Многогранный труд воспитателя в подготовке ребёнка к школе.
Автор: Ельчанинова Оксана Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №60» г. Воронеж
Цель: привитие основных умений и навыков, необходимых для ребёнка при поступлении в школу.
Описание: данная статья будет полезна для родителей, воспитателей ДОУ.
Очень большую роль в подготовке ребёнка к школе играет тесная взаимосвязь воспитателя ДОО, учителя в школе и родителей. Это очень трудный период для первоклассника – изо дня в день учиться, думать, строить свои взаимоотношения в коллективе с товарищами, познавать окружающий мир. Воспитатель должен акцентировать внимание на то, что они в первую очередь должны играть главную роль в том, чтобы ребёнок легко адаптировался к школьной жизни, к учебе. Важно обратить внимание на психологическое развитие ребёнка в семье. Это и соответствующее возрасту ребёнка уровня развития познавательных возможностей, личностных качеств, интересов, мотивов, черт характера. Важно научить уже в семье ребёнка думать. Все дети с раннего возраста любознательны. Вот почему не только воспитатель, но и родители должны дома не отмахиваться от ребёнка с его вопросами «Почему?», а и отвечать на вопросы, объяснять, организовывать с ними опыты. Большую роль в познавании окружающего мира играет игра и труд. Это и самообслуживание, работа в природе, изготовление поделок и т.д. Но воспитатель должен помнить, что любая деятельность должна быть организована на высоком уровне (это и определение её цели, и способы достижения, и последовательность действий, и тщательный контроль работы, и правильное оценивание полученного результата). Ни для кого не секрет, что дети любят играть. Но воспитатель и родители должны знать, а что даст им это занятие? Легко ли, например, девочке одеть куклу; получает ли она удовлетворение, доводит ли начатое до конца? Важно в первую очередь родителям узнавать у ребёнка, как прошёл его день в садике, что успел сделать, что узнал нового, яркого. Таким образом, у дошкольника формируется эталон любой деятельности и её оценки.
Большую роль в развитии эмоционально-волевых качеств играет семья. Поэтому в семье должна быть доброжелательная, спокойная, уважительная, заботливая атмосфера. Негативная атмосфера в семье приводит к тому, что ребёнок становится грубым, раздражительным, неуверенным в себе. Развивать положительные качества характера ребёнка необходимо только любовью, которая должна быть в свою очередь разумной, требовательной, возвышающей его чувства. С раннего возраста следует тренировать волю, умение идти к намеченной цели, преодолевая трудности. Не расслабляться, если сначала что-то не получается. Гордиться своими успехами. Всё это поможет ему при поступлении в школу.
Развитие эмоционально-волевых качеств помогают ребёнку, как в обучении, так и в общении с учителем, взрослыми и сверстниками. Ребёнок быстрее и безболезненно адаптируется от перехода «садик – школа». Уже в школе у ребёнка возникают более остро нравственные чувства (стыд, гордость и т.д.). Ребёнок стремится к общению с детьми в классе, учится считаться с их мнением, поступками, оценивать их.
В начальных классах у детей острее возникает необходимость быть похожими на взрослых, делать так, как они. Важно их стремление не только поддерживать, но и развивать. Воспитатель в своей работе акцентирует своё внимание на формировании познавательных процессов (это и развитие мышления, восприятия, памяти и т.д.). На занятиях по развитию речи воспитатель стремится к обогащению детьми словаря, умение грамотно говорить. Развивает фонематический слух. Ребёнок должен говорить ясно, чётко, понимать смысл сказанного. Ребёнок овладевает чтением и письмом.
На занятиях по математике воспитатель обращает внимание на то, что дети должны не только знать числа по порядку, но и сопоставлять и соотносить их с предметами (больше, меньше, равно); знать состав числа в пределах первого десятка. Это основа к счетным операциям (+, -). Используя на занятиях бумажные полоски, ленточки, детскую посуду воспитатель учит детей сравнивать, сопоставлять предметы, измерять сыпучие и жидкие вещества. Усваивается понятие единицы измерения. Дети сами на занятиях измеряют длину стола, стены и т.д. При помощи чашек и стаканов – количество жидкости и сыпучих веществ.
Воспитатель обращает внимание и на развитие и укрепление навыков бытового труда. Дети сами подметают пол, вытирают пыль, заправляют постель, моют посуду, ухаживают за животными и растениями, выполняют посильный труд на участке. Дети своими руками делают различные поделки, знакомясь с разнообразием материала, совершенствуется координация движения, глазомер, развивается фантазия, закрепляется усидчивость. Умение доводить самим дело до конца и получать удовлетворение от своей полученной работы. Дети, изготавливая поделки на занятиях со сверстниками, приучаются к работе в коллективе. Воспитывается дух взаимовыручки. Они считаются друг с другом, внимательны друг к другу. Вместе радуются успехам проделанной совместной работы. Развивается дух сотрудничества, который будет так важен в школе и в дальнейшей взрослой жизни. У детей возникает желание сотрудничать и со взрослыми. Стремление делать так, как делают взрослые. И важно научить ребёнка преодолевать трудности. От этого они получают радость, счастье. А если трудность не преодолена (то ли физический труд, то ли умственный), то у ребёнка появляется озлобленность, неуверенность в себе, занижение самооценки, замкнутость.
Поэтому так важно, чтобы воспитатель строил так свою работу с детьми, чтобы они получали и развивали умение общаться со взрослыми и сверстниками; чтобы дети получали положительные эмоции от учебной деятельности (а это путь к желанию учиться). Стремление жить и трудиться в коллективе сверстников, получать удовольствие, радость, понимать свою значимость в жизни своей и окружающих его людей, как сверстников, так и взрослых. Это поистине трудный, многогранный, творческий труд воспитателя.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе
Обучение грамоте детей 5-6 лет
Советы родителям будущих первоклассников
Конспект комплексного занятия по подготовке детей 6-7 лет к школе
Похожие статьи:
Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду
Восприятие информации детьми
Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста
Развивающие раскраски для детей от 3 до 5 лет
Экскурсия для дошкольников в школу