Описание опыта работы: «Формирование основных необходимых навыков учебной деятельности и желания учиться в школе, через развитие познавательных интересов»
На протяжении трех лет я углубленно работала по теме: «Формирование основных необходимых навыков учебной деятельности и желания учиться в школе, через развитие познавательных интересов»
Один из многих вопросов, которые решает воспитатель - это развитие познавательной активности и поддержка у детей стойкого интереса к учебной деятельности. Чем выше познавательная активность воспитанников, тем богаче, осмысленнее, полнее и прочнее усваиваются знания. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и, повышая их собственные усилия в овладении знаниями можно добиться улучшения успеваемости.
Потребности нынешнего времени требуют от педагога знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Для того чтобы более качественно подойти к данному вопросу, мною были изучены работы выдающихся педагогов: Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Б.И. Никитина, К.В. Шевелева. А. И. Савенкова
Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, т.к. специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов, что обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ставят требования, которые должно выполнить предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Именно эти качества хотят видеть в будущем первокласснике педагоги первой ступени образования. В связи с этим меня заинтересовала проблема формирование основных необходимых навыков учебной деятельности и желания учиться в школе, через развитие познавательных интересов.
Исходя из вышеизложенного мною была определена.
Цель: подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.
Основные задачи:
- Развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению: умение внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия его инструкциям;
- Развивать умения устанавливать временные и пространственные отношения;
- Развивать внимание, память;
- Формировать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
- Формировать общеинтеллектуальные умения: операции анализа, сравнения, обобщения, гибкость мыслительных процессов;
- Формировать умения устанавливать причинно – следственные отношения.
- Развивать графо – моторные навыки;
- Формировать навыки учебно – практической деятельности;
- Формировать самоконтроль и самооценку учащихся;
- Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
- Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.
Содержание работы строилось поэтапно:
1 этап - подготовительный
Целью данного этапа является создание условий для развития выбранной темы:
• изучение и анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме.
• разработка перспективного плана, дидактического материала, конспектов совместной деятельности педагога с детьми, а так же с родителями.
• создание развивающей среды , способствующей развитию основных необходимых навыков учебной деятельности и желания учиться в школе, через развитие познавательных интересов»
• Мониторинг вводной диагностики.
Исходя из полученных данных, я составила тематический план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.
2 этап – основной
Целью данного этапа является поиск наиболее эффективных форм развития познавательного интереса.
Основной этап включает в себя:
• организация ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Развитие элементарных математических представлений) в соответствии с программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
• организация совместной деятельности вне ДО(игровая деятельность)
• организация работы кружка « Ступеньки к школе»
• организация работы с родителями по развитию познавательного интереса.
3 этап - заключительный
• мониторинг личностных достижений обучающихся
• обобщение опыта.
На основании выше сказанного, я стремилась найти такую форму обучения, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации), имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.
Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.
Обучение детей происходило через: организованную образовательную деятельность, задачи-шутки; развивающие игры и упражнения; игры-головоломки; загадки; дидактические игры.
Организованная образовательная деятельность детей начиналась с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывала интерес у детей и организовывала их на познавательную деятельность. Так же использовала различные презентации («Забавные фигурки», «Часы, минуты, сутки», «Математический поезд» и др.)
Ребёнок, маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. Часто перед педагогами и родителями стоит проблема, как научить ребёнка задавать вопросы, чтобы из ответов получить исчерпывающую информацию о предмете, понимании происходящего. Вопрос – показатель самостоятельности мышления. В раннем возрасте ребёнок приобретает жизненно необходимые навыки и умения: пользоваться ложкой и вилкой, умываться, одеваться; не менее важны умения получения и применения знаний. К ним относятся следующие интеллектуальные умения: 1) наблюдать; 2) видеть проблему; 3) формировать вопросы (восполнение недостатка информации); 4) выдвигать гипотезу; 5) давать определение понятиям; 6) сравнивать; 7) структурировать; 8) классифицировать; 9) наблюдать; 10) делать выводы; 11) доказывать и защищать идеи. Третьим в списке стоит немаловажное умение задавать вопросы – правильно их формулировать. Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки, выдвигая собственные гипотезы, и в свою очередь, задавая вопросы Сократу, результат бесед – блестящее образование.
