Статья – исследование на тему: Социальное развитие личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Автор: Рассказова Людмила Сергеевна, воспитатель МДОУ детский сад «Одуванчик» г. Балашова Саратовской области.
Цель: развитие и коррекция социального развития дошкольников 4-6 лет.
Задачи: 1. Рассмотреть понятие социального развития личности ребенка в социально- педагогических трудах.
2. Рассмотреть социальное развитие личности дошкольника как часть воспитательного процесса в ДОУ.
3. Теоретически обосновать развитие личностных качеств дошкольника в процессе игры.
4. Разработать методические рекомендации по развитию и коррекции социального развития личности дошкольников.
Описание: Старший дошкольный возраст – это благоприятный период в развитии социальной сферы детей. Поэтому так важно в этом возрасте проводить с детьми специально организованные игры, которые позволят развить и откорректировать социальную сферу дошкольника. Данный материал будет полезен воспитателям и психологам ДОУ и другим педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время все большую актуальность приобретает социальное развитие личности ребенка-дошкольника. Социальное развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека, его нравственного облика и творческого потенциала. Социальное развитие личности определяется как процесс усвоения человеком социального опыта. В дошкольном детстве — это, прежде всего овладение нормами социальной жизни. В целом развитие личности можно рассматривать как процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.
Как считал Л.С. Выготский - идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей.
Противоречие социальной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что основная потребность ребенка, как члена общества – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин считают, что общение с окружающими взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором развития ребенка и становления его личности. В детском возрасте формируется самосознание, образуются устойчивые формы социального взаимодействия, моральные и социальные нормы. Освоение элементов социального опыта целенаправленно начинается в дошкольном образовательном учреждении. И происходит это как в повседневной жизни, так и в процессе целенаправленного обучения, осуществляемого воспитателями детского сада. Социальное развитие детей дошкольного возраста является многогранным процессом и требует творческого подхода воспитателей и всех работников дошкольных образовательных учреждений к его реализации.
Ведущие педагоги Выготский Л.С., Запорожец А.В., Спиваковская А.Б., Эльконин Д.Б., Лисина М.И., Якобсон С. Г. считают, что огромная роль в воспитании и социальном развитии детей принадлежит игре. К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. А. П. Усова справедливо отмечала, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре — первая школа общественного поведения. В игре активно формируются нравственные основы личности дошкольника, складываются нормы общественного поведения, которые в дальнейшем переносятся детьми и за пределы игры. Игра является своеобразным, свойственным дошкольному возрасту способом усвоения общественного опыта.
Предмет нашего исследования – процесс социального развития личности дошкольников.
Объект исследования – социальное развитие личности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования – разработать методические рекомендации по развитию и коррекции социального развития личности дошкольников.
Гипотеза исследования – процесс социального развития личности дошкольников будет наиболее эффективным, если:
• он будет носить системный и целостный характер;
• будет базироваться на принципах личностно-ориентированного подхода;
• будут разработаны система диагностик, выявляющих уровень социального развития личности ребенка и игровые занятия по развитию и коррекции социального развития личности дошкольников. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие социального развития личности ребенка в социально- педагогических трудах.
2. Рассмотреть социальное развитие личности дошкольника как часть воспитательного процесса в ДОУ.
3. Теоретически обосновать развитие личностных качеств дошкольника в процессе игры.
4. Разработать методические рекомендации по развитию и коррекции социального развития личности дошкольников.
Наша работа основывалась на следующем предположении: социальное развитие личности ребенка-дошкольника в значительной мере происходит средствами игры, она помогает гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование социального развития личности, группы детей, по изложенным в работе диагностическим методикам и предложена система игр по развитию и коррекции социального развития личности дошкольников.
Использование данной системы игр в коррекционно-развивающих занятиях, будет эффективным средством социального развития личности дошкольников, что в дальнейшем послужит ребенку защитой от социальных и межличностных противостояний.
С целью выявления, уровня социального развития личности дошкольников было проведено экспериментальное исследование с десятью детьми старшего дошкольного возраста в МДОУ города Балашова . Это - Амельченко Аня - 5 лет, Дегальцов Артем – 5 лет, Жукова Даша – 5 лет, Карин Антон – 6 лет, Кобяшова Алена – 5 лет, Кривчиков Максим – 5 лет, Минаева Лера – 5 лет, Неудахина Настя – 5 лет, Самарский Никита - 6 лет, Харьковский Кирилл - 5 лет.
Данное экспериментальное исследование, констатирующий эксперимент, состоит из трех диагностических методик: первая методика «Выбери нужное лицо», вторая методика, «Какой Я?», третья диагностическая методика «Выбор в действии». Данные диагностики проводились с каждым ребенком индивидуально.
Психодиагностика тревожности – методика «Выбери нужное лицо», оценивает внутреннее отношение ребенка к определенным социальным ситуациям, дает информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду. Стимульный материал в этой методике представлен серией рисунков. В процессе психодиагностики ребенку предъявлялись рисунки в определенной последовательности, один за другим. Выбор ребенком лица (веселого или печального) и словесные высказывания фиксировались в специальном протоколе. Протокол составлялся на каждого ребенка отдельно. Затем был проведен количественный и качественный анализ результатов диагностики.
По диагностической методике «Какой Я?» с каждым из десяти испытуемых детей индивидуально была проведена беседа, о том, как ребенок себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности, представленных в протоколе. Оценки, предлагаемые ребенком, самому себе были внесены в соответствующие колонки протокола обследования, который составлялся на каждого ребенка, затем ответы были суммированы и переведены в баллы, свидетельствующие об уровне развития самооценки ребенка.
