Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Нравственное воспитание в ДОУ. Опыт работы

Использование различных средств в воспитании нравственности у детей дошкольного возраста
Автор: Ельчанинова Оксана Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №60» г.Воронеж
Средства в воспитании нравственности у детей дошкольного возраста
Цель: закрепление положительных навыков общения между сверстниками и окружающими.
Описание: данная статья будет полезна для родителей, воспитателей ДОУ.

Помимо этических бесед, игр большую роль в воспитании культуры общения дошкольников играет и использование воспитателем в своей работе литературы и искусства. Используя образы художественной литературы, у детей развиваются чувства: гнев, сострадание, радость, доброта, зло и т.д. Мир литературы вдохновляет детей, вызывает подъём, открывает красоту в них и их поступках. В дошкольном возрасте ребёнку присуще жить чувствами. Поэтому так важно художественное слово в нравственном воспитании детей. Дети вместе с героями художественного произведения радуются и переживают, содействуют им. Конечно, сам он участие в этих событиях не принимает, но активно сопереживает и проживает с героями литературных произведений. Важно воспитателю правильно, по возрасту и содержанию подбирать список художественной литературы. Так, после прочтения произведения «Зайка» А.Барто, воспитатель главной задачей ставит то, чтобы у детей воспитать чувство жалости (холодно зайке под дождём) и осуждение бессердечного отношения девочки (бросила одного на холоде, под дождём). Так, большинство произведений таких, как «Что такое хорошо, что такое плохо» В.Маяковского; «Вместе тесно, а врозь скучно» К.Ушинского; «Репка» - сказка, раскрывают мир переживаний персонажей. А, следовательно, вместе с ними переживают и дети, тем самым развивая чувства. Помимо изучения программных произведений, воспитатель может в своей работе использовать и произведения, не указанные в программе (например, «Медвежонок – невежа» А.Барто и многие другие). Это что касается произведений для младшего и среднего дошкольного возраста.

А уже такие произведения, как, например: «Посидим в тишине» Е.Благининой, «Волшебное слово» В.Осеевой, - это программное для детей старшего дошкольного возраста. Вне программы воспитатель может использовать: Н.Носов «Фантазёры», Л.Толстой «Отец и сыновья», Е.Пермяк «Самое страшное» и т.д. При чтении произведений, воспитатель должен помнить, что дети должны эмоционально переживать за литературных героев, которые или попадают в беду и нуждаются в помощи. Дети вместе с героями «проживают» события, сочувствуют им, стараются помочь им. Голосом, мимикой, паузами, показом иллюстраций воспитатель настраивает детей на то, чтобы активно сопереживали. Дети хмурят лица, исчезает улыбка, и могут жестикулировать руками и вскрикивать со страхом «Осторожно! Берегись!» Они стараются уберечь от опасности героя, которого ожидает опасность. И как появляется улыбка, и вздох облегчения, и хлопки в ладоши, - когда опасность миновала и спасение наступает. Не надо воспитателю останавливать бурную реакцию детей. Необходимо стимулировать, чтобы закрепить воздействие пережитого на детей. В свою очередь это позволяет развивать эмоции тех детей, которые менее эмоционально высказывают своё отношение к героям прочитанных произведений. Такие дети становятся более раскованные, чувственный мир таких детей обогащается. Со временем такие «чувственные» дети становятся добрыми, внимательными друг к другу, сочувствуют окружающим и стремятся помочь друг другу. Воспитателю важно не только научить детей делать верные выводы, но и побудить переживать по поводу поступков другого. Так, подбирая серию рассказов о жадности героев, которые не поделились с друзьями игрушкой, конфетой, яблоком и т.д.; воспитатель побуждает детей к тому, что они как бы стыдятся за детей, которые жадничают; некоторые из них, под впечатлением от этого, на следующий день принесли в садик кто игрушку, кто угощение, - и делился со своими сверстниками (сказка «Два жадных медвежонка»). Воспитатель должен тщательно относиться к выбору произведений, которые будут прочитаны детям и старшего дошкольного возраста. Также серьёзно готовиться и обращать внимание на выразительность чтения, на правильную расстановку пауз, акценты, на выбор иллюстрации, какие вопросы поставить, чтобы пробудить чувства ребёнка. Нравственная атмосфера, созданная воспитателем вокруг литературного героя, незримыми лучами проникает в сердце, в сознание детей и тот моральный выбор, который сделал герой, становится выбором самого ребёнка; вызывая активный отклик, моральные нормы усваиваются.

