Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование представлений о природе у детей дошкольного возраста

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Работа по формированию у детей представлений о живой природе
Автор: Ельчанинова Оксана Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №60" г. Воронеж
Цель: воспитать нравственные качества у детей (любовь, бережное отношение к животным).
Описание: данная статья будет полезна для родителей, воспитателей ДОУ.[/i]

Живая природа – удивительный, сложный, многогранный мир. Это лес и луга, реки и моря, звери и птицы. И чтобы привить любовь и бережное отношение ко всем этим богатствам, надо постоянно работать в этом направлении воспитателю с детьми в ДОУ. Необходимо осуществлять экологическое образование и воспитание, чтобы дети познавали природу, приобретали практические навыки, умели ориентироваться в природе, рационально использовали природные ресурсы, охраняли природу, любили и уважали живую природу. Воспитывать у детей такие качества, как: доброта, отзывчивость, великодушие, сочувствие к животным, птицам, насекомым. Бережно и внимательно относиться к природе – качество, характеризующее воспитанного человека.

В детском саду воспитатель проводит ознакомление с природой. Для этого дети под руководством воспитателя часто наблюдают, например, за ёжиком, лягушкой; совершают экскурсии в парк, лес, к речке; работают на участке; ухаживают за зверьками в живом уголке, за рыбками в аквариуме; подкармливают птиц на улице; собирают семена и листья для изготовления поделок и игрушек (из природного материала). А дома, вместе с родителями, делают кормушки, домики для птиц. Развешивают их дома во дворе или на территории садика. Кормят пернатых и наблюдают за их жизнью.

Дети учатся не только ухаживать за ними, но и бережно и внимательно относиться к ним, любить их, заботиться, защищать их. Необходимо всё делать для того, чтобы у ребёнка не проявлялись такие черты характера, как: бессердечность, жестокость по отношению к живым существам. Часто, имея добрые намерения, ребёнок, в силу своего возраста, не понимает, что «излишне лаская» котёнка, делает ему больно и плохо. Важно воспитателю объяснять и показывать, что к живой природе необходимо относиться бережно, ненавязчиво, аккуратно. Важно прививать любовь не только к «красивым» представителям животного мира (собачке, кошечке, синичке), но и к непривлекательным (лягушке, ящерице). Они все важны для нас, и нужно как можно больше знать о них самих, об их повадках; важно бережно относиться к ним, охранять, заботиться о них, ухаживать за ними, наблюдать и радоваться за них, общаться с ними.

При проведении экскурсии в лес, парк, воспитатель обращает внимание детей на то: как пахнут цветы, как они ярки и разнообразны по цветовой гамме, как тихо шуршит трава под ногами, - происходит, таким образом, восприятие эстетической стороны природы. Также в старшей группе воспитатель уделяет внимание на то, чтобы дети знали, что природа – это не только деревья, цветы, птицы, животные, но и неживые объекты: земля, небо, солнце и т.д.

Так, осуществляя каждодневные прогулки на свежем воздухе на территории садика, воспитатель, с целью воспитания у детей наблюдательности, бережного отношения ко всему живому, можно подмечать с детьми:
- «Смотрите, а кто это спрятался под листочком на земле? Жучка не будем пугать и трогать. Он маленький и беспомощный. Давайте его пожалеем и отойдём, не будем его пугать» (воспитание чувства сострадания, любви).

Убеждать детей, что природа и человек неразрывно связаны, и чтобы наша земля была красивой и щедрой, нужно беречь цветы (не рвать их), не приносить вреда нашим братьям меньшим, любить их, помогать им.

Опытный педагог регулярно проводит с детьми такие занятия – практикумы как: «А хорошо ли будет жить ёжику с нами в детском саду?» И дети приходят к выводу, что зверьку лучше жить в лесу, на свободе, может, его ждут там маленькие ежата. Дети изо дня в день должны усваивать такую истину: человек – друг животного, друг сильный, умный, справедливый.
Важно, чтобы дети не только любили животных, но и появилось у них ответственность за хорошее состояние животного, потребность трудиться на благо животного: поить и кормить их вовремя, чистить кормушку и клетку. В этот момент формируются не только знания о животных, но и развивается эмоционально-положительное отношение детей к животным, а также воспитание нравственного поведения в природе.

Заданная работа даст больший эффект, если воспитатель будет тесно взаимосвязан с родителями детей. Воспитатель должен ознакомить их с содержанием и методами работы на родительских собраниях. Важно совершать коллективные экскурсии, походы в лес, зоопарк и т.д. Проводить регулярно с родителями беседы и консультации о том, как важно родителям объяснять детям о жизни животных по сезонам, как важно их поддерживать, например, в зимние холода, подкармливать их вместе с детьми. Неплохо, если дома родители организуют живые уголки, где дети сами будут ухаживать за животными, где родители будут давать практические советы по их уходу. Не будет лишним, если воспитатель оформит в группе специальные выпуски стенгазеты, при помощи которых сами родители будут повышать свою экологическую культуру.

Знакомя детей с природой, важно, чтобы дети получили представления:
1) О внешнем виде животного (части тела, окрас, величина); о его жизненных проявлениях (как кричат, как двигаются, как питаются, как размножаются).
2) О среде обитания (где живут, почему); о характере приспособления к условиям жизни.
3) О пользе, которую они приносят.

В старшей группе детям можно объяснить, что при помощи своего своеобразного окраса животные спасаются от врага. Кроме окраса они спасаются от врага отпугиванием или нападением.

На своих занятиях воспитатель должен как можно чаще использовать картинки, где дети сами называют, кто это, описывают его, его повадки, чем питается, где живёт, какую помощь может оказать ему человек. В дальнейшем можно показывать картинки, чтобы дети смогли, например, сравнить кошку и ежа (контрастные животные); детей следует подвести к тому, чтобы они пришли к выводу о том, что и кошка, и ёжик – любят молоко, мясо; что у кошки – мягкая и пушистая шёрстка, а ёжик – колючий; у кошки лапки длинные, у ёжика – короткие; кошка мяукает, ёжик – никак не разговаривает. Помимо применения картинок, карточек, фильмов для закрепления полученных знаний о животном мире можно использовать и метод наблюдения. Наблюдать можно за конкретным животным в естественной для него обстановке. Ребёнок может пообщаться с животным (покормить, поиграть, погладить). Обратить внимание детей, что, наблюдая за животными важно не кричать, не дразнить его, не ломать его жилище, - то есть не причинять ему вред. После наблюдения за конкретными животными можно дать детям задание домой (по желанию): нарисовать животного, подобрать стихи, рассказы о данном животном, загадки – это всё под руководством родителей.

Я остановилась на некоторых моментах, которые характеризуют работу воспитателя по ознакомлению дошкольников с миром животных.

В целом – это кропотливая, целенаправленная, систематическая работа, направленная на то, чтобы ребёнок не только знал, любил, оберегал, заботился о животных. Но рационально, в будущем, будучи взрослым человеком, использовал природные богатства нашей страны.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке» Конспект НОД в средней группе по теме Осень Экологический проект во 2 младшей группе

Похожие статьи:

Экологическое воспитание детей дошкольников

Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Единство взглядов и действий воспитателя с родителями - главный фактор в воспитании и развитии всесторонне - развитой личности | Использование занимательного материала в обучении грамоте дошкольников
Опубликовано: 1712 дня назад (25 февраля 2020)
Просмотров: 3022
Рубрика: Публикации
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!