Методика обучения лепке детей раннего возраста в детском саду

Автор: Татаркина Юлия Витальевна, воспитатель МАДОУ №96 "Умничка" РТ г. Набережные Челны

Консультация для воспитателей. Методика обучения лепки детей раннего возраста в детском саду

Данный материал будет полезен воспитателям работающими с детьми ясельной группы (1 - я младшая).

Занятия лепкой с детьми раннего возраста можно проводить как индивидуально (для наилучшего результата), так и объединять группами по 2-5 человек (в зависимости от способностей каждого малыша). Первоначальные занятия проводятся в течение 4-8 минут с каждой подгруппой, причём важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Для проведения занятия по лепке необходимо приготовить следующие материалы: массу для лепки (глина, пластилин, тесто), предварительно подготовив её; дощечки и дополнительные материалы на усмотрение педагога (по возрасту).

Сначала необходимо познакомить детей со свойствами глины или пластилина (эластичный, мягкий), затем приучать аккуратно, обращаться с используемым материалом, а также подводить к  пониманию детей  о том, что из пластилина (глины) можно слепить всё что угодно.

Педагог садится за стол с детьми  и поясняет все необходимые действия с пластилином предварительно показывает и объясняет, что делает, соблюдая при этом медленный темп речи, чёткую и последовательную инструкцию проведения занятия. Пошаговые  пояснения необходимы малышам на каждом занятии, и лишь в возрасте трех лет они уже смогут самостоятельно использовать некоторые умения в своей деятельности. Кроме занятия по заданию, воспитатель предлагает детям лепку по замыслу, где они могут закрепить приобретенные знания, комбинировать полученные формы по собственному желанию

Занятие следует проводить в интересной и игровой форме,  которые должны понравиться детям  и стать увлекательным делом в будущем. Ни в коем случае нельзя принуждать ребёнка заниматься лепкой, если он этого не желает. Избежать негативного отношения ребёнка к лепке можно путём непринуждённых манипуляций с пластилином. Например  если педагог во время самостоятельных игр  возьмёт   пластилин и будет лепить, постепенно вовлекая в это занятие детей. («Хочешь сделать такой же?») Можно также предложить ребёнку рассмотреть коробочку с пластилином, потрогать его, помять либо не принуждённо предложить переложить кусочки пластилина в другую коробочку, как – бы  заостряя внимание   ребёнка на этом материале.

 В процессе работы воспитатель обращает внимание детей на то, что  лепить надо аккуратно, не пачкать стол, не ронять на пол пластилин, не брать в рот, а после окончания лепки вымыть руки. Если  с первых дней занятий лепки с детьми закрепить эти основные правила работы, то в дальнейшем не возникнет ни каких проблем, и дети аккуратно будут пользоваться с рабочим материалом. По мере того как дети ознакомятся с материалом, научатся им пользоваться, можно переходить к фронтальным занятиям со всей группой. Приемы обучения носят наглядно-действенный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения.

Важно, чтобы дети отметили взаимосвязь характера действий с получаемой формой, а поэтому воспитатель не только показывает, но и объясняет.

Заканчивать занятие не обязательно всем вместе, дети могут выключаться из занятия по своему желанию, предварительно показав свою работу воспитателю.

Ни в коем случае нельзя на глазах у малышей уничтожать их работы, так как это может привести к стрессовым и негативным моментам.

Чтобы  качественней и эффективней закрепить навыки и умения детей в лепке, следует как можно чаще проводить и привлекать их к этой деятельности в течение дальнейшего времени.

Рекомендуем посмотреть:

Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Елена Владимировна Максимова # 18 мая 2016 в 11:23 0
Чересчур кратко. Совсем мало о методах и приемах обучения лепки – как словесных, так и игровых.
Можно добавить, что в Институте физиологии детей и подростков ученые давно установили прямую зависимость между тонкими движениями пальцев, мелкой моторикой и развитием речи у детей. Так что необходимым является как массаж пальчиков и кисти, так и развивающие их упражнения.
Лепить зверушек, человечков и другие фигурки дети начинают примерно года в четыре, а то и в пять. Поэтому автор правильно о них не говорит.
А вот лепить колбаски, шарики, тарелочки можно уже года в два - два с половиной.
Пока малыш не может полноценно лепить, можно поиграть с пластилином.
Игры с пластилином, во-первых, отлично развивают ручки малыша, а во-вторых, чем раньше он познакомится с этим материалом, тем быстрее начнет именно лепить, а не просто размазывать его по столу. Самое простое занятие с пластилином, которое по силам детям до двух лет и замечательно развивает их мелкую моторику, о котором я знаю: скатать малюсенький шарик, положить его на бумагу и нажать на него либо указательным, либо большим пальцем (получится маленький круг). Если постараться и подобрать сознательно красивую, сочетаемую, цветовую гамму - на листе белой бумаге или на белой доске эти круги будут смотрится очень красиво.
И у всех это будет выглядеть по разному, уверяю Вас.
Да, никаких зверюшек-игрушек, только абстрактные колбаски, колобки и лепешки. Не стоит родителям гнаться за «красивым» результатом в столь раннем возрасте, когда лепка для детей - это знакомство с материалом (он должен понять, что и как можно делать из пластилина, понять, что его можно мять, тянуть и т.д.), а также - развитие мелкой моторики рук.
Антонина Кириллова # 9 апреля 2018 в 10:49 0
Очень мало о самой методике. Как правильно приплюснуть, ладошками или пальчиками. В каких случаях какие приёмы применять. Об этом ничего