Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие с муравьишкой»
Автор: Никишова Светлана Николаевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ№33» г. Рязани
Описание материала: материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня,руководителям кружков, родителям. Он пригодится для проведения внеклассного занятия по окружающему миру для учащихся 1-4 классов в зависимости от предварительной подготовки.
Цель: формирование у детей гуманного отношения к муравьям
Задачи:
- познакомить учащихся с жизнью муравьёв;
- расширить знания о насекомых;
- развивать внимание;
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация о муравьях, видеофильм «Мир муравьёв», костюм для ребёнка – муравья.
Ход занятия:
Учитель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Нам для того, чтобы не заблудиться в лесу знаний, нужен проводник. Я обратилась к одному знакомому, и он мне посоветовал очень древнего жителя нашей планеты. Кто же это?
- Давайте, попробуем отгадать загадку.
Е. Зих
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…
Дети:Муравей.
Учитель: - Муравьи – один из самых старых существующих видов насекомых на Земле. Окаменелости муравья были найдены более чем 100 миллионов лет тому назад. Муравьи, которых вы видите сегодня в лесах, не очень отличны от муравьев, найденных более чем 100 миллионов лет тому назад.
Входит ребёнок 5-тиклассник в костюме муравья под музыку «Песенка о Муравье»
Муравей:
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно.
Учитель: - Муравей может поднять груз приблизительно в 100 раз тяжелее собственного веса. А для чего же он носит такие тяжести?
Сейчас мы это узнаем, посмотрев видеофрагмент «Мир муравьёв».
Муравей: - Теперь, ребята, вы легко сможете отгадать мою новую загадку.
Под сосной - Гора.
В Горе - мастера.
Из травинок и иголок
Под сосной построен Город.
Ученики: - Муравейник.
Муравей: - Да, мы все так же, как и люди живём большими семьями. Вот расскажите мне дети. Как устроена жизнь в ваших семьях? Что делает каждый член вашей семьи для общего блага?
(ответы детей)
Муравей: - А теперь, послушайте мой рассказ.
( Рассказ сопровождается презентацией, которую показывает учитель)
Муравьи живут семьёй.
Как нас много, ой-ёй-ёй!
Дом в лесу стоит средь ёлок.
Из сухой травы, иголок,
Мелких сучьев и земли.
Всё, что притащить смогли.
Этот сказочный бугор
Заселил сосновый бор.
Муравьишки, есть - солдаты.
Очень смелые ребята.
Дом отважно защищают,
И врагов не подпускают
Есть рабочие, трудяги.
Устают они, бедняги.
Целый день они в работе,
О жилье своём в заботе.
Входы-выходы копают,
Из гнезда сор убирают.
Корм приносят про запас.
Прячут на зиму припас
Яйца самочки отложат,
В гнёзда аккуратно сложат.
Выведут из них детишек,
Рыжих, бойких муравьишек.
Муравьи в лесу полезны –
Сберегают от болезней.
Вредных мошек поглощают,
Тем деревья защищают.
Чтобы летом и весною,
Лес шумел своей листвою.
Осень - чудная пора.
Собирайся, детвора,
В лес по ягоды, грибочки,
Обходи кусты и кочки.
Муравейник не ломай.
От беды оберегай. ( Р. Новикова)
Учитель: - В возрасте всего нескольких дней перед маленьким муравьишкой встаёт необходимость выбора будущей профессии. На это влияют индивидуальные особенности и характер муравья. Самые предприимчивые - становятся охотниками и разведчиками. Каждый из них имеет свой участок для поиска пищи, который они ежедневно исследуют. Поиск еды идёт постоянно. Найдут – сообщат об этом своим. Они по указаниям разведчика отправляются к источнику корма и доставляют его в муравейник. А как вы думаете, ребята, с помощью чего общаются муравьи?
(ответы детей) Давайте узнаем об этом у муравья?
Муравей: - Мы касаемся друг друга усиками во время общения, много болтать нам некогда, все разговоры только по делу. Ещё в своих разговорах мы используем запахи и жесты. Мы выделяем разные химические вещества в зависимости от ситуации, по их запаху другие муравьи узнают направление к источнику еды, предупреждение об опасности и все остальные новости.
Учитель:- Вы знаете, ребята, что есть такие факты из жизни муравьёв, которые, заслуживают всеобщего внимания. Если бы существовала книга рекордов муравьёв, то в ней бы мы смогли прочитать следующее:
(на слайде надпись «Муравьиная книга рекордов»)
1. Муравьи-жнецы могут собирать в муравейнике до 1 кг зерен и семян, которые используются колонией для питания в холодное время года.
2. Там же, где земля промерзает, муравьи могут зимовать в состоянии переохлаждения. Они и здесь ставят рекорды: личинки камчатских муравьев могут охлаждаться до минус 50°С. Разумеется, в этот период насекомые не двигаются, а их внутренние органы практически не работают.