Огромную воспитательную силу имеют и сказки, которые предусмотрены программой. В сказках тонко, не назидательно разоблачается жадность, лень, ложь. Мягкий юмор позволяет детям пережить и стыд, раскаяться в плохих поступках. Сказки приучают детей к честности, вниманию, прилежанию, сочувствию. Учат бороться с эгоизмом, ленью и другими негативными явлениями и качествами. Задача воспитателя – помочь ребятам выделить главную мысль сказки, откликнуться на неё эмоционально. Указать, что только благородные желания приносят радость в наши сердца. Важно пробуждать через чтение сказок такие драгоценные человеческие качества, как сострадание, переживание, радоваться за успехи других людей.

Большую роль воспитатель отводит и проведению игры – драматизации. Здесь и объединяются дети, воспитывается чувство коллективизма. Кто-то из детей будут актёрами, кто-то будет готовить пригласительные билеты и афиши, кто-то атрибуты к постановке. Обычно игры – драматизации воспитатель проводит во второй половине дня. Дети должны свои роли выполнять эмоционально, вживаясь в роль. Каждый ребёнок должен участвовать в игре. Воспитатель понимает воспитательную силу искусства. Поэтому регулярно отводится время для работы по иллюстрациям в книжках. Важно научить детей увидеть, подметить, оценить красоту, например, природы, правильно или плохо поступил тот или иной герой, и тут же дать свою оценку происходящему.

Глубокое влияние на чувства и переживания детей оказывают использование произведений живописи, скульптуры, музыки. Дети как можно чаще должны соприкасаться с красотой в любом её проявлении, оставляя след в сердце ребёнка, вызывая радость, желание и стремление самому что-то делать хорошее и полезное.

Важно в своей работе использовать музыкальные произведения. Радостная и весёлая мелодия пробуждает положительные эмоции: радость, восхищение, стремление помочь окружающим. Умение увидеть мир в новых тонах и красках. Умение быть духовно богаче.

Важен в жизни дошкольника и театр. При постановке сценки, воспитатель воздействует на ребёнка: персонажами, словом, музыкой, оформлением. У ребёнка возникает необходимость задуматься, домыслить. Дети узнают в героях сценок своих друзей, себя. Воспитатель успешно преподносит этически ценные взаимоотношения, опираясь на детские эмоциональные чувства после просмотра пьесок. Особенно захватывает детей спектакль, где происходит то или иное захватывающее действие со зверями. Они двигаются, говорят, - и дети начинают сочувствовать, радоваться вместе со сказочными «ожившими» героями. Спектакль завораживает детей, они передают все свои чувства, проживая всё вместе с героями. Воспитатель вместе с детьми могут сами сочинить рассказы и сказки; разыграть их сами (например, в кукольном театре); тем более таковые есть во многих группах или в ДОО. Такие инсценировки воспитывают активность детей, умение ориентироваться в жизни и принимать правильные решения. Ведь важно не только увидеть и правильно сказать об увиденном, но и верно перенести на свои взаимоотношения. Разыгранные инсценировки должны формировать гуманные отношения детей к сверстникам и окружающим. Видя в инсценировках такие качества, как жадность, грубость, чёрствость, - дети не только осуждают их, но и стараются сами избавиться от них. А это позволяет им в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций в коллективе, избежать трудностей в их общении. Быть доброжелательными и корректными, особенно в старшем возрасте. У детей должны закрепляться положительные навыки, стремление помочь близкому, разделить с ним радость и огорчение, заботиться о них.

Рекомендуем посмотреть:

Педагогический проект в младшей и средней группе ДОУ Конспект НОД по нравственному воспитанию старших дошкольников Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детского сада. Старшая - подготовительная групп Конспект НОД по нравственному воспитанию в подготовительной группе

Похожие статьи:

Сказки по нравственному воспитанию старших дошкольников

Об учителях духовных для детей

Конспект занятия в старшей группе. Как прекрасен этот мир

Культура общения дошкольников | Подготовка детей к школе. Из опыта работы
Опубликовано: 1478 дней назад (16 октября 2020)
Просмотров: 561
Рубрика: Публикации
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!