В своей педагогической работе я использовала развивающие игры, позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является «Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.
В разделе «Количество и счет», на мой взгляд, уместны следующие дидактические игры: «Чет - нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше - меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».
Знакомя детей с цифрами, использовала дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру». А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки.
Часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета.
Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.
Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры: «Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры».
Очень часто использовала игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.
Для развития пространственных ориентировок у детей я подобрала серию упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке? », «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике? » и т. д.
На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п.
Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого». Ввожу игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины.
При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры:«Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».
Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми:
• комплекс развивающих игр;
• путешествие;
• экспериментирование;
• подгрупповая работа;
• игра-путешествие;
• математический КВН;
• эксперимент;
• познавательные игры;
• математический ринг;
• индивидуальная работа.
В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.
В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.
Исходя из сказанного , я сделала вывод Критерием результативности опыта является степень развития познавательной активности старших школьников.
Предпосылкой для достижения положительной динамики познавательной активности дошкольников при дифференциации обучения,
являются: обученность воспитанников , интеллектуальное развитие, сформированность общеучебных умений и навыков.
Вовлечение дошкольников в активную учебно - познавательную деятельность на всех этапах занятия, максимальное использование самостоятельности позволяет обеспечить положительную динамику. Сравнивая по своим наблюдениям, по результатам анкетирования, опросам среди родителей и детей, по итогам проверочных работ, можно сделать вывод, что детям легче дается выполнение заданий различной сложности. Не боятся проверочных работ, так как результаты становятся лучше, это их вдохновляет. Отношение ребят стало намного серьезнее к учебной деятельности , к своим обязанностям.
Но успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Для решения задач, поставленных в начале творческой разработке, использовались разнообразные способы и средства в работе с родителями: оформление консультаций для родителей по темам:
-«Как помочь ребенку овладеть навыками счета»
- Игры детей по математике.
- Как обучить детей старшего дошкольного возраста ориентировки в пространстве.
Оформление папок-ширм:
- «Родителям о математике в детском саду»
- "Советы родителям будущих первоклассников" «Ваш ребёнок идёт в школу! и т. д.
Из результатов мониторинга можно судить об эффективности проведенной работы
2016-2017 гг. дети показали следующие результаты:
из 12 общего количества детей
Высокий уровень развития показали 3 воспитанника, что составило 20 %
Средний уровень развития показали 7 воспитанников, что составило 65%
Низкий уровень развития показали 2 воспитанника, что составило 15%
2017-2018 гг. воспитанники показали следующие результаты:
Высокий уровень развития показали 4 воспитанника, что составило 35 %
Средний уровень развития показали 6 воспитанников, что составило 55%
Низкий уровень развития показали 2 воспитанника, что составило 10%
2018-2019 гг. воспитанники показали следующие результаты:
Высокий уровень развития показали 9 воспитанника, что составило 70 %
Средний уровень развития показали 3 воспитанника, что составило 30%
Вывод: Анализируя состояние формирования основных необходимых навыков учебной деятельности и желания учиться в школе, через развитие познавательных интересов, я пришла к выводу, что развитие познавательного интереса является эффективным средством формирования творческих способностей не только в области решения творческих задач, но и в области изучения теоретического материала.
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.
Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности дошкольника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий: уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью); характером (многосторонними, широкими интересами, локальными-стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого); местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием; своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера); связью с жизненными планами и перспективами.
Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность дошкольника.
Уже в старшем дошкольном возрасте формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности воспитанников в процессе обучения, развитием самостоятельности дошкольников.
Рекомендуем посмотреть:
Ознакомление дошкольников 5-7 лет с природой в детском саду
Опыт работы воспитателя детского сада. Образовательные инновации
Кинезиология в детском саду
Опыт работы воспитателя ДОУ. Поделки из бумаги для подготовки дошкольников к письму
Похожие статьи:
Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников