Развитие речи дошкольников. Из опыта работы
Автор: Ельчанинова Оксана Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №60» г.ВоронежРазвитие речи дошкольника – важная задача воспитателя
Цель: умение ребёнком грамотно строить свою речь (ясно, полно, развёрнуто, точно, осмысленно).
Описание: данная статья будет полезна для родителей, воспитателей ДОО
Развитие речи дошкольника – главное звено в работе воспитателя. Для развития речевой культуры большую роль может сыграть семья. Родителей волнует с самого раннего возраста накопление словаря детьми, как грамотно ребенок строит речь, как произносит слова. Поэтому, придя в садик впервые, воспитатель видит и понимает, с кем в семье уделялось внимание по развитию речи, а с кем – недостаточно.
Речь выполняет в жизни человека различные функции (общения, регуляции действий, передачи знаний, умений, навыков).
В раннем детстве малышом используется
ограниченная речь. Поэтому и родители говорят с ним кратко: можно, нельзя, не кричи и т.д. С возрастом речь становится более обогащённей. Важно в этот период с ребенком как дома, так и в садике, говорить и общаться больше и чаще, используя совместный труд: здесь и общая цель деятельности, и высказываются просьбы о помощи, и эмоции от успешной работы. Чем чаще происходит общение с ребёнком в семье, в садике со сверстниками, тем богаче словарный запас, тем больше проявляется интерес к языку, тем активнее жизненная позиция ребенка. При дефиците общения – ребёнок с трудом общается с друзьями, его язык скуден, он замкнут, не уверен в себе. В развитии речи воспитатель должен больше использовать
игровые моменты. В игре дети общаются, а, следовательно, и обогащается их речь. Так, в ролевых играх («Магазин», «Аптека» и т.д.), дети учатся грамотной, культурной речи, дружелюбной обстановке в коллективе. Важно и родителям, и воспитателю развивать у ребёнка разнообразие понимания одного и того же слова. Например, ребёнок должен заметить и эмоционально описать при виде чашки. Она с ручкой. Голубая. С каёмочкой. В белый горошек. Маленькая. Круглая. Наполнена чаем. Воспитатель должен указывать, как одно и то же слово может иметь разное значение, совсем не близкие по значению: так, например, слово «бить» - это производить физическое наказание; и «бьют куранты» - подавать сигнал.
Большое значение имеет и
чтение книг. Важно с детьми разбирать незнакомые слова, умение заменять их знакомыми. Важно, чтобы ребенок не молча слушал чтение книг взрослыми, а включалась в работу восприятие, мышление ребенка (например, при чтении сказки «Репка» - как звали собачку? А кто помог вытянуть репку? и т.д.). В работе по развитию речи важно уделять внимание на то, чтобы дети могли соотносить правильно слово с нужным образом – предмет, действие, свойство (например, мяч – это предмет, красный – это свойство, катится – это действие). Так, показывая какой – то предмет, попросить подобрать к нему как можно больше слов, описывающие его свойства (например, мишка – мягкий, пушистый, большой).
Играя, просить детей выполнять точные указания воспитателя: подойди ко мне, беги ко мне, подползи ко мне (указать разнообразие слов, обозначающих действия). Как говорилось ранее, развивать речь ребёнка эффективно в игре. Так, положить на столик куклу в зеленом сарафане и рядом набор одежды для нее, и попросить детей одеть ее также. Дети ищут и надевают на куклу одежду зелёного цвета. И проговаривают вслух предметы одежды и почему такой цвет (развивается речь, мышление, восприятие).
Развивает активную речь дошкольника
наглядно – схематическая деятельность. Например, постройте из кубиков домик для куклы и объясните ребёнку, что крыша у домика треугольная и красная, стены – синие и прямоугольные. Попросите ребенка построить дом позже по своему замыслу.
Большие возможности для развития речи открывает
рисование. Если маленькие дети называют и рисуют предмет с натуры, то в дошкольном возрасте, используя игру, воспитатель говорит: «У меня в ящике лежит то, что вы будете сами рисовать. Это круглый, желтый, улыбающийся, убегающий от бабушки и дедушки?» И дети, молча сами начинают рисовать колобка. Или, на доске нарисован аквариум, а дети берут макеты бумажных рыбок, сами рассказывают, описывают устно их и «кладут» в аквариум. Или: воспитатель говорит: «Кошка на цепи сидит». Дети рисуют собаку (правильный ответ). «Собака мяукает громко». Дети рисуют кошку (правильный ответ). «Машина по небу летит». Дети рисуют самолёт (правильный ответ). Происходит развитие смысловой стороны речи. Важно использование диалога воспитателя с ребёнком в игровой форме. Например, Маше скучно. Она решила поиграть с котёнком. Привязала бумагу к ниточке и стала играть с котёнком. А что дальше? И дети, воображая ход событий, каждый придумывает и рассказывает свой ход событий.