При проведении методики «Выбор в действии» каждому ребенку в изучаемой группе было вручено по три картинки. Каждому ребенку было предложено оценить эти три предмета по степени их привлекательности - наиболее желательный, чуть менее желательный, и оставшийся. И выбрать из своей группы трех детей, которым бы хотелось подарить эти предметы, назвать их и отдать им эти предметы. После того, как все дети раздали картинки товарищам по группе, было определено и подсчитано кто, сколько и какие картинки получил. Результаты отражены в матрице выбора и графически изображены на социограмме , также определен социальный статус каждого ребенка по формуле, представленной в диагностике и сделаны выводы по группам детей, попавшим в разные зоны социограммы.
Таким образом, по итогам констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что по первой диагностической методике «Выбери нужное лицо», высокий уровень тревожности присутствует у трех из десяти диагностируемых детей, которые нуждаются в коррекционных занятиях, а большинство испытуемых имеют средний уровень тревожности, что не является отклонением в личностном развитии. По второй методике, «Какой Я?» у большинства испытуемых высокий уровень развития самооценки, что является нормальным в дошкольном возрасте. По третьей диагностике «Выбор в действии», можно отметить, что лидерами в данной группе являются четыре ребенка из десяти испытуемых. Остальные дети составляют группу «предпочитаемых» и группу «непопулярных». «Изолированных» детей в данной группе не было выявлено. В результате проведенного эксперимента был выявлен уровень тревожности и уровень самооценки каждого ребенка, а также межличностные отношения в группе сверстников, что является достоверным показателем социального развития личности дошкольников.
Далее была предложена система игр, направленных на полноценное социальное развитие детей дошкольного возраста, так как игра оказывает стабилизирующее влияние на развитие личности. [/b]
Первая группа игр нацелена на преодоление тревожности и повышение самооценки дошкольников. Работу с тревожным ребенком рекомендуется проводить в трех направлениях: повышение самооценки, обучение ребенка умению управлять собой наиболее волнующих его ситуациях, снятие мышечного напряжения, также сплочение детского коллектива.
Это такие игры как:
Игра «Воздушный шарик» цель, которой снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
Игра «Портрет» Цель: научить ребенка распознавать эмоции, снять психомышечное напряжение.
Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый — в роли художника. «Сейчас я нарисую твой портрет. Но для этого мне нужна твоя помощь. Я буду называть части лица, а ты будешь мне подсказывать, каким их рисовать. Например, какого размера рисовать лицо? Побольше или поменьше, чем у тебя? Ребенок отвечает. Какие будут глазки — большие или маленькие, или оставим те, какие есть?» При этом взрослый обводит контур глаз на рисунке. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Затем в таком же порядке рисуются нос, щеки, уши, волосы. Брови и губы, выражающие различные эмоции: радость, грусть, злость. Далее ребенку предлагается решить, какое настроение будет у этого портрета. Если ребенок идентифицирует себя с портретом, то настроение он отразит свое. Если он не отражает свое истинное настроение, значит, оно либо перешло из негативного в позитивное, либо ребенок недоволен собой и хочет измениться.
Упражнение «Драка» Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!" Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
Игра «Насос и мяч» Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.
Игра «Зайки и слоники» Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают.
"Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. "А что делают зайки, если видят волка?.." Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.
"А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра..." Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
Игра «Волшебный стул» Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Игра «Слепой танец» Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".
В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.
и др.
Вторая группа игр призвана сплотить и объединить детский коллектив.
Это
игра «Зеркало» Выбирается водящий: это — человек, все остальные — зеркала. Человек смотрится в зеркала, а они отражают его. Зеркала повторяют всё его движения, действия человека, который, конечно, кривляется от души. Здесь важно следить за тем, чтобы зеркала правильно отражали: если человек поднял правую руку, зеркала должны поднять левую и т. п. В этой игре удобно поощрять самых пассивных членов группы.
Игра «Носок-пятка» минитренинг на сближение и снятие тактильного напряжения)
Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать - получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели - нужно попробовать так немного продержаться.
Игра «Треугольник, квадрат» Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий просит: «Ребята! В полной тишине, без слов, постройте мне треугольник... квадрат...ромб и т. д.»
Игра «Жучок» Водящий стоит спиной к группе, выставив из - под мышки свою руку с раскрытой ладонью. Дети и психолог стоят в шеренгу за ним. Правая рука у всех сжата и поднята на уровень груди, большой палец этой руки поднят вверх. Кто-то из шеренги дотрагивается до раскрытой ладони водящего и быстро занимает исходное положение, а водящий должен повернуться к группе и угадать, кто до него дотронулся. Водящий водит до тех пор, пока правильно не угадает. Тогда водить начинает тот, кого угадали. Игра хорошо вскрывает групповые отношения.
Игра «Бип» Вся группа, за исключением водящего, сидит кругом на стульях или в креслах. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к сидящим на колени. Его задача — угадать, к кому он сел. Ощупывать руками не разрешается, садиться надо спиной к сидящему так, как будто садишься на стул. Сидящий должен сказать “Бип”, желательно “Не своим голосом”, чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот ребенок начинает водить, а угадавший садится на его место.
Игра «Необитаемый остров» Игра начинается с социометрии — кто с кем поедет на необитаемый остров. Затем, когда образовались взаимные и вынужденные пары, все едут на необитаемый остров. Дальше психологи оказываются туземцами на этом острове и нападают на выброшенные волнами пары детей, вызывая агрессию на себя, им удается хорошо сплотить группу и снять разочарование от социометрии. и др.
Использование данной системы игр в коррекционно-развивающих занятиях будет эффективным средством коррекции социального развития дошкольников, что важно и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Формирование представлений о времени у детей средней группы
Возрастные особенности детей 4-5 лет по ФГОС. В родительский уголок
Особенности психофизического развития детей дошкольников 5 лет
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка