Методическая разработка экскурсии для школьников 4 класса «Растения и животные в городе»
Конспект экскурсии для школьников 4-8 класса «Растения и животные в городе»
Описание: Материал призван помочь в изучении видового состава флоры и фауны городской экосистемы и способствовать воспитанию экологической грамотности учащихся. Методическая разработка экскурсии «Зеленые насаждения и животные в городе» предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей биологии, учащихся 4-8 классов. Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО "Слуцкий ЭБЦУ", г.Слуцк, Республика Беларусь Цель: изучить видовой состав растений и животных в г.Слуцк Задачи:
- научить ребят замечать представителей животного и растительного мира в городской среде;
- воспитать бережное отношение к окружающему миру;
- развить наблюдательность и умение делать выводы. Оборудование: блокноты, ручки, определители растений и животных, бинокли и лупы. Подготовительная работа:
1. Разработка и изучение маршрута экскурсии.
2. Инструктаж по мерам безопасности во время проведения экскурсии.
Вступительное слово педагога
Окружающая среда
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька, небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда! (Л. Фадеева)
Большинство древесно-кустарниковых растений были посажены в городах людьми. Это клены, каштаны, липы и другие. Конечно, все узнают дуб, березу, ель, клен... А трава? Присмотритесь к ней повнимательнее, и вы увидите большое разнообразие видов, которые по незнанию называют одним словом «трава». Это тимофеевка и вероника, клевер и подорожник. Одни зацветают рано весной и цветут до осени. Другие летом отцветают, но их побеги еще долго зеленеют. Есть растения, что зацветают лишь в разгар лета. Человек разбивает клумбы с цветущими растениями, сюда прилетают насекомые-опылители. Здесь «сами собой» появляются сорные растения – марь, мокрица и другие. Пока их не выпололи, они забирают воду и питательные вещества у цветов, их едят беспозвоночные.
Роль растений в городе очень большая. Они очищают среду, в которой мы живем. (накапливая в себе вредные вещества), обогащают воздух кислородом, уменьшают уровень шума и украшают наш мир.
Как это ни странно, в наших городах обитает немало видов животных. Это мухи, бабочки, тараканы, мыши, воробьи, гусеницы, галки, бездомные кошки и собаки. Многие из них приспособились к жизни в городах, рядом с человеком и город стал их домом. Например, воробьи и голуби. Другие появляются здесь в определенный сезон года. Например, свиристели прилетают в населенный пункт зимой. Некоторые животные случайно попадают в города. Например, в 80 годы 20 века в г.Слуцк забрел зубр.
Роль животных тоже важна для экосистемы города. Птицы ловят насекомых-вредителей деревьев, мыши едят наши запасы, пчелы опыляют растения и т.д.
Кто они? Наши друзья, враги или безобидные спутники? У каждого из них своя роль. А для нас важно знать особенности их внешнего вида и образа жизни, позволяющие нам различать и определять их значимость. Тогда мы будем знать, как к ним относиться: защищать и охранять, или бороться с ними.
Изучение жизни обитателей города — увлекательное занятие. Сегодня мы сможем понаблюдать за растениями и животными в нашем городе.
Задания для учащихся
1. Зафиксировать в блокнот все растения и животные встреченные по пути следования.
2. Провести наблюдения за животными.
3. Определить растения.
4. Попытаться определить роль живых организмов в городе.
5. Результаты экскурсии оформить в виде таблиц (Приложение).
Заключительное слово педагога
Ребята значение животных и растений в нашем городе очень большое. Чтобы закрепить знания видового состава городской флоры и фауны, давайте поиграем. Игра «Я пришел и увидел…»
Ребята поочередно говорят фразу «Я пришел и увидел …». Дальше следуют названия животных и растений, которые встречались на экскурсии, а также те которые могут расти или обитать в городской среде. Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)
Скачать Методическая разработка экскурсии «Растения и животные в городе»
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! С удовольствием познакомилась с Вашей методической разработкой! Вы вложили в нее много труда. Экскурсия тщательно продумана. Последовательность этапов логична. Фотоматериал привлекает внимание. Определена не только деятельность педагога, но и учащихся. Школьники не являются пассивными наблюдателями. Это еще одно достоинство данного мероприятия. Примите мой голос. Возьму Вашу разработку на заметку. Успехов!
