Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков.
Автор: Ельчанинова Оксана Александровна, воспитатель
Место работы: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №60" г.Воронеж Работа воспитателя детского сада по овладению правильного произношения звуков.
Цель: формирование артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей 4 – года жизни.
Уже начиная с 4-го года жизни в детском саду, в своей работе уделяю внимание на правильное произношение детьми групп звуков: м (мь), п (пь), б (бь); д (дь), т (ть), н (нь); к (кь), г (гь), х (хь), й; ф (фь), в (вь); с (сь), з(зь), ц. Это в дальнейшем влияет на чёткое и внятное произнесения слов, фраз, предложений. Подбираю чистоговорки, типа:"Зу - зу - зу - зайку моем мы в тазу" (воспроизвести слог -зу-, а звук - з-). Важно не только учить чётко произносить звуки в словах, но и вырабатывать интонационную выразительность. Так, игра "Теремок" позволяет развивать умение правильно пользоваться вопросительной интонацией. Можно загадать загадку: "Сладкая, красная, на грядке растёт. Что это?" (Морковь).
Также хочу далее остановиться на изучении конкретных звуков: М, П, Б.
Для этого использую очень много игровых моментов. Предлагаю детям игрушки, в названии которых есть звуки: м, п, б (мь, пь, бь): машина, Мишка; паровоз, Петрушка; барабан, кубик. Предлагаю детям чётко назвать игрушки. Любят дети отчётливо произносить чистоговорки: "Ом-ом-ом-мы построим новый дом". Любят дети отгадывать загадки, заучивать дома с родителями те, которые особенно им понравились. "Хвост длинен, сама крошка, боится очень кошки" (Мышка). Далее всю группу детей делю на 3 подгруппы и с каждой заучиваем стихи на -М- ("Мой конь), -П- ("Петушок"), -Б- ("Бычок"). Дома они рассказывают своим родителям стихотворение.
При изучении звуков -Т (ТЬ), Д (ДЬ), Н (НЬ), я использую с детьми игру "Помоги одеться Тане". На столе - кукла Таня, одежда для неё: носки, тапочки, платье, ботинки, кофта. Ребёнок одевает куклу, и чётко произносит предметы одежды. Для закрепления произношения слов с -Т, Д, Н - можно предложить ребёнку назвать постельные принадлежности: одеяло, подушка, наволочка, простыня. Далее чётко дети произносят чистоговорки:
Та-та-та - хвост пушистый у кота.
Ду-ду-ду - дети бегают в саду.
Но-но-но - в нашей комнате темно.
При изучении и произношении звуков - К, Г, Х, Й - использовала панно "На лесной опушке, где прикреплены картинки с изображением животных: гусь, утка, курица, бегемот, ёжик, петух. Дети чётко произносят слова. Затем рядом с каждой картинкой прикрепляю на панно новые картинки, и задаю детям вопросы, на которые они отвечают полным, чётким ответом. Например, "Что делает ёжик?" (ёжик несёт на спинке листочек).
При изучении и произношении звуков - Ф, В- показываю картинки: туфли, фартук, шарф, веник, кофта, ведро, совок. Дети смотрят, чётко произносят слова. Затем провожу игру "Поедем в деревню". (Что можно взять в деревню из вещей, если на улице холодно, а нам захочется покататься с горки на санках? - Варежки, валенки, кофту, шарф. А что вы возьмёте на гостинцы бабушке в деревню? - Конфеты, вафли).
Звук -С, СЬ-. Ознакомление начинаю с показа картинок: самолёт, лиса, гусь, собака, автобус. Дети хором, чётко произносят слова. Игра "Чья мама?". Я показываю картинку с изображением ослика, слонёнка, щенка. И задаю вопрос: "Ребята, а кто у этих малышей мама?" И дети отвечают: слониха, ослиха, собака.
Звук -З-. Показываю картинки: коза, корзина, заяц, зебра, обезьяна. Дети чётко произносят эти слова. Усложняю задание: ребята, ответьте на мои вопросы: - Как бегает зайчик? (зайчик бегает быстро), - Что можно положить в корзину? (в корзине лежат яблоки). Повторение за воспитателем чистоговорок:
-Зу-зу-зу- зайку моем мы в тазу.
Звук - Ц-. Показываю детям картинки: курица, яйца, мельница. Дети чётко произносят слова. Показываю картинки, задаю вопросы, дети отвечают на вопросы полным ответом, составляя таким образом самостоятельно предложения.
- К кому бегут цыплята? (цыплята бегут к курочке)
-Что поливает девочка? (девочка поливает цветы).
При изучении, произношении, закреплении знаний детьми 5-летнего и старшего возраста использую материалы, более сложные, соответствующие возрасту детей, задания.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы
Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи
Развитие речи у дошкольников через игру
Технологии критического мышления для развития речи у дошкольников
Похожие статьи:
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Этапы развития речи у ребенка
Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет
Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет