Круглый стол «Пивной фронт: за кем победа?»
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Описание: Материал предназначен для организации работы с учащимися по формированию у них желания вести здоровый образ жизни и воспитанию негативного отношения к алкоголю. Публикация представляет интерес для учителей школ и педагогов дополнительного образования.
Цель: формирование у учащихся осознанного негативного отношения к алкоголю.
Задачи:
- формировать желание вести здоровый образ жизни;
- развить творческие и коммуникативные способности;
- воспитать отрицательное отношение к пиву.
Возраст учащихся: 5-8 класс.
Материалы и оборудование: плакаты «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с кружки пива», «500 мл пива – 50 мл водки», «Пивной фронт: за кем победа?», жетоны, цветные карандаши, ручки, бумага, анкеты «Что вы знаете о пиве?», надписи «Здоровье – дороже всего», «В жизни надо все попробовать».
Предварительная подготовка: оформление доски плакатами и надписями, участникам рекомендуется опросить знакомых о пользе и вреде пива, а также подготовить сообщения о проблеме пивного алкоголизма.
Ход мероприятия
Слово педагога.
Сегодня мы собрались с вами, чтобы помочь правильно поступить одному хорошему человеку. Назовем его «Мистер Икс».
Вот его история.
Мистер Икс: «Однажды поздно вечером я возвращался из кино домой. В темном переулке меня догнала компания старших ребят. Они начали приставать ко мне с требованием денег. Один из них ударил меня и я упал. К счастью на помощь ко мне пришел незнакомец, который быстро разогнал хулиганов. Я поблагодарил незнакомца. Мы стали с ним общаться и вскоре подружились. Как-то он познакомил меня на улице со своими друзьями. Один из них достал из сумки банку пива и стал протягивать каждому по очереди, в том числе и мне. Пиво вредно для здоровья, но в тоже время я не хочу потерять друга, который выручил меня в трудную минуту. Как мне поступить?»
Для того, чтобы помочь «Мистеру Иксу» правильно поступить, мы собрались за круглым столом.
Выступление учащихся «История круглого стола»
Возникновение термина.
Круглый стол — общество, конференция или собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Используется в двух смыслах — как свободная конференция разнородных участников для непосредственного обсуждения определённых проблем (в частности, конфликтов) и — реже — как закрытое общество избранных, принимающее в кулуарах важные решения.
Понятие Круглого стола ввёл англо-нормандский поэт Уэйс около 1150 года в своих историях о короле Артуре. В это время в Европе процветало местничество — правила и нормы, разработанные в ходе формирования сословий, которые определяли ранг семьи (прежде всего, знатной) и её отдельных членов, их взаимоотношения с другими семьями при назначении на воинскую службу, административную должность, участии в официальных торжествах. Формальным выражением знатности в этой системе являлось право находиться (сидеть) как можно ближе к суверену, отсюда и происходит русское название этого явления. Среди феодалов частыми были споры о месте, приводившие к тяжёлым конфликтам, вплоть до вооружённых.
Согласно легенде, король Артур ввёл именно круглый стол для того, чтобы участники пиршеств не спорили друг с другом о лучшем месте и чувствовали себя равноправными. При этом сам король не садился за Круглый стол.
Позже истории о короле Артуре стали распространяться в фольклоре и европейской (английской, французской, немецкой) литературе, Круглый стол стал одним из основных атрибутов этих историй. Количество рыцарей Круглого стола не было ограничено — во французских текстах XIII века упоминается 150, 240 и 366, а в поэме Лайамона «Брут» указано 1600 рыцарей.
В более позднее время было принято уже подчёркивать избранность и ограничивать количество рыцарей: Джон Драйтон описывал 12 рыцарей, Вальтер Скотт — 16 рыцарей, безупречных в рыцарском этикете. Никаких единых и последовательных правил или принципов, по которому формировалось членство клуба Круглого стола, в средневековой литературе не указано. Говорится только о том, что за Круглым столом заседали самые лучшие или самые важные рыцари.
Современное значение «круглый стол»
В современном значении выражение «круглый стол» употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется тем, что: все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов; все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения. Цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;
Данная модель обсуждения, основываясь на соглашениях, в качестве итогов даёт результаты, которые, в свою очередь, являются новыми соглашениями. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.
Педагог:
Пиво на сегодняшний день - это наиболее популярный напиток, который предоставлен потребителю большим ассортиментом различных сортов. Изобилие рекламы привило любовь к нему людей всего мира. Неудивительно, ведь это древнейший напиток. Его рецепты глубоко уходят корнями в далекие часы. На протяжении веков вокруг хмельного продукта много споров. Любители напитка приводят многочисленные доводы, подтверждающие, что людям, употребляющим пиво, польза приносится колоссальная. Но есть и другая сторона, прямо заявляющая о наносимом вреде для организма. Что мы знаем о пиве?
Давайте Все заполним анкету «Что вы знаете о пиве?»
Участники круглого стола заполняют анкету.
Педагог:
Что же таит в себе кружечка пенного напитка?
Пришло время поделиться знаниями о пользе и вреде пива. Пусть каждый, поочередно, поделится информацией о пиве.
Примерные выступления участников круглого стола.
1. Уже давно установлено, что пиво ускоряет обмен веществ в организме и способствует омолаживанию клеток. Геронтологи считают, что 1-2 кружки пива в день замедляют процесс старения организма.
2. Различные кремы и маски, сделанные на основе пива, способствуют разглаживанию морщин. Один из наилучших эффектов дает желтковая маска: яичный желток взбивается в пиве и на некоторое время становиться на лицо. Пивной пар также очень полезен для кожи: он делает её шелковистой.