Добрый вечер!Захотелось написать по поводу еще одной вашей разработки.Мне понравилась универсальность вашей экскурсии. Думаю, что ее сможет организовать для ребят не только учитель биологии, но и просто любой взрослый- любитель природы. Хорошо и то, что вы не приводите перечни встречаемых видов, потому, что они могут быть у всех свои.Спасибо за методику и желание для ребят организовать в городском парке не просто прогулку, а экологическое занятие. Успехов. Обязательно попробую пройти с детьми вашими экскурсионными тропинками.
Оксана Анатольевна! Приятно знакомиться с Вашими разработками. Вами составлен конспект экскурсии, определен возраст учащихся.Это буде хорошим подспорьем для начинающих педагогов. Экскурсия способствует выработке определенных практических умений у учащихся, конкретизации теоретических знаний. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Спасибо за такой полезный материал! Голос!
Оксана Анатольевна!
Чудесную экскурсию вы организовали для учащихся и для нас. Конечно, я понимаю, что это была очень краткая экскурсия, что про каждую остановку на пути можно говорить много и интересно. Хорошо, что вы заставляете детей наблюдать, думать, делать выводы, выполняя задания.
Спасибо,
всего вам доброго,
голос!
Зоя.
Оксана Анатольевна, интересная идея – пойти на экскурсию в город (свой город), чтобы ознакомиться с окружающей средой. Правда, мы часто не замечаем того, что рядом с нами, прекрасных животных и растений, которые ежедневно встречаем. Особенно это важно для детей: вовремя научиться наблюдать окружающий живой мир. Именно тому Вы учите их – не проходить мимо, не замечая, узнать значимость растений и животных для самого человека. Вы подобрали подходящие стихи и фотографии. Задание для детей, оформить в виде таблицы свои наблюдения оригинально и способствует запоминанию материала. С удовольствием голосую!
Здравствуйте Оксана Анатольевна. Очень правильная тема для воспитания любви к родному городу и краю. Дети должны знать, что растет в их городе, кто обитает в нем. Но большей развернутости вашему рассказу не помешало бы. Спасибо. Голос.
Доброе утро, Оксана Анатольевна! С удовольствием познакомилась с методической разработкой "Растения и животные в городе". Через грамотную методику и продуманную организацию экскурсии Вы создаёте условия для воспитания экологической грамотности учащихся, бережного отношения к окружающему миру. Примите мой голос! Удачи в конкурсе!
С удовольствием познакомилась с очередной вашей разработкой ! Вы вложили в нее много труда. Методически всё грамотно и тщательно продумано. Прекрасно, что дети постоянно задействованы. Думаю, что цель была достигнута и задачи все решены...
Примите голос! Удачи вам!
Здравствуйте!
Очень интересная разработка. Может быть полезна не только для педагогов дополнительного образования, но и учителей биологии, географии и начальной школы. Цели и задачи четкие, достигаются благодаря рассказу педагога и практической деятельности детей. Учащиеся учатся узнавать флору и фауну, окружающую их, бережно относиться к природе. Беру в копилку.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Интересная разработка. Мы так мало знаем об окружающей нас среде. Очень важно прививать детям любовь к природе, воспитывать экологическую грамотность.А еще наблюдательность. Успехов! Голос!