Для развития речи играет роль и
регуляция деятельности поведения. Взрослый не только даёт инструкции о том или ином выполнении что-то ребёнком, но и побуждает ребёнка рассуждать самому, что, как, и почему так делать (например, по просьбе взрослого поиграть тише), ребёнок, опираясь на знания нравственных норм, рассуждает, что играть тихо – это во благо всем окружающим. Развивается личность ребёнка.
В старшем дошкольном возрасте, когда ребёнок сам может давать словесно – развернутый отчёт о проделанных действиях, важно учить его рассказывать, что и как он будет делать дальше, то есть учить планировать дальнейшие свои действия.
Развить дар слова – это развить в детях логичность мышления. И большую роль в этом играют книги, которые стоит выбирать и читать (по содержанию, по возрасту). Прекрасна традиция семейного чтения по вечерам, выходным. Обсуждение прочитанной книги. Обобщение (развивается чувство слова, развитие речи). Важно помнить воспитателю, что его главная задача – воспитать всесторонне развитую личность.
Приложение
Игры и задания для развития речи у дошкольников
1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель: воспитатель обращает внимание на словарный запас слов детей при общении «продавец – покупатель», на их грамотную и культурную речь. Доброжелательность в общении.
Воспитатель: Ребята, в нашей игре сегодня Вова будет покупатель. А Маша – продавец. Посмотрим, справятся ли они со своими ролями.
Вова: Здравствуйте. Я хочу купить у вас батон хлеба и литровый пакет молока.
Маша (подаёт и улыбается): Пожалуйста. Спасибо вам за покупку. Приходите еще.
В небольшой сценке – игре остальные дети видят и учатся, как важно грамотно, дружелюбно общаться друг с другом и окружающими людьми. Это должно быть нормой.
2. Задание с использованием мяча
Воспитатель показывает детям мяч.
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Мяч.
Воспитатель: Какой он?
Дети: Красный.
Воспитатель: Что он делает? (катит по столу)
Дети: Катится.
Воспитатель: А теперь попробуйте сами полностью сказать предложение.
Дети: Красный мяч катится.
3. Задание «Одень куклу»
На столе лежит кукла и рядом стопка одежды для нее.
Воспитатель: Дети, какой сарафан на кукле цветом?
Дети: Зелёный.
Воспитатель: Давайте оденем её также.
Что значит также?
Дети: Выбрать вещи зелёного цвета.
Воспитатель: Давайте выбирать, называть вслух и надевать на куклу одежду.
4. Задания с кубиками
Воспитатель даёт задание.
- Ребята, давайте построим домик для куклы. Крыша у домика должна быть треугольная и красная. Стены – прямоугольные и синие.
Дети самостоятельно выбирают нужные геометрические фигуры и строят домик.
Воспитатель: А теперь, рядом, постройте домик по своему замыслу для подружки куклы.
Дети самостоятельно работают, после чего в словесной форме объясняют или рассказывают, каким образом они строили свой домик.
5. Игра «Аквариум с рыбками»
Воспитатель: Ребята, нужно как можно больше посадить рыбок в наш большой аквариум. Но дано условие: о каждой выбранной рыбке вы должны сказать несколько слов.
К доске идет Вова, берет ерша.
Воспитатель: Что это за рыбка?
Вова: Это ёрш.
Воспитатель: Что ты знаешь о нём?
Вова: Рыбка маленькая, она речная, колючая.
Дети выбирают по очереди рыбок, называют их и кратко описывают их.
6. Игра с использованием элементов рисования «Перевёртыш»
Воспитатель: Кошка на цепи сидит.
Правильно я сказала?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему? Как вы думаете?
Дети: На цепи может сидеть собака, а не кошка.
Воспитатель: Значит, кого мы будем рисовать?
Дети: Собаку.
Воспитатель: А какой вы её нарисуете?
Дети: Большая, уши навострила, злая и т.д.
Дети самостоятельно рисуют.
Все эти занятия способствуют развитию речи ребёнка; развивают восприятие, мышление, память. Только в игровой форме детям легче получать обширные знания необходимые в дальнейшей жизни.
Рекомендуем посмотреть:
Речевые игры для детей
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы
Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи
Развитие речи у дошкольников через игру
Похожие статьи:
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Этапы развития речи у ребенка
Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет
Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет