Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование занимательного материала в обучении грамоте дошкольников

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Использование занимательной деятельности в обучении грамоте дошкольника
Автор: Ельчанинова Оксана Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №60" г. Воронеж
Цель: обучение детей грамотной речи; воспитание положительных качеств характера.
Описание: данная статья будет полезна для родителей, воспитателей ДОУ.

В своей работе воспитателем в ДОО я особое внимание уделяю на то, чтобы в, частности, занятия обучению грамоте, проходили в занимательной форме. Ведь не зря К.Д.Ушинский говорил: «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения». Для всех не секрет, что ребёнок чрезмерно подвижен, внимание неустойчивое, - поэтому с помощью игрового и занимательного материала можно активизировать учебный процесс дошкольника.
Так, например, при изучении буквы А, сразу же вовлекаю детей в учебную работу, заинтриговывая их:
• на доске плакат с буквой А. Воспитатель читает стихотворение:
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(С.Я.Маршак)

• дети любят играть в игру «Буква А потерялась» (?ист; ?кула и т.д.);
• игра «Слово рассыпалось» (аамм – мама и т.д.).
Важно на занятиях не кричать, не понукать, не занудствовать, а ласковым, доверчивым голосом, перехитрив их, при помощи загадок, сказок переключать детей в нужное русло. Обязательно также учитывать психологические и физиологические особенности детей. Для того, чтобы дети могли отвлечься на занятиях (они очень часто устают, не могут долго сосредотачивать внимание), нужно проводить физкультминутки. Интересный факт – физкультминутки бывают 6 видов, поэтому так важно использовать и чередовать их в своей работе. Кратко остановлюсь на их разновидностях:
1. Гигиенические, оздоровительные – когда и руки, и ноги в движении. Можно проводить с использованием элементов танцев в музыкальном сопровождении.
2. Гимнастика для глаз – воспитатель при помощи цветного кружка на картоне, передвигает его вверх – вниз, влево – вправо. Дети глазами следят за передвижением круга.
3. Танцевальные – под музыкальное сопровождение дети самостоятельно, непроизвольно танцуют.
4. Ритмические – воспитатель под счёт контролирует движения детей физкультурно – спортивного характера.
5. Двигательно – речевые – своего рода движения под речёвку, под слова стихов.
6. Подражательные – особенно почему – то нравятся детям: попыхтим как паровоз, посигналим как машина.
Особо хочу отметить, что используя игровой материал, не следует переигрывать с детьми, а должна быть твёрдая ориентация на игру, что игра – не инструмент развлечения, а помощник в кропотливом обучающем процессе. Игра должна приковывать внимание ребёнка, давая ему новые и новые знания, заставляя их постоянно мыслить и самостоятельно приходить к самозаключению. Игра должна не только учить, но и воспитывать. Это и сообразительность, и выдержку, и чувство коллективизма.
• Можно предложить детям нарвать кусочки бумаги и на столах своих самостоятельно выложить букву А (для развития моторики рук).
• Для закрепления – использовать загадки, кроссворды, ребусы.
Листья клёна пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц,
Подскажи?
(Август)
• Использование для точного, правильного произношения слов – скороговорки, пословицы.
Алёша Ульяне
Сигнал подаёт,
Ульяна услышит –
Алёшу найдёт.

Если заставлять 6 – леток по нескольку раз прописывать букву, которую изучаем, им это быстро надоедает и угасает интерес. Мне нравится использовать метод М. Монтессори, когда дети пишут букву «в полный её рост» на листе бумаги, потом складывают лист пополам, пишут эту букву на половине листа, затем на четверти листа, на восьмой её части, и так до тех пор, пока лист не уменьшится до минимума. Такая игра – повторение уж точно не надоест детям и воспитатель достигнет цели – увидит, где конкретный ребёнок совершает ошибки в написании той или иной изучаемой букве.
Дети – большие фантазёры. Поэтому, по желанию, дети могут дома с родителями придумать сказку, приключенческую историю, произошедшую с изучаемой буквой. С удовольствием дети ждут в гости на занятия таких любимых их героев, как: Айболит (при изучении буквы А), гномики (при изучении буквы Г). Сказочные герои приносят с собой занимательные ребусы и отгадывают вместе с детьми; вместе разучивают и поют стихи и песни; рисуют буквы. А, пригласив в гости Незнайку, дети сами его учат, показывают его ошибки, поправляют его неточности в знаниях.
В играх, под руководством воспитателя, дети учатся не только грамотно, но и выразительно говорить. Поэтому, приглашая в гости сказочную Мальвину, дети рассказывают ей стихи, сказки, стараясь лучше, выразительнее, чем его сверстник, рассказать.
Уделяется внимание и на подбор загадок на занятиях. Они должны активизировать мышление у детей. Загадка – своего рода «секрет», соревнование на смекалку; инструмент для гармонического развития. Загадки дают возможность наблюдать за окружающим миром, развивая, таким образом, любознательность.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весной)
Загадки тренируют внимание и память. Усложняя, можно детям (опять таки, по желанию, не навязывая), предложить домашнее задание, где они с родителями «попробуют» сочинить свою загадку.
Большое значение я на своих занятиях придаю использованию скороговорок, считалок, чистоговорок. Они позволяют детям учиться правильно, чётко произносить каждый звук в слове. Дети проговаривают их то громко, то тихо, то шёпотом; то грустно, то весело. Таким образом, они не только заучивают их, пополняя свой словарный запас, но и с помощью мимики и жестов передают своё отношение, например:
Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.
С нетерпением дети ждут, когда я использую на занятиях по обучению грамоте считалки (это тесная взаимосвязь с математикой), когда дети учатся считать:
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Это долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра.
Дети не только считают, но и размышляют, кто первый получил дольку апельсина, а кто последний и т.д. Таким образом, происходит развитие внимания.
Также в своей работе приветствую проведение «конкурса чтецов». Дети заучивают стих и работают над выразительностью, передают своё отношение. Таким образом, воспитывается чувство коллективизма, взаимопонимания.
Не надо забывать, что использование на занятиях поговорок и пословиц, приносит детям радость приобщения к народному искусству, учит их ценить в жизни положительные качества, такие, как: честность, справедливость, взаимовыручка и т.д.
И последнее, на что хочу обратить внимание. На своих занятиях использую материал, который в доступной для детей форме позволяет знакомить их с историей происхождения того или иного крылатого слова, выражения в целом. Ведь современные дети многим интересуются, и данный аспект получения знаний позволит возбуждению у них любознательности, любовь к языку, интерес к нему, чувство восхищения и гордости за свой многогранный язык. Полученные знания в детском саду помогут ребёнку в дальнейшем, при переходе в школу. Ведь школа должна стать для детей школой радости.

Рекомендуем посмотреть:

Обучение детей грамоте с 3 лет Дидактическая игра по обучению грамоте своими руками для детей 5-7 лет Весёлая азбука для детей 6-8 лет своими руками Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Формирование представлений о природе у детей дошкольного возраста | Культура общения дошкольников
Опубликовано: 1706 дней назад (2 марта 2020)
Просмотров: 1090
Рубрика: Публикации
+2
Голосов: 2
Наталья Александровна Лучкина # 3 марта 2020 в 23:50 0
Спасибо за познавательный, разнообразный материал. Я тоже считаю,что подготовка к обучению грамоте в старших группах занимает важное место.Ваши рекомендации я возьму себе на заметку.
Любовь Викторовна Немцева # 25 марта 2020 в 05:20 0
Здравствуйте, Оксана Александровна. С интересом узнала о методе Марии Монтессори написания буквы. Обязательно использую этот метод на своих занятиях. Желаю успехов!