НОД по экспериментированию в средней группе с использованием ИКТ на тему: Свойства воды
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе экспериментирование "Свойства воды"
Образовательная область «Познавательное развитие». Цель:
Закреплять представления детей о свойствах воды.
Развивать у детей связную речь, создавать предпосылки к умению делать выводы, развивать пространственное мышление, фантазию, познавательный интерес.
Воспитывать у детей интерес к творчеству, к окружающему миру. Задачи:
Образовательные:
- Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах воды и предметах (тонет-не тонет, растворяется – не растворяется, прозрачное – окрашивается.)
Развивающие:
- Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать.
- Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.
Воспитывающие:
- Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе. Привнесение результатов работы в группе в домашние условия. Воспитание бережного отношения к воде. Предварительная работа: Воспитатель: 1. Определение темы, цели, задач занятия.
2.Определение объема представлений детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Методы и приемы:
Сюрпризный момент ( Мальвина и ребенок- Буратино)
Словесный (беседа о воде)
Наглядный (различнве плакаты о воде , глобус)
Практический (опыты, эксперименты) Дети: Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кому и чему нужна вода», «Для чего нужна вода», «Кто живёт в воде». Чтение потешек, сказок познавательного характера о воде. Проведение опытов , в которых дети могли узнать, что вода прозрачная и без вкуса, что она льется, что вода не имеет запаха , что вода жидкость и может принимать любую форму сосуда , в котором находится.
После которых ребята пришли к выводу , что вода - прозрачная, льётся, принимает форму любого сосуда, без запаха и вкуса). Сотрудничество с семьёй:
Ознакомить родителей с необходимостью экспериментирования .
Ознакомить родителей с памяткой при организации совместной деятельности. Материалы и оборудование: мультимедиа для демонстрации презентаций о свойствах воды и проведения физкультминутки. Для опыта: одноразовые стаканчики с водой, трубочки для сока, одноразовые пластиковые ложки, гуашь разного цвета по количеству детей, жидкое мыло в маленьких одноразовых стаканчиках, бумага белая форматом А5, скатерть - клеёнка, бумажные полотенца, ключ железный и деревянный, банка большая прозрачная с водой. Зоны действия:
- на ковре (стульчики по периметру ковра расположены так, чтобы детям не мешал световой луч от проектора),
- рабочая зона для опыта (столы с необходимыми материалами и стульчики).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие (трудовое воспитание), речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Сказочные персонажи - Сюрпризный момент:
Мальвина – воспитатель.
Буратино – заранее подготовленный ребёнок из группы.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель и дети стоят на ковре в кругу.
Воспитатель зачитывает стихотворение С. Пшеничных Воспитатель: Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко - рыжее пятно.
(кто это, ребята?). Дети: Солнышко.
Это солнце заглянуло
Будто лучик протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной. Воспитатель: И мы с вами давайте скажем друг другу слова приветствия.
Воспитатель. Сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, а гостям обычно рады, и с ними обязательно нужно что? Правильно…. поздороваться! Дети: Здравствуйте! Гости: Здравствуйте! Воспитатель: Ребята, садимся на стульчики. (Стульчики по периметру ковра).
Раздаётся стук в дверь. Воспитатель: Ой, к нам ещё гости пришли, надо их встретить.
(Воспитатель выходит в приемную, на себя надевает парик синий, и входит в группу в образе Мальвины, за ручку ведет с собой Буратино). Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья,
Вы узнали нас
Я – красавица Мальвина,
С голубыми волосами.
Утром делаю зарядку,
Живу по распорядку,
Буратино я учу
И вас ребята научу! Буратино: Я - мальчишка деревянный,
В полосатом колпачке.
Создан я на радость людям,
Счастья ключ в моей руке. Воспитатель: Ой, а ключика то и нет!!!?
Опять Буратино совал свой нос, куда не следует и ключик обронил. Буратино: Да, хотел посмотреть, что в этой большой банке наклонился и уронил свой ключик. Теперь не знаю, как его от туда достать? А может это опасно для меня?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем , Буратине достать ключик .Посмотрите пожалуйста на банку ! Как вы думаете, что в этой банке находится?
Дети: Вода! Воспитатель: А что это такое - вода? Давайте расскажем Буратине!
Включается презентация о свойствах воды:
1 слайд:
Вода – жидкость, которая льется.
2 слайд:
Вода принимает любую форму сосуда, в котором находится.
3 слайд:
Вода прозрачная ,через нее все видно.
4 слайд:
Вода без вкуса и запаха.
5 слайд :
Вода может принимать цвет, растворившего в нем вещества.
6 слайд:
Делаем вывод ,что вода – жидкость , прозрачная, бесцветная, не имеет запаха , является растворителем. Воспитатель: Вот ,Буратино, ребята тебе подробно рассказали, что такое вода. Теперь можешь спокойно, без страха достать свой ключик из нее. Буратино: Спасибо, ребята, я теперь тоже буду знать , что такое вода. Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, а ключик в воде утонул? Дети: Нет, не утанул! Воспитатель: Как вы думаете почему? Дети: Потому что он сделан из дерева. Воспитатель: Значит ключик какой? Дети: Ключик деревянный. Воспитатель: Я сейчас возьму другой ключик, смотрите, что произошло? Дети: Ключик утонул. Воспитатель: Как вы думаете почему? Дети: Потому что он железный! Воспитатель: Молодцы! Ключик железный, значит, он сделан из чего? Дети: Из железа. Воспитатель: Ребята, а если я его помешаю ложечкой, он растворится в воде? Дети: Нет, не растворится. Воспитатель: Почему, как вы думаете? Дети: Потому что железо в воде не растворяется. Воспитатель: А давайте узнаем, какие вещества растворяются в воде? Дети: Давайте, узнаем! Воспитатель: Мы с вами отправимся в мою сказочную школу, которая находится на цветочной поляне. Гостей с собой возьмем? Дети: Да ! Возьмем! Воспитатель: А чтобы нам не было скучно идти, я позову своих веселых друзей, и они нас проводят до самой школы!.
( включается презентация физкультминутка + песня гимн барбариков)
Дети вместе с героями выполняют физкультминутку, которая показывается на экране, под веселую песню.
Воспитатель: Вот мы и пришли в мою сказочную школу. Проходите и садитесь за стол. И прежде чем мы с вами начнем экспериментировать, я вам хочу напомнить как себя нужно вести во время экспериментов:
- быть аккуратными;
- слушать что говорят;
- препараты смешиваем аккуратно;
- в рот ни чего не берём;
- руками не размахиваем;
- лишнего не трогаем;
- чётко выполняем этапы эксперимента;
- не кричим.
Мальвина предлагает детям провести ряд экспериментов: Опыт №1. Эксперимент с водой на растворимость в нём жидкого мыла.
Воспитатель предлагает детям взять прозрачные стаканчики с водой и еще раз убедиться в том, что вода прозрачная. Принимает форму того сосуда, в котором находиться, без цвета и запаха.
При помощи трубочки попробовать надуть пузырь и посмотреть, что получиться.
Вывод: Из воды пузырь не получится.
2.Воспитатель показывает, как приготовить мыльный раствор: при помощи жидкого мыла.
Вывод: мыло растворилось в воде, нет цвета и запаха.
3.Затем при помощи трубочки и выдыхаемого воздуха образует мыльную пену.
Вывод: Получается пена.
4.Игра « Выдуваем мыльные пузыри». Задачи: показать детям один из способов надувание мыльных пузырей из приготовленного ими раствора. Опыт №2. Изготовление цветного мыльного раствора.
1. Воспитатель добавляет в мыльный раствор немного гуаши и при помощи трубочки делает воздушную пену.
Вывод: Вода растворила гуашь и приняла ее цвет.
2. Самостоятельная деятельность детей по изготовлению цветной пены (по необходимости при помощи воспитателя).
3. Рисование при помощи цветной мыльной пены.
Воспитатель предлагает ребяткам порисовать при помощи цветной мыльной пены. И объясняет способ рисования: и при помощи трубочки начинаем взбивать пену, баночка накрывается сверху листом бумаги (не очень плотно) в результате получаются интересные цветные оттиски воздушных пузырей.
4. Самостоятельная деятельность детей по изготовлению рисунков. Воспитатель: Ребята эти рисунки возьмите с собой, они будут напоминать о нашей встрече. А еще, мы с Буратино, для вас приготовили подарки. Вот такое красивое мыло, которое вы возьмете домой и еще раз попробуете сами сделать мыльные пузыри.
Пока Буратино раздает детям подарочки, воспитатель рассказывает стихотворение:
Пузыри, чтоб получить,
Надо чудо совершить:
Взять простой кусочек мыла
И водичкой намочить.
Все размылить, размешать
И немного подождать!
Полетели пузыри
Легкие, как мотыльки,
С ними можно поиграть,
Половить и полетать. Воспитатель: Ребята вам понравилось у меня в сказочной школе? Дети: Да Воспитатель: А что вам больше всего понравилось? Дети: Спросить 2-3 ребенка по желанию. Воспитатель: А что вы сегодня узнали интересного про воду? Дети: Ответы детей по желанию. Воспитатель: А чему вы сегодня научились? Дети: (предполагаемые ответы детей) делать мыльные пузыри,
И рисовать на бумаге мыльными пузырями. Воспитатель: Ребята, вы сегодня были молодцы. Хорошо вели себя в сказочной школе. Мне очень понравились мыльные пузыри … (конкретные называю имена детей). А рисунки получились замечательные у … (конкретные называю имена детей). Вы хорошо все постарались, а теперь мы с вами отправляемся опять в детский сад с нашими друзьями.
(включается презентация физкультминутка + песня гимн барбариков).
Воспитатель: Вот мы вернулись в нашу группу. И с гостями нам пора прощаться. Скажем гостям до свиданья!
Гости: До свидания!
Полученные рисунки дети оставляют подсохнуть, и мы организуем выставку рисунков из мыльных пузырей.
Презентация на тему: Дидактическая игра. Помоги Буратино достать ключик