуйста, что вы услышали? (ответы детей) Маленькие солдатики, ровными рядами шагают своими деревянными ножками, поэтому марш звучит легко, отрывисто, тихо, прозрачно, высоким звуком. Но в то же время марш звучит отчётливо, ритмично, потому что солдатики смелые, решительные и отважные, шагают в ногу, чеканят шаг. Всегда ли музыка марша звучит одинаково? (ответы детей) Да, в середине марша музыка меняется. Солдатики будто перестраиваются, выполняя команды своего командира. (исполняется фрагмент) А потом опять звучит музыка, с которой марш начинался.(исполняется фрагмент) В конце марш звучит тише и тише - солдатики удаляются, уходят. (исполняется фрагмент)
Давайте промаршируем, как деревянные солдатики, - смело, чётко, но очень легко. А в средней части марша нам сыграют барабанщики.
Дети маршируют, на среднюю часть музыки играют на барабанах.
Какие замечательные деревянные солдатики.
Сейчас я хочу вам напомнить другую пьесу из "Детского альбома". (исполняется "Болезнь куклы", фрагмент). Вы узнали это произведение? (ответы детей)
Кукла заболела, на бочок легла.
Дали ей конфету - кукла не взяла.
"Сами виноваты! - доктор говорит, -
У неё животик от конфет болит!"
Давайте мы с вами вместе сейчас исполним эту пьесу.
Дети подыгрывают на колокольчиках высокого и низкого звучания с помощью молоточков, соответственно смене частей музыки.
Расскажите о характере этой музыки. (высказывания детей) Стонущий, плачущий, жалобный, грустный, печальный характер, утихающие звуки в конце пьесы - кукла засыпает.
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна.
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
Давайте споём для больной куклы песню про детский сад.
Дети исполняют песню "Детский сад - дом радости" музыка и слова Л. Олифировой
Наша куколка совсем поправилась и хочет танцевать. Солдатики, приглашайте наших куколок на танец.
Дети исполняют "Танец кукол и солдатиков" - Д. Шостакович "Вальс-шутка"
Пётр Ильич Чайковский написал много прекрасной музыки для детей и для взрослых. И сейчас я хочу вам предложить вновь послушать музыку Петра Ильича Чайковского. Обратите внимание на звучание инструментов. (звучит "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" - фрагмент, аудиозапись) Что за музыка звучала? (высказывания детей) В каком исполнении звучала эта музыка? (высказывания детей) Эту музыку исполняет целый оркестр, где много музыкальных инструментов, и у каждого своя роль. Скажите, во вступлении вальса, у какого инструмента главная роль? (ответы детей -арфа)
Коснулись - ожило
Прозрачное крыло
И нас с тобою в сказку
Легко так унесло.
И мы с вами под звуки арфы попадём на прекрасную цветочную поляну.
Дети исполняют танцевальную фантазию - мальчики с лентами - лучики, девочки с газовыми платками - цветы. Воспитатель исполняет роль солнца. Педагог на фоне музыки читает текст:
Наступило утро. Над прекрасной цветочной поляной взошло солнце... Все цветы ещё спали, окутанные лёгкой дымкой. И вот первые солнечные лучики робко, пробежали по полянке, потом смелей и смелей... Они освещали каждую травинку, каждый цветок, пробуждая их ото сна… Чудесные цветы стали просыпаться, раскрываться под теплом солнечных лучей... Каждый цветок старался удивить других своей красотой и своим танцем. Всё вокруг оживало и благоухало…
Как чудесная цветочная поляна у нас получилась. Расскажите, пожалуйста о настроении, характере звучавшей музыки. (высказывания детей) Сказочная, волшебная, порхающая, чарующая, чудесная, летящая. Как прекрасно кружились в вальсе цветы: розы, ромашки, колокольчики. Давайте споём песенку про один из цветов, про колокольчик.
Дети исполняют песню "Колокольчик" музыка и слова Г. Селезнёвой
Вы замечательно пели, танцевали, слушали музыку и играли на инструментах, а сейчас пора прощаться. Давайте попрощаемся как деревянные солдатики - чётко, ритмично, легко (дети пропевают «до свиданья»); как больная кукла - печально, жалобно (дети пропевают «до свиданья»); как прекрасные цветы - восхищенно и радостно (дети пропевают «до свиданья»).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе Музыкально-творческая игра для старших дошкольников «Снежинка серебристая» Игровые методы и приёмы для развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада

Похожие статьи:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Осень

Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет

Сценарий музыкальной литературной композиции по мотивам сказки Дж. Родари для детей подготовительной группы

Сценарий музыкального вечера развлечения в детском саду для детей старшей группы

Стихи о музыкально-развивающей среде в ДОУ

Практикум для педагогов ДОУ на тему «Озвучивание стихов, сказок, рассказов»
Опубликовано: 3119 дней назад (3 октября 2015)
Просмотров: 18682
+4
Голосов: 4
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 3 октября 2015 в 12:17 +1
Классика - это актуально. Сейчас музыкальные руководители редко к ней обращаются. Поэтому очень понравилось. Спасибо. Думаю с этого Вашего занятия дети действительно узнали много интересного и полезного.
Наталья Валентиновна Паньшина # 3 октября 2015 в 12:30 0
Спасибо за ваш комментарий.
Олеся Михайловна Зыкина # 3 октября 2015 в 13:16 0
Наталья Валентиновна, спасибо за конспект, интересно, доступно, просто бери и проводи. мой голос №2!
Наталья Валентиновна Паньшина # 3 октября 2015 в 13:24 0
Благодарю за добрые слова.
Вера Анатольевна Варенцова # 3 октября 2015 в 14:29 +2
Здравствуйте, Наталья Валентиновна! Какое замечательное занятие Вы провели с детками. Разные формы деятельности, воспитанники активные участники. Музыка Петра Ильича Чайковского такая чудная, благородная, но это классическая тематика, часто трудна для восприятия обычному слушателю. Как здорово, что Ваши ребятишки приобщаются к самым лучшим музыкальным истокам. Вы ответственно подошли к разработке конспекта, тщательно продумали все детали, поэтому и влияние произведений на души детей, их абсолютное погружение в мир музыки, очевидно. Вы молодец! Отлично! Спасибо за интересную работу. Голосую.
Наталья Валентиновна Паньшина # 3 октября 2015 в 14:36 0
Огромное спасибо за такой комментарий! Очень приятно ваше одобрение.
Валерий Григорьевич Вершинин # 5 октября 2015 в 21:28 0
Здравствуйте, Наталья Валентиновна! Мне понравилось ваше занятие. Примите мой голос. Вы очень удачно используете разные формы работы. Я бы не стал смешивать в данном занятии музыку Чайковского и Шостаковича. Материала и так достаточно.
Наталья Валентиновна Паньшина # 6 октября 2015 в 19:38 +1
Уважаемый Валерий Григорьевич, спасибо за ваш комментарий, но "Вальс-шутка" Шостаковича используется в данном занятии для смены деятельности детей и, конечно, по содержанию, так как дети танцуют "Танец кукол и солдатиков", а слушали они до этого"Болезнь куклы" и "Марш деревянных солдатиков", по-моему, логично.
Наталья Валентиновна Паньшина # 6 октября 2015 в 22:18 0
Хотя... Может быть вы и правы.