НОД для детей 4-5 лет. Как можно обнаружить воздух
Программное содержание: закрепить знание о том, что воздух есть вокруг нас, везде; познакомить с разными способами его обнаружения; показать, что воздух может двигаться; раскрыть значение воздуха в жизни человека. Учить детей делать простейшие умозаключения, воспитывать умение выражать свою мысль до конца, слушать внимательно и не перебивать других.
Словарная работа: закрепить внимание слов: ощущать, выпуклый, воздух перемещается, движение, вертится.
Материал: шары, трубочки, губки, кораблики, вертушки, тазы с водой, стаканы, веры.
Предварительная работа: беседа о воздухе, опыт» Ветер», « Воздух имеет вес», дыхательная гимнастика, чтение книги « Азбука Здоровья»
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Но сначала скажите мне, почему мы не видим воздух? Почему называем его невидимкой? Ответы детей. А что еще бывает прозрачным? Давайте попробуем найти прозрачные предметы вокруг нас.
Ответы детей. Молодцы!
Появляется Незнайка с двумя шарами, идет и рассуждает: Какой воздух может быть в этих шарах? Никакого воздуха я не вижу. Ой, куда это я попал?
Воспитатель: Здравствуй Незнайка!
Незнайка: Здравствуйте!
Воспитатель: О чем это ты рассуждаешь?
Незнайка: Знайка говорит, что в этих шарах есть воздух, а я его не вижу. Ребята, как вы думаете, есть в шарах воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Хоть воздух и невидим, его можно обнаружить. Ребята, а вы хотите помочь Незнайке во всем разобраться?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто из вас догадался, что в шарике есть воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Круглым и выпуклым он может быть только тогда, когда в нем что-то есть, что-то надуло шарик. Значит в нем есть что? ( Воздух). А как это проверить?
Ответы детей.
Воспитатель: А еще можно выпустить воздух в воду. Посмотрите, что вы видите? Откуда взялись пузырьки? Да, это воздух выходит из шарика в воду и мы его видим в качестве пузырьков. А еще воздух можно услышать. Что вы слышите?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это выходит воздух и поэтому мы слышим такой шум. Теперь ты Незнайка понял, что в твоем шарике был воздух? Ребята, а вы хотите показать Незнайке как можно еще обнаружить воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы все вместе отправляемся в лабораторию и будем проводить опыты.
Опыт 1
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат трубочки. Попробуйте подуть в них. Подуйте на ладошку? Что вы чувствуете? Ответы детей. А теперь опустите трубочки в воду и подуйте. Что вы видите? Откуда взялись пузырьки? Ответы детей. Значит, когда вы выдыхаете воздух, он виден в виде пузырьков. Молодцы!
Опыт 2
Воспитатель: Сейчас мы с вами узнаем еще один способ, как можно увидеть воздух. Возьмите губки и внимательно рассмотрите их. Какие они? Что в них есть?
Ответы детей. ( отверстия, дырочки)
Опустите губки в воду. Что происходит? Ответы детей. Правильно, из дырочек начинает выходить воздух и появляются пузырьки.
Опыт 3
Воспитатель: А сейчас ребята помашите рукой, веером у своего лица и расскажите, что вы чувствуете. ( Холод, ветер) Эти ощущения вызваны перемещением, движением воздуха. А если подуть на полоску бумаги, то можно увидеть как она откланяется. Что заставляет ее так делать? ( Это перемещается воздух) Когда воздух перемещается над землей с одного места на другое, мы говорим что дует ветер. А как мы узнаем, что дует ветер? По каким признакам? Ответы детей. А если ветер подует над водой, что происходит? Попробуйте подуть на воду? Также движение воздуха заставляет перемещаться и другие предметы. Это заметили люди и движение воздуха-ветра стали использовать для своей пользы. Когда дует ветер он заставляет работать ветряную мельницу, также ветер помогает двигаться паруснику. А как это получается? У меня есть игрушка- вертушка. Незнайка, пробегись пожалуйста с вертушкой. А вы ребята внимательно посмотрите, что с ней происходит. Почему она завертелась? Ведь Незнайка не крутил ее рукой? Ответы детей. Правильно, ее заставляет крутиться движение воздуха. А как еще можно заставить ее вертеться? ( Подуть на нее). Попробуйте, это дыхательное упражнение очень полезна для наших легких.
Опыт 4
Воспитатель: Предлагаю опустить кораблики с флажками на воду. Что нужно сделать, чтобы они поплыли? ( Подуть на них). Подумайте, можно ли сделать так, чтобы кораблик опустился на дно, но при этом, чтобы флажок не намок? Дети накрывают его стаканом и опускают на дно. Почему флажок оказался сухим? Путем рассуждений дети приходят к выводу, что в стакане был воздух и он не дал воде войти до конца в стакан, поэтому вода не намочила флажок.
Воспитатель: На этом наши опыты закончились. Незнайка теперь ты понял, что такое воздух? И как его обнаружить?
Незнайка: Да, спасибо ребята. Мне очень понравилось, я столько многого узнал о воздухе. До свидания!
Воспитатель: А вы ребята, поняли, как можно обнаружить воздух? Какой опыт вам понравился? Молодцы!
А теперь мы улыбнемся
Крепко за руки возьмемся
И какие же слова
Говорим, мы уходя…
Рекомендуем посмотреть:
План-конспект НОД для детей средней группы. Моя Родина
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе. Посадка лука
Конспект НОД по экспериментированию с водой в детском саду. Средняя группа
Конспект совместной экспериментальной деятельности с детьми средней группы детского сада
Похожие статьи:
Конспект занятия в детском саду в средней группе. Профессия спасатель
Конспект занятия в детском саду «Свойства дерева». Средняя группа
Конспекты занятий в средней группе детского сада
Занятие в средней группе детского сада. Профессии людей сельской местности
Занятие в средней группе по социально-коммуникативному развитию