Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Чтение художественной литературы как средство ранней профориентации дошкольников

Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников
Слово - самое сильное оружие человека
Аристотель
Перед педагогами детских садов  ОАО «РЖД» стоит важная задача по ознакомлению детей с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в современном обществе, с профессиями работников железнодорожного транспорта, сохранению семейных традиций в выборе профессий, воспитанию привычки  безопасного поведения на железной дороге.

Разработчики примерной основной общеобразовательной программы  дошкольного образования «Детство» включают в разделы «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание» сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, формирование трудовых навыков  с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых.

Профессионально важные человеческие качества надо не только «выявить», но и во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности. Это предполагает активность не только взрослого, но и самого ребенка. Процесс профессионализации начинается, как правило, не с выбора специальности, а с обобщенных устремлений ожиданий и представлений о жизненном пути, так или иначе отражающихся в самосознании. Именно на этом начальном этапе профессионального самоопределения человек ставит перед собой и решает для себя такие вопросы, как соотношение общественной значимости и личного смысла труда, общественной полезности всех профессий и различия в их престижности, зависимость социального положения от некоторых признаков выполняемой работы.

Ранняя профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер, общее знакомство с миром профессий. Исходя из этого суждения, делаем вывод, что  большой объем информации о мире профессий   мы можем «черпать» из художественной литературы, которая сопровождает человека с первых лет его жизни. В дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

Для решения задачи ранней профориентации средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и, конечно же, трудового воспитания.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка.  Например: «Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают». Высказать отношение к лени , например: «У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд  кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки». Подчеркнуть важность труда , например: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи». Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду,  как важной деятельности человека, например: «Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова. Показан процесс труда, например: А.В. Потапова  «Как дорога стала железной». Рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности, например: «Машинист», «Железнодорожные профессии» и другие.
1) Тепловозы я вожу,
Пассажирам я служу.
Я не токарь, не горнист-
Я веселый машинист.

2)Друг за другом я вагоны
К тепловозу прицепил
Загорелся свет зелёный.
Вот и поезд покатил!
Быстро крутятся колёса,
Мы объедем целый свет.
Нету лучше тепловоза,
Машиниста лучше нет.
    Загадывание загадок, как один  из жанров фольклора,  также способствует ознакомлению дошкольников с профессиями железнодорожников, например:
Кто по рельсам по путям поезда приводит к нам? (Машинист).
     Дети старшей группы сами могут составлять загадки о профессиях. Можно предложить им составить загадку о  железнодорожной профессии своих родителей.

Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают  о происхождении и назначении железнодорожных профессий.
Например:
Машинист поезда – железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения.
Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом.
Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д.
Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно.  Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Поскольку машинисты управляют огромными и сложными аппаратами, то им в «подмогу» даётся помощник. Помощник в локомотиве нужен по двум причинам. Во-первых, физически невозможно управлять поездом одному человеку, поскольку в ходе движения регулярно возникает необходимость одновременно выполнять несколько технических операций в разных местах. Во-вторых, для подстраховки на случай потери трудоспособности машинистом.
Составитель поездов - одна из рабочих профессий при формировании и расформировании поездов.
Составитель поездов должен знать все о составе, который он готовит: из каких вагонов он состоит, что в них загружено, куда отправляются, как провести отцеп на нужный путь.  И т.д.


В образовательных областях «Труд» и «Чтение художественной литературы» одним из основных методов развития является рассматривание иллюстраций в книгах и детских энциклопедиях. Поэтому необходимо чтение произведений сопровождать показом иллюстраций. Рассматривая в книгах фотографии  и картинки проводников поезда, машинистов дети видят форменную одежду железнодорожников, а также знакомятся с их рабочими местами. Видя различные модели современных видов железнодорожного транспорта, дети проявляют к ним интерес, некоторым, возможно, захочется управлять ими.

Театрализованные игры по текстам литературных произведений, как один из методов литературного развития, также способствует  ознакомлению дошкольников с трудом железнодорожников.
Например: театрализованная постановка  «Путешествие семьи».

Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературу как средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда железнодорожников и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной трудовой деятельности и деятельности детей.

Я надеюсь, что представленные в статье рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы, смогут помочь педагогам дошкольных образовательных учреждений совершенствовать свою работу по ранней профориентации дошкольников на железнодорожные профессии.
Литература:
1. Бабаева Т.И. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. С-Пб.; 2011.
2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников  М.: Просвещение 1989.
3. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1990. – 159с.
4. Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии»  – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2010.

Рекомендуем посмотреть:

Организация игровой деятельности в разновозрастной группе Прогулки и наблюдения в летний период в детском саду Организация игровой деятельности в разновозрастной группе Родительская компетентность

Похожие статьи:

Экологическое воспитание в детском саду

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе с родителями»

Изучение английского языка в ДОУ

Методика обучения лепке детей раннего возраста в детском саду

Сценарий праздника к 9 мая "Этот День Победы". Подготовительная группа
Опубликовано: 3887 дней назад (2 апреля 2014)
Просмотров: 10169
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!