Методика подготовки и проведения экскурсии по изучению окружающего мира

Методика подготовки и проведения экскурсии

I. Методика подготовки экскурсии.

1. Определить тему и цель экскурсии.

2. Ознакомиться с литературой по теме, составить предварительный план-маршрут (указать основные разделы экскурсии, объекты наблюдения, методы проведения экскурсии, последовательность проведения работы).

3. Предварительная экскурсия учителя по маршруту (знакомство с местностью, уточнение маршрута, намечаются последовательность и методика проведения отдельных частей экскурсии, устанавливаются места для самостоятельной работы и отдыха учащихся).

Схема составления плана-маршрута экскурсии

Логические части экскурсии

Методические приемы

Маршрут (указание места)

Объекты

 

 

 

 

4. Подготовка необходимого оборудования и материалов для выполнения работ на экскурсии и обработки результатов.

5. Подготовка учащихся: сообщение темы, задачи и маршрута экскурсии; рекомендуемая литература.

Учащиеся разбиваются на звенья, учитель назначает старшего, ответственного за выполнение задания и за инвентарь.

6. Для развития наблюдательности учащихся полезно разработать вспомогательные таблицы, заполняя которые учащиеся фиксировали бы свое внимание на существенных признаках (см. ниже образец).

Признаки растения

На открытом месте

В тени

Длина цветоноса (в см)

 

 

Длина листьев (в см)

 

 

Окраска листьев

 

 

Расположение листьев

 

 

Изрезанность листьев

 

 

Фаза развития растения

 

 

7. Все наблюдения должны датироваться. Учащихся необходимо предупредить о продолжительности экскурсии, указать, как нужно одеться, что взять с собой и т. д.

II. Методика проведения экскурсии.

1. Вводная беседа - включает рассмотрение следующих (примерных) вопросов:

- отличительные особенности времени года, погоды;

- состояние растительности;

- характеристика местности.

Если вводная беседа проводится на месте проведения экскурсии, учитель показывает приемы сбора растений или их частей.

2. Основная часть экскурсии - работа экскурсантов под наблюдением руководителя. Эта работа складывается из двух моментов: 1) наблюдения и их запись, 2) сбор растений.

Работа проводится по звеньям, учитель переходит от звена к звену, дает задания, исправляет ошибки, помогает учащимся разобраться в материале.

3. Подведение итогов.

Когда все звенья справились с заданием, начинается предварительное подведение итогов экскурсии на основании самостоятельной работы учащихся. Учитель дает общий обзор работы звеньев, учащиеся демонстрируют товарищам собранные растения, сообщают данные наблюдений.

Задача учителя - подвести учащихся к нужным выводам и сообщениям.

III. Обработка материалов экскурсии.

Включает в себя кружковые и индивидуальные задания по сушке, монтировке, описанию и определению растения. Затем следует составление гербария, коллекции, организация тематической выставки, подготовка доклада.

Итоги экскурсии можно подводить на конференции, на которой демонстрируются изготовленные пособия и делаются сообщения по материалам наблюдений с привлечением литературы по данной теме.

Правила гербаризации растений:

1. Собирать растения для гербария нужно только такие, которые типичны для данного вида; они должны быть среднего размера, без повреждений болезнями и вредителями, нормального развития. Наилучшая фаза развития растения для сбора - фаза цветения.

2. Растения должны быть собраны достаточно полно, со всеми органами, включая отмершие прошлогодние листья и глубоко идущие корни.

3. Растения должны быть собраны в количестве нескольких экземпляров. Дополнительно следует собрать отдельные цветки или верхушки цветущих растений, плоды и семена.

4. Если растение цветет, до появления типичных листьев (мать-и-мачеха, орешник) нужно производить повторные сборы.

5. У двудомных растений (ива, осина) необходимо собирать мужские и женские экземпляры или их ветки.

6. Наилучшее время сбора - сухая, ясная погода.

7. При сборе растений в гербарный лист необходимо вложить составленную на месте этикетку:

• номер растения;

• название растения (русское и латинское);

• название семейства;

• местонахождение (географический пункт);

• местообитание (конкретное место, где найдено растение с характерными экологическими условиями);

• дата сбора;

• фамилия собравшего.

Правила сушки растений:

1. Сушка должна производиться как можно быстро. Для этого собранное растение в день сбора следует переложить в сушильный пресс и вывесить его в хорошо проветриваемое помещение.

2. Перед закладкой растений в пресс их необходимо расправить, придав им естественное положение.

3. Закладывая в пресс сушильные рубашки с растениями, их необходимо чередовать с сушильными тетрадями, ватными матрасиками, или просто со сложенным вдвое листом газетной бумаги. Прокладку следует менять 2 раза в сутки.

4. При отсутствии специального пресса сушку можно производить в папке. При этом растение и прокладку закладывают как в пресс, папка кладется на пол, а на нее накладывается груз 15- 20 кг.

5. Сушильные части растений (плоды, луковицы) закладываются в вату.

6. Нежные цветки также лучше сушить в вате или в фильтровальной бумаге.

7. При засушивании сочных, мясистых растений их предварительно нужно обдать кипятком, иначе будут плохо сохнуть.

8. Ветки хвойных деревьев перед сушкой нужно опустить на несколько минут в жидкий столярный клей или обварить кипятком, чтобы после высыхания хвоя не осыпалась.

Рекомендуем посмотреть:

Экскурсия с учащимися 1-2 класса в районную библиотеку

Экскурсия с младшими школьниками в осенний парк

Конспект экскурсии в мае для 1-2 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!