Консультация для педагогов ДОУ «Значение художественной литературы в воспитании культуры поведения у детей дошкольного возраста»
Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему.
Одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает восприимчивость, эмоциональность ,сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Хорошо воздействуют на детей к месту сказанные шутки, прибаутки, пословицы, загадки. Ребята легко запоминают их и часто сами употребляют
(«Когда я ем - я глух и нем», «Кончил дело - гуляй смело», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Я - последняя буква в алфавите»).
Питает душевное богатство детей такая художественная литература как
«Мойдодыр» и «Федорино горе» К.Чуковского, «Девочка чумазая» А.Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо», «Любочка» В.Маяковского, «Неумейка» Я.Акима, «Разговор» В. Лифшице и др.
Формируются у детей правила культуры общения – дослушай собеседника до конца, не перебивай, запомни свои мысли, чтобы позже их высказать, к взрослым обращайтесь по имени и отчеству.
В повседневной обычной жизни на каждом шагу встречаются возможности для воспитания детей. Нужно только научиться видеть эти возможности и пользоваться ими.
Нынешняя семейная атмосфера, а также социально-экономические условия жизни мало располагают к воспитанию очень важного человеческого качества, как доброта.
Родителям некогда любить, некогда воспитывать, некогда читать добрые сказки, рассказы. Известно, что легче чему-то научить дошкольника, чем что-то положительное в нем воспитать. Замечательно поступают те семьи, которые используют художественную литературу в целях воспитания добрых чувств. Знать содержание рассказа нужно и полезно, но еще важнее преподнести урок добра на основе рассказанной сказки. Маленький ребенок не понимает еще, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Поэтому мы взрослые должны им разъяснить.
Научить детей добру – это значит научить их сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, нищету. Психологи утверждают, что если в дошкольном детстве, например, не удаляли должного внимания воспитанию чувств ребенка – умению сочувствовать, радоваться, проявлять доброту, разделять тревоги и волнения близких и т.д., - чаще всего вырастает черствый, эгоистичный человек, лишенный чувства долга перед родителями, перед обществом.
Хорошим помощником в воспитании доброты могут быть краткие произведения В.А. Сухомлинского «Этика», «Уважение и почитание старших». – Это эмоциональные рассказы, которые в умелых руках воспитателя могут служить мощным средством в воспитании добрых чувств. А также воспитанию добрых чувств могут служить произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, а особенно В.А. Осеевой.
В.А. Осеева много писала для малышей – стихи и сказки. Ее произведения отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Детям особенно нравится цикл рассказов
«Волшебное слово», «Хорошее», «На катке», «3 товарища», «Случай», «Просто старушка». В этих увлекательных историях даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы учат вежливости, честности, уважению к людям.
После чтения рассказов особенно полезна работа над их содержанием. Важно очень хорошо продумать вопрос, который побудил бы детей изобретать, помогать любимым героям выходить из сложной ситуации, придумывать на ходу несколько версий и выбирать самую оптимальную, подходящую, удобную. Например, рассказ «Просто старушка»
Чтение рассказа «Просто старушка»
- Сейчас я прочитаю Вам рассказ, который называется
«Просто старушка». Написала его для Вас В.Осеева. А вы внимательно послушайте.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка!
- Как вы думаете, почему я его прочитала? (Потому, что там говорится о хорошем поступке).
ВЫВОДЫ
- Вам понравился рассказ?
- О чем говорится в рассказе?
- Кто вам понравился больше всего?
- Чем понравился вам мальчик?
- Что случилось со старушкой? Расскажите, как он помог бабушке?
- Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день? (быть вежливым по отношению друг к другу, играть дружно, помогать, не ссориться, защищать малышей, ухаживать за растениями и т.д.)
- Будете ли вы ждать награды за свои поступки?
- Кто же написал этот замечательный рассказ? Кто запомнил?
- Сегодня у нас на занятии прозвучало так много хороших слов, хороших дел и поступков, что к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко.
- Оно так и называется Доброта.
- А теперь давайте посмотрим на лучики нашего солнца. Каждый лучик солнца добрый, волшебный.
Показываю каждый лучик (дети называют на каждый лучик много хороших и добрых слов)
1.
Вежливые слова
2. Хорошие поступки
3. Уважение к людям
4. Доброе отношение к животным
5. Бережное отношение к природе
6. Бескорыстие
- Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки
Закончим сегодняшнюю беседу добрыми пословицами:
«Жизнь дана на добрые дела»
«Добро сделанное втайне отзовется явно»
«Дело словом не заменишь»
- Вспомним, у кого доброе, золотое; а у кого наоборот – каменное, равнодушное сердце? (воспоминания можно связывать с членами семьи, друзьями, героями художественных сказок).
Хороший пример - серьёзный помощник в воспитании. Ребёнок по собственной воли подражает человеку, которого любит, уважает, считает справедливым, на которого хочет быть похож. Поэтому надо воспитывать собственной воспитанностью, своим разумом и своими чувствами.
Руководство поведением детей должно сочетать в себе контроль с представлением разумной самостоятельности. Только тогда возникают привычки нравственного поведения. Одно дело, когда ребёнок ведёт себя как надо, потому что находится под вниманием воспитателя и совсем другое, когда он так же ведёт себя в его отсутствие. Только в этом случае можно считать, что правила поведения, стали для ребёнка нормой.
Человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми на работе, дома, на улице, магазине и т.д. он бывает в роли руководителя и подчиненного, старшего и младшего, требующего и исполняющего.
Поведение человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет в душе след на весь день. Как много зависит от тех, с кем мы общаемся: хорошее настроение от внимания, приветливости, доброжелательности, раздражение и плохое настроение от невнимания, небрежности, злого слова. А вместе взятое, так или иначе, отражается на работе, на успешном ее выполнении. Поэтому давайте будем руководствоваться принципом в нашей жизни, во взаимоотношениях с товарищами по работе, окружающими нас людьми, детьми, родителями, что
«человек человеку - друг, товарищ и брат».
И сегодня, когда мы с вами заняты воспитанием детей, нужно научить их не только сострадать, но и сорадоваться вместе со своими друзьями их успехам. А примеров тому может быть множество: друг вашего ребенка уже научился читать, похлопаем ему; подружка вашей дочери едет отдыхать к морю – поцелуем ее с улыбкой и порадуемся вместе и т.д.
Давайте вместе помнить о том, что быть добрым – это не только сопереживать в горе, но и радоваться успехам близких.
Рекомендуем посмотреть:
Влияние художественного слова на развитие дошкольников
Консультация-диалог для воспитателей детского сада
Что нельзя говорить ребёнку
Консультация для родителей в детском саду