3. Хорошо пиво использовать как ополаскиватель и средство для укладки волос. Волосы приобретают здоровый блеск, эластичность, замедляется их выпадение. Пивные шампуни дают такой же эффект, как и шампуни с кондиционером.
4. Пиво – не лучшее средство для утоления жажды. Есть данные, что в нем обнаружены микродозы конопли, ядовитые моноамины и даже трупный яд – кадаверин. Недобросовестные производители пива добавляют в него соединения кобальта, чтобы добиться высокой пены. Этот металл вымывает из наших клеток жизненно необходимый кальций.
5. Минеральные вещества и углекислота, содержащиеся в пиве способствуют поступлению в кровь жидкости. Это увеличивает нагрузку на почки, ведет к большой потере натрия и хлора. Так нарушается естественный баланс ионов и происходит деминерализация. По данным ученых США, пиво может стать причиной рака в нижних отделах мочевыводящих путей. В результате всасывания пива в кровь со временем может развиваться варикозное расширение вен.
6. Пивной алкоголизм негативно влияет на сосуды и клетки головного мозга: человек, грубо говоря, начинает постепенно глупеть. Содержащиеся в пиве растительные аналоги половых гормонов (фитоэстрагоны) изменяют внешний вид: мальчики начинают толстеть, у них увеличиваются молочные железы, округляются бедра, появляется животик. Девочки, употребляющие пиво, могут заболеть раком грудной железы.
7. Пол-литра пива равноценны 40-50 граммам водки. Не ощущая быстрого опьянения, подростки испытывают иллюзию безопасности. Поэтому за одной банкой пива следует другая. … Так возникает потребность, а затем зависимость.
8. Данный напиток – продукт брожения. Иными словами, происходит распад молекул всех питательных веществ. Очень плачевны результаты такого процесса. Ведь одна банка пива привносит в организм альдегиды, сивушные масла, метанол и эфир. Неприятно то, что пивной алкоголизм почти в 5 раз стремительнее развивается, чем водочный. Зависимость возникает очень незаметно. Большинство людей не успевают даже осознать проблему, как попадают в сети хмеля. Остановить себя уже порой становится невозможно.
9. Естественно, содержание витаминов, минералов, макроэлементов в пиве невозможно отрицать. Однако всеми этими компонентами богаты и гречка, и капуста, и большинство продуктов питания. При этом они полностью лишены алкоголя. Кстати, во время приготовления хмельного напитка концентрация витаминов снижается. Поэтому при желании насытить организм суточной нормой витамина В1 нужно выпить не один литр пива, а десять.
10. Систематическое употребление напитка приводит к утолщению сердечной мышцы. Значительно расширяются полости сердца. Это вызывает развитие некрозов, уменьшение числа митохондрий. Иными словами, сердце начинает выходить из строя, хуже качает кровь, сильно перенасыщая сосуды. Как результат возникает одышка, варикоз, повышается риск инфарктов.
11. Пиво не очищает организм. При этом оно «вымывает» жиры, белки, большинство необходимых микроэлементов. Человек, как правило, лишается калия, витамина С, магния. Иногда такой процесс может обернуться серьезной проблемой. Недостаток калия приводит к срывам сердечного ритма, повышению сухости кожи, необъяснимой слабости и сильным судорогам в ногах.
Слово педагога:
Мы рассмотрели как плюсы, так и минусы употребления пива. Пришло время выразить свое отношение по поводу употребления пива.
Для этого пусть каждый возьмет жетон и поместит его под той надписью, которая ему ближе.
Надписи: «В жизни надо все попробовать», «Здоровье – прежде всего»
Участники круглого стола размещаю жетоны согласно своим убеждениям.
Слово педагога:
Теперь пришло время дать совет «Мистеру Иксу». Послушайте еще раз его историю и поочередно выскажите свое мнение, как ему поступить.
Высказывания участников.
Слово педагога:
А сейчас я предлагаю Всем заполнить анкету «Что вы знаете о пиве?» еще раз и затем сравнить её с тем, что Вы писали в начале круглого стола.
Участники заполняют анкету и сравнивают её с первым вариантом.
Педагог:
Многие подростки полагают, что пиво не вредно для организма, ведь многие сорта считаются безалкогольными и в составе нельзя обнаружить вредных химических веществ, а также встречается пиво для слежения за весом. Ну, разве может настоящее пиво стать источником идеального веса, ведь в нем используются: солод, хмель, пивные дрожжи, сахар и т.д. Пиво вредно для здоровья подростков и этот факт ежедневно подтверждают врачи со всего мира.
Ситуации, при которых Вам могут предложить попробовать пиво, могут быть различны. Поэтому я Вам хочу пожелать, если в Вашей жизни такое случиться, чтобы Вы были готовы сказать твердое «НЕТ».
Источники
1. А.А. Костик «Пивной фронт: за кем победа?» (газета «Последний звонок», 2007, №10)
2. Журналы «Здаровы лад жыцця», 2010-2017гг.
Рекомендуем посмотреть:
Театрализованное представление для школьников 5-8 классов на тему: ЗОЖ
Классный час: Готов к труду и обороне
Сценарий классного часа для 7 класса: Здоровый образный жизни
Конспект внеклассного занятия по профилактике здорового образа жизни, 7 класс
Похожие статьи:
Классный час «Здоровое питание», 7-9 класс
Викторина на тему ЗОЖ с ответами, 7 класс
Беседа в 7 классе на тему «Здоровый образ жизни»
Мероприятие на тему ЗОЖ, 5-6 класс