Из опыта работы воспитателя детского сада «Организация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте»
Что такое продуктивный диалог?
Продуктивный диалог – это учебный диалог, в результате которого у ребёнка развиваются коммуникативные навыки. Зачастую педагоги работают над обогащением словаря, развитием связной речи, считая, то умение вести диалог у ребёнка придёт само собой. Бывает так, что у ребёнка богатый словарный запас, он умеет строить предложения, может ответить на вопрос, а диалог вести не умеет. Поэтому нужно развивать не только речь, но и умение вести диалог. Очень часто дети не хотят вступать в диалог, потому что их никто раньше ни о чём не спрашивал, поэтому развивать речевую деятельность нужно с потребности ребёнка говорить. Если ребёнок хочет чем – то поделиться, нельзя его останавливать. Чтобы стать ближе к детям, а значит по – настоящему диалогичнее, обучение должно проходить в форе сотрудничества. Для этого нужно исключить из своей речи слова: «встали», «достали», а вместо этого говорить: «откроем тетради», «заштрихуем фигуру».
Обучение продуктивному диалогу включает в себя 3 этапа:
- обучение постановке вопроса
- работа в парах, группах
- ведение групповой дискуссии.
2. Формы работы, используемые для развития диалога у детей.
Вначале года мы обследуем детей, узнаём, в каком состоянии их речь, так как зачастую дети не могут вести диалог по причине недостаточного словаря или он не может строить предложения. Мы проводим индивидуальную работу и в этом направлении.
На первом этапе, когда идёт обучение постановке вопросов, умение отвечать на вопросы и задавать их, а также формируется умение слушать и слышать собеседника, я использую
разные формы работы:
1. Разные игры:
«
Невпопад». Нужно заменить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему. Если ребёнок отвечает на заданный вопрос, он выходит из игры.
«
Продолжи разговор» - Лера, что ты делаешь? – Я рисую. – Что ты рисуешь? – Котёнка. – Что есть у твоего котёнка?
«
Снежный ком». Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Первый ребёнок говорит своё предложение. Второй начинает свою фразу с повторения предыдущей и добавляя своё предложение…
«
Составим предложение» - Воспитатель начинает: «Девочка идёт…». Каждый следующий ребёнок повторяя предложение, добавляет к нему своё слово
(Красивая, маленькая, хорошенькая девочка идёт со своей любимой мамой в свой детский сад и смотрит по сторонам и видит деревья, машины, людей…)
2. Мы ежедневно читаем художественные произведения.
После чтения обязательно проводим его анализ, чтобы усвоить содержание, оценить поступки героев. В ходе такой беседы педагог даёт образец правильной постановки вопроса, дети усваивают то, что вопросительные предложения содержат такие слова, как что, когда, почему…, учит задавать их в определённой последовательности. Например, после чтения сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
задаются вопросы:
- Что я вам рассказала?
- Почему вы думаете, что это сказка?
- Кто из героев вам понравился и чем?
3. Умение правильно строить вопросы, мы формируем также в беседе при обучении пересказу, при заучивании стихотворений, при составлении рассказа по картине и по серии сюжетных картин.
4. Продуктивный диалог организуем также в театрально – игровой деятельности. В играх – драматизациях дети вступают в диалог, в соответствии с ролью персонажа. Мы драматизировали сказки «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», для этого у нас имеются маски.
5. В режиссёрской игре, когда ребёнок – режиссёр управляет игрушками – актёрами. Для этого у нас имеются разные виды театра.
6. Продуктивный диалог мы организуем
во время сюжетно – ролевых игр. Чтобы она возникла, проводим предварительную работу, обсуждаем план игры. Например, перед игрой «Гости»:
- Как должны вести себя хозяева по отношению к гостям?
(быть вежливыми, говорить вежливые слова «будьте добры», «кушайте на здоровье», «пожалуйста»…)
- Как нужно подготовиться к приёму гостей?
(нужно убрать квартиру, украсить её цветами, накрыть стол, правильно расставить приборы)
- Когда придут гости, как мы их встретим, чем займём?
(рассадим, предложим удобные места, во время чаепития займём их интересной беседой, будем приветливо угощать «кушайте, пожалуйста», «не хотите ли чаю?»)
- Как можно развлечь гостей после чаепития?
(песнями, игрой)
Потом распределяются роли. Во время игры я ненавязчиво стараюсь помочь сделать диалог интересным, продолжительным.
(«Спроси у Леры, не хочет ли она конфет? А какие конфеты она любит шоколадные или карамель? Какие шоколадные конфеты ей больше нравятся?). После игры мы продолжаем диалог, в котором обсуждаем допущенные ошибки…
7. В организованной деятельности по художественному творчеству мы тоже используем диалог, чтобы уточнить приёмы рисования, лепки, поскольку на занятии сейчас не учим, а закрепляем умения.
8. На математике я часто использую приём недоопределённого задания, решаемое однозначно после того, как буден задан вопрос.
9. В повседневной жизни также организуем продуктивный диалог… Дети у нас любят беседовать на разные темы: «Как прошёл выходной день?», «Кем работают твои родители?», «Что интересного видели на прогулке?»…
10. Активизируем речевую деятельность, создавая проблемные ситуации.
(Дети получают письмо от Ивана и Елены прекрасной, в котором они сообщают, что они поженились, и у них родились дочь и сын. А сын спрашивает у нас, кто в нашей семье главнее? Помогите им разобраться. Далее идёт обсуждение: одни говорят, что папа главнее, так как выполняет самую тяжёлую работу в семье. Обеспечивает всех; другие считают, что мама главнее, так как главная по хозяйству, третьи считают, что главные в семье дети.)
11. Для развития коммуникативных навыков мы используем подвижные игры с диалогом
(«Гуси – гуси», «Маляр и краски»), речевые
игры «Доскажи словечко»:
- Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно…
(Ёлки)
- На дворе снежок идёт,
Скоро праздник…
(Новый год)
Или
игра «Что растёт на ёлке» (если дети соглашаются, говорят «да» и поднимают руки)
Что растёт на ёлке?
- Зайчики и волки?
(да)
- Плитки – шоколадки?
(да)
- Детские кроватки?
(нет)
- Бусинки?
(да)
- Хлопушки?
(да)
- Старые подушки?
(нет)…
12. В самостоятельной детской деятельности также мы помогаем детям строить диалоги
(Например, в игре на классификацию «Лото» Даша спрашивает: «У кого мяч?» Дима отвечает: «У меня» и Даша молча отдаёт картинку. Я вмешиваюсь и предлагаю Даше спросить Диму, почему ему нужен мяч? Дима должен ответить: «Потому что это игрушка, а мне нужны только игрушки». Далее предлагаю Даше спросить у Димы, как можно играть с мячом? (пинать, отбивать, бросать)
13. Используем также дидактические игры.
Дидактическая игра «Загадки». Воспитатель с кем – то из детей договариваются, о чём они будут загадывать загадку. Далее между ними идёт диалог:
- Платон, эта вещь есть в нашей группе?
(Эта вещь есть в нашей группе)
- Какой она величины?
(Она маленькая)
- Из чего она сделана?
(Эта вещь сделана из дерева)
- Какой она формы?
(Она прямоугольная)
- Как она служит людям?
(На неё можно поставить книги, игрушки)
- Кто догадался что это?
На втором этапе идёт обучение детей работе в парах, которое начинается с организации их совместных действий. Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом.
Игра «Где мы были». Мы не скажем, а что делали, покажем». Дети в парах выбирают животное для себя и своего партнёра. Договариваются между собой и изображают животное так, чтобы остальные узнали его.
Игра «Четвёртый лишний». В паре обсуждают решение поставленной задачи и высказывают свой правильный ответ.
На третьем этапе идёт совершенствование усвоенных навыков. На этом этапе проводим сюжетно – ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. На этом этапе дети переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых.
Вывод
Любая совместная деятельность даёт возможность развивать потребность в общении, желание и умение вступать в диалог при грамотном руководстве со стороны взрослых. Организация продуктивного диалога помогает попутно преодолевать детям также общее недоразвитие речи.
Список использованной литературы:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
(Москва Мозаика – Синтез 2012)
2. Журнал «Дошкольная педагогика №7 2012г.
3. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №12 2008г.
4. Интернет - ресурсы
Рекомендуем посмотреть:
Социальное развитие личности ребенка 4-6 лет в детском саду
Развитие художественно - творческих способностей у старших дошкольников
Формирование основ гражданственности у детей дошкольников 5-7 лет в детском саду
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Курсовая