Культура общения дошкольников с окружающими людьми
Автор: Ельчанинова Оксана Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №60» г.Воронеж
Цель: приобретение знаний и умений ребёнком для использования их во взаимоотношениях со сверстниками.
Описание: данная статья будет полезна для родителей, воспитателей ДОУ.
В самом раннем возрасте закладывается фундамент нравственной личности. Дошкольники общаются в основном в семье – мамой, папой, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами. У детей, которые посещают детский сад, круг общения расширяется, это и общение и со сверстниками, воспитателем, другими работниками детского сада. Культура общения – это выполнение детьми норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, в общественных местах присутствие вежливого поведения. Воспитатель помогает малышу войти в группу сверстников, стать полноценным членом коллектива. Ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда и нет, уважая окружающих его людей.
Важно с ранних лет развивать гуманное чувство – сострадание, сопереживание. Это является также фундаментом культурного общения ребёнка.
В процессе общения с окружающими людьми (в игре, труде), ребёнок знакомится с правилами поведения. Воспитателю важно вовремя объяснить ребёнку, если он в чём-то не прав, почему не прав, чтобы в дальнейшем не развилось такое качество, как эгоизм, себялюбие. Дети должны не только получать знания о культуре поведения, но, и, самое главное, - их отношения на практике, в жизненных ситуациях. Важно учитывать интересы, желания другого человека, умение сопереживать, радоваться за другого. Правила должны быть осознаны детьми, тогда они побуждают их к нравственным действиям. Уже в раннем возрасте воспитатель учит детей выполнять правила поведения – не кричи (крик мешает другим), не драться (другим больно), уступать игрушки (другу приятно), не бросать игрушки (сломаются).
В младшем дошкольном возрасте правила поведения закрепляются и добавляются новые. Здесь уже присутствует устойчивое желание общаться со сверстниками, умение помочь им, проявить доброжелательность. Особую роль в развитии нравственности у детей играют беседы по сюжетным картинкам, где каждый ребёнок решает, как поступит герой сюжета – по правилам или нарушая их. Здесь же учитывается и индивидуальный подход к каждому ребенку. Например, девочка поскользнулась и упала.
Можно выставить серию сюжетных картинок:
1. Мальчик прошёл мимо
2. Мальчик посочувствовал и пошёл дальше.
3. Мальчик помог встать девочке и успокоил её.
Воспитатель побуждает детей выразить своё отношение к происходящему. Формируется правило «Товарищу надо помогать». Также важно в своей работе использование воспитателем кукольного театра. Дети получают правила поведения, опираясь на чувства детей. Также разыгрываются сценки из жизни с использованием кукол. Так, при сильном детском крике, появляется кукольный зайчик, и рассказывает детям, как их мама – зайчиха учит не кричать, - это мешает остальным. Или в тихий час дети разговаривают, и кукла начинает плакать и жаловаться, что хочет заснуть, но не может из-за их шума. В данном случае воспитатель закрепляет правила поведения.
Во второй половине дня у воспитателя больше возможности для воспитания культуры общения. Воспитатель проводит разговор по душам. У ребенка появляется доверие, привязанность к воспитателю. Важно воспитателю чаще предлагать детям проблемные ситуации. Например: Наташе купили куклу. Она принесла её в садик. Дети окружили её, им очень понравилась кукла. Как поступит Наташа? А как бы ты поступил бы?
Проблемные ситуации помогают детям мыслить, ориентироваться в сложившихся обстоятельствах, правильно принимать решения. Педагог воспитывает добрых, внимательных, готовых прийти на помощь ребят.
В воспитательной работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель обращает внимание на то, чтобы дальше приобретался опыт общения, формировалось доброжелательное отношение к сверстникам и окружающему его миру. В этом возрасте воспитатель проводит этические беседы, в которых не должно быть упрёков, назиданий. Здесь важно участие всех детей. Они вспоминают свои случаи из жизни, которые пережили сами или узнали из книг. Сами делают выводы из них. Важно под руководством воспитателя делать глубокий анализ конкретных фактов, поступков, положенных в основу этических бесед. И не забывать об индивидуальных особенностях детей.
Воспитатель отмечает для себя, какие нравственные нормы дети усвоили. Какие неточности или ошибки есть в их представлениях о моральных нормах. Всё это поможет воспитателю в дальнейшем наметить темы этических бесед.
Помимо этических бесед большая роль в общении детей отведена игре. В игре ребёнок общается со сверстниками, считается с ними, приобретает опыт взаимоотношений с ними, заботится о них. В игре воспитывается чувство коллективизма: взаимовыручка, чуткость, взаимопомощь. В игре, подражая взрослым, ребёнок учится быть культурным, вежливым в обществе, воспроизводит моральные нормы. Воспитатель должен воспитывать из ребёнка личность. Часто с детьми проводятся сюжетные игры. Например, ребёнок в роли врача (помогает приобщать к этическим нормам поведения) – не только врач лечит, но и доброжелательно, чутко, с чувством сострадания относиться к пациенту. Дети видят в игре не только то, что делают взрослые, но и как они относятся друг к другу, побуждая детей подражать им. В игровой деятельности роль воспитателя – организатор детской деятельности. Направляя детскую игру, разрешая справедливо детские ссоры, воспитатель стремится к тому, чтобы эти правила поведения выполнялись самими детьми, опираясь на их внутренние мотивы поведения.
Помимо сюжетных игр, воспитатель использует и ролевые игры. Так, игра «Касса на вокзале», - учит детей, как правильно, достойно выходить из положения, когда вдруг без очереди человек хочет купить билет. Является ли он грубияном, решившим без очереди купить билет. Или его жизненные обстоятельства заставили так поступить (болезнь близкого человека), которому требуется экстренная помощь. Умение войти в его положение, не равнодушие – качество присущее в проведение этой игры. Воспитатель внимательно следит и при необходимости, оказывает помощь ребенку. В игре, через игру, при помощи игры ребёнок приобщается к правилам поведения в коллективе сверстников.
Игра – это мостик в процессе усвоения правил взаимоотношений, где происходит перенос приобретённых знаний в реальные взаимоотношения со сверстниками.
Рекомендуем посмотреть:
Правила поведения для детей в помещениях и на территории детского сада
Восприятие у детей дошкольников 3-4 лет
Планируемые результаты освоения программы в младшей группе по ФГОС
Возрастные особенности детей второй группы раннего возраста