3. Обычно раз в году в муравейнике выводятся половые особи, которые одновременно вылетают, роятся, спариваются, и самки после этого расползаются в поисках новых мест для муравейников. Иногда очень большая семья может разделиться, и часть её уходит в новое место организовывать новую колонию (муравейник).
4. В целом же муравьи — пример полного самопожертвования на благо колонии. Каждый из них готов погибнуть, защищая муравейник от врага, и каждый всю свою короткую или долгую жизнь самоотверженно трудится. Неудивительно, что именно муравьи сегодня являются самыми многочисленными насекомыми на Земле.
5. Некоторые виды муравьев могут пролежать под водой до четырех суток, а затем извлеченные оттуда, на сухое теплое место, скоро оживают и ведут себя дальше, как ни в чем не бывало.
6. В мире на каждого человека приходится один миллион муравьев.
7. Муравьи - единственные существа, не считая человека, занимающиеся выращиванием домашних животных.
Учитель: - Муравей, каких домашних животных вы выращиваете? Для чего они вам нужны?
Муравей: - Мы выращиваем тлей, пасём их на растениях, заботимся и оберегаем. Нужны они для употребления в пищу излишек нектара.
Учитель: - Очень интересно узнать, как это происходит?
Муравей:- Для того, чтобы получить сладкое вещество достаточно пощекотать брюшко тли усиками.
Учитель: - Получается, что тля, как наша корова и молоко даёт и мясо.
Муравей: - Да, верно. Мы муравьи – всеядны. Едим гусениц, листья, выделения тлей, семена.
Учитель: - Скажи, пожалуйста, ребятам, долго ли живут муравьи?
Муравей: - Мы, муравьи – долгожители среди насекомых. Наша матка живёт около 20 лет, а рабочий муравей – до 5 лет.
Учитель: - Спасибо тебе, муравей, за такую подробную экскурсию.
Муравей: - А сейчас, ребята, я хотел бы убедиться, что потратил своё время не зря. Предлагаю ответить на мои вопросы. Игра «Муравей здесь или нет?»
1. Разрешенья не спросил,
Подлетел - и укусил! ( Нет, это комар)
2. Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (муравей.)
3. Рыжий, да не конь,
Рогат, да не баран,
В домах его не любят
И на базаре не купят. ( Нет. Таракан)
4. Ловко тащит он травинку
В мире нет его сильней
На полянке домик строит
Работяга....(Муравей)
5. Я думал: ног не унесу,
Есть и у храбрости границы!
Сегодня встретилась в лесу
Мне помесь гуся и синицы.. ( Нет, это гусеница)
6. Непосильную поклажу,
Нёс без всякого куражу.
Работяга, каких мало
И сородичей орава:
Всех на свете он сильней –
Рыжий крошка (муравей)
7. Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит. (Нет, это паук)
8. На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом. ( Муравьи)
9. Мужички без топоров
Рубят избу без углов. (Муравьи)
Муравей: - Молодцы. Узнали моих родственников, ни с кем не спутали. Испытаю я вас ещё раз. Проверю, запомнили вы, как мы живём-поживаем, как добро своё наживаем. Готовы? Начинаем.
• Для чего муравьи затаскивают в муравейники гусениц? (Муравьи - хищники, они питаются различными насекомыми)
• Можно ли считать муравьёв силачами? (Да. Они переносят на себе грузы в 100 раз больше своего веса)
• Выращивают ли муравьи домашних животных? ( Да, это тли)
• Понимают ли муравьи друг друга? Как? (Да, они общаются с помощью запахов, выделяемых особыми пахучими железками, а воспринимают их с помощью усиков)
• Есть ли львы в мире муравьев? (Да, это муравьиный лев)
• Правда ли, что муравьи помогают лечить людям некоторые заболевания? (Да, с помощью «муравьиной кислоты»)
• Есть ли у муравьёв матка и для чего она нужна? (Да, есть. Матка нужна для откладывания яиц.)
• Кто из муравьёв живёт дольше всех? (Матка)
• Могут ли муравьи обходиться без муравейника? Для чего он нужен? (Нет, не могут. Он им служит местом для выращивания потомства, для хранения запасов пищи.)
Муравей: - Ну, всё, теперь я спокоен. Бегу обратно к себе в муравейник.
Ждёт меня моя семья,
Ждут приятели-друзья.
Не могу их подвести,
Надо брёвнышко нести.
( Под весёлую музыку Муравей убегает)
Учитель: - Вот и подошло к концу наше заочное путешествие в этот удивительный мир муравьёв.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий спортивного внеклассного мероприятия в начальной школе
Театрализованное представление для учащихся начальных классов
Внеклассное мероприятие во втором классе по теме: «Весна пришла, птички запели!»
Сценарий конкурсно-игровой программы для младших школьников «Космическое пространство»
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе
Игра счастливый случай для младших школьников
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии
Осенний праздник в начальной школе
Конкурсная программа для младших школьников