Оксана Анатольевна! Очень интересная идея и разработка. Как необычно вы даете понятие, что такое окружающая среда: сразу запоминается. Привлекает внимание и форма занятия, и содержание. В основу урока положена исследовательская деятельность ребят. Наверное, им было очень интересно. Спасибо.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Очень полезная работа проведена Вами на экскурсии в городе. Учащиеся должны не только слушать преподавателя, но и размышлять, исследовать, быть в поиске информации. Это даёт больший результат, нежели классно-урочная деятельность. Оформление разработки продумано и оформлено по правилам: целью, задачами, описанием назначения материала. Прослеживается чёткая структура материала: вступительное слово учителя, практическая часть, заключение. Материал имеет практическую направленность. Оформление таблиц имеет задачу описания конкретного растения или животного, его роли в городе и связи с окружающим миром.
Спасибо! Экскурсии очень важная и увлекательная форма работы с учащимися. Ребятам очень нравится смена занятия в помещении на занятия на улице, природе и т.д.
Оксана Анатольевна, очень интересная летняя тема, можно превратить любую прогулку с детьми, в увлекательное, интересное занятие! Так как я работаю в дошкольном учреждении и дошкольникам были бы интересны игры, конечно в упрощенном варианте. Примите мой голос.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Считаю, что изучение обитателей, живущих рядом с человеком, является важнейшим элементом в знакомстве с окружающей средой. А для школьников важно знать особенности внешнего вида и образа жизни соседствующих обитателей. Дети учатся различать и определять значимость обитателей. Здорово, что обучающиеся будут знать, как относиться к организмам,соседствующими с человеком, научатся защищать и охранять, или бороться с ними. Спасибо за увлекательную экскурсию!
С интересом ознакомилась с представленным Вами материалом экскурсии для учеников четвёртого класса. И эта экскурсия прошла с большой пользой для ребят. На свежем воздухе, наблюдая за многообразием окружающего, дети развивались и познавали видовой состав флоры и фауны своего города. Делали заметки, играли, делились друг с другом своими впечатлениями и мыслями. Здорово! С удовольствием голосую, Оксана Анатольевна!
Оксана Анатольевна,с удовольствием ознакомилась с Вашей публикацией! Вы учите детей видеть окружающую природу,её красоту.Они не только наблюдают, но и размышляют,исследуют,делают выводы.Молодцы! Замечательно! Голос!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо, за увлекательную экскурсию по городу! Грамотно составлен конспект мероприятия, материал подан доступно и интересно для детей. Все поставленные Вами задачи прослеживаются. ГОЛОС! С уважением, Ирина!
Оксана Анатольевна, здравствуйте. Спасибо за приглашение на Вашу экскурсию по городу. Материал несомненно значимый в деле воспитания школьников. Удачи Вам в дальнейших публикациях. Всех благ.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
Благодарю Вас за приглашение ознакомиться с методической разработкой экскурсии «Растения и животные в городе». Такие мероприятия расширяют кругозор ребят, способствуют воспитанию бережного отношения к окружающему миру. С удовольствием голосую и желаю успеха!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Экскурсии - важная часть работы пеагога, подходящего к своей работе творчески, ведь практика в любом деле даёт результаты в сто крат выше сухой теории. Успехов Вам, примите мой голос!
Оксана Анатольевна, ваши разработки как всегда интересны и познавательны! Методическая разработка "Растения и животные в городе" способствует развитию общих знаний и представлений о природе городской флоры и фауны, экскурсия сама по себе интересна новыми открытиями и встречами, ведь иногда случаются непредвиденные гости, как зубр и т.д. Отличный материал!
Хорошая работа!Вы создаёте условия для воспитания экологической грамотности учащихся, бережного отношения к окружающему миру, учите детей наблюдать, думать, делать выводы, выполняя задания.Знания, полученные практическим путем, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память.Голос!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Познакомился с Вашей методической разработкой экскурсии «Растения и животные в городе». Публикация оформлена грамотно. Цели и задачи четкие, достигаются благодаря рассказу педагога и практической деятельности детей.Прослеживается чёткая структура материала: вступительное слово учителя, практическая часть, заключение. Учащиеся учатся узнавать флору и фауну, окружающую их, бережно относиться к природе.
Успехов! Примите мой голос.