1. Определить тему и цель экскурсии.
2. Ознакомиться с литературой по теме, составить предварительный план-маршрут (указать основные разделы экскурсии, объекты наблюдения, методы проведения экскурсии, последовательность проведения работы).
3. Предварительная экскурсия учителя по маршруту (знакомство с местностью, уточнение маршрута, намечаются последовательность и методика проведения отдельных частей экскурсии, устанавливаются места для самостоятельной работы и отдыха учащихся).
Схема составления плана-маршрута экскурсии
Логические |
Методические |
Маршрут (указание места) |
Объекты |
|
|
|
|
4. Подготовка необходимого оборудования и материалов для выполнения работ на экскурсии и обработки результатов.
5. Подготовка учащихся: сообщение темы, задачи и маршрута экскурсии; рекомендуемая литература.
Учащиеся разбиваются на звенья, учитель назначает старшего, ответственного за выполнение задания и за инвентарь.
6. Для развития наблюдательности учащихся полезно разработать вспомогательные таблицы, заполняя которые учащиеся фиксировали бы свое внимание на существенных признаках (см. ниже образец).
Признаки растения |
На открытом месте |
В тени |
Длина цветоноса (в см) |
|
|
Длина листьев (в см) |
|
|
Окраска листьев |
|
|
Расположение |
|
|
Изрезанность |
|
|
Фаза развития растения |
|
|
7. Все наблюдения должны датироваться. Учащихся необходимо предупредить о продолжительности экскурсии, указать, как нужно одеться, что взять с собой и т. д.
1. Вводная беседа - включает рассмотрение следующих (примерных) вопросов:
- отличительные особенности времени года, погоды;
- состояние растительности;
- характеристика местности.
Если вводная беседа проводится на месте проведения экскурсии, учитель показывает приемы сбора растений или их частей.
2. Основная часть экскурсии - работа экскурсантов под наблюдением руководителя. Эта работа складывается из двух моментов: 1) наблюдения и их запись, 2) сбор растений.
Работа проводится по звеньям, учитель переходит от звена к звену, дает задания, исправляет ошибки, помогает учащимся разобраться в материале.
3. Подведение итогов.
Когда все звенья справились с заданием, начинается предварительное подведение итогов экскурсии на основании самостоятельной работы учащихся. Учитель дает общий обзор работы звеньев, учащиеся демонстрируют товарищам собранные растения, сообщают данные наблюдений.
Задача учителя - подвести учащихся к нужным выводам и сообщениям.
Включает в себя кружковые и индивидуальные задания по сушке, монтировке, описанию и определению растения. Затем следует составление гербария, коллекции, организация тематической выставки, подготовка доклада.
Итоги экскурсии можно подводить на конференции, на которой демонстрируются изготовленные пособия и делаются сообщения по материалам наблюдений с привлечением литературы по данной теме.
Правила гербаризации растений:
1. Собирать растения для гербария нужно только такие, которые типичны для данного вида; они должны быть среднего размера, без повреждений болезнями и вредителями, нормального развития. Наилучшая фаза развития растения для сбора - фаза цветения.
2. Растения должны быть собраны достаточно полно, со всеми органами, включая отмершие прошлогодние листья и глубоко идущие корни.
3. Растения должны быть собраны в количестве нескольких экземпляров. Дополнительно следует собрать отдельные цветки или верхушки цветущих растений, плоды и семена.
4. Если растение цветет, до появления типичных листьев (мать-и-мачеха, орешник) нужно производить повторные сборы.
5. У двудомных растений (ива, осина) необходимо собирать мужские и женские экземпляры или их ветки.
6. Наилучшее время сбора - сухая, ясная погода.
7. При сборе растений в гербарный лист необходимо вложить составленную на месте этикетку:
• номер растения;
• название растения (русское и латинское);
• название семейства;
• местонахождение (географический пункт);
• местообитание (конкретное место, где найдено растение с характерными экологическими условиями);
• дата сбора;
• фамилия собравшего.
Правила сушки растений:
1. Сушка должна производиться как можно быстро. Для этого собранное растение в день сбора следует переложить в сушильный пресс и вывесить его в хорошо проветриваемое помещение.
2. Перед закладкой растений в пресс их необходимо расправить, придав им естественное положение.
3. Закладывая в пресс сушильные рубашки с растениями, их необходимо чередовать с сушильными тетрадями, ватными матрасиками, или просто со сложенным вдвое листом газетной бумаги. Прокладку следует менять 2 раза в сутки.
4. При отсутствии специального пресса сушку можно производить в папке. При этом растение и прокладку закладывают как в пресс, папка кладется на пол, а на нее накладывается груз 15- 20 кг.
5. Сушильные части растений (плоды, луковицы) закладываются в вату.
6. Нежные цветки также лучше сушить в вате или в фильтровальной бумаге.
7. При засушивании сочных, мясистых растений их предварительно нужно обдать кипятком, иначе будут плохо сохнуть.
8. Ветки хвойных деревьев перед сушкой нужно опустить на несколько минут в жидкий столярный клей или обварить кипятком, чтобы после высыхания хвоя не осыпалась.
Конспект экскурсии в мае для 1-2 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!