Конспект экологической беседы для школьников 2-5 классов «Добрый хищник - волк»
Описание: Целью экологической беседы является познакомить ребят с очень важным в экосистеме зверем – волком. Публикация представляет интерес для учащихся школ, педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы и биологии, классных руководителей, педагогов-организаторов, воспитателей дошкольных учреждений и всех любителей природы.
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Цель: знакомство учащихся с ролью волка в природе и необходимостью бережного отношения к нему.
Задачи:
– способствовать изучению роли волка в природе;
– способствовать развитию экологического мышления и творческих способностей;
– способствовать воспитанию ответственного отношения к природе;
Форма организации мероприятия: беседа
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Материально-техническое обеспечение мероприятия: доска, мел, листы бумаги (А-4, А-3), краски, цветные карандаши, фломастеры, иллюстрации волка.
Участники: учащиеся учреждений образования 2-5 классов.
Продолжительность мероприятия: 1 час
Содержание:
Волчонок
В лесу, где старые дубы,
Где сказка обитает,
Под тенью молодой листвы,
Волчонок отдыхает.
Он целый день провел в бегах,
Гонялся за зайчонком,
На барсука навел он страх,
И испугал бельчонка.
Устал ужасно и прилег
Пусть отдыхают лапы!
«Он должен бегать,
он же — волк»
Сказал ему так папа!
С. Антонюк
Педагог:
О волчьем мехе все русские народные сказки говорят: «серый». А ещё говорят «Волк, что призрак, он серая тень тёмных лесов, седоватых пластов, предрассветных туманов». А зачем волку серая окраска?
Учащиеся:
Волк охотиться в сумерках и его серая окраска мало заметна на фоне растительного покрова.
Педагог:
Линяют волки 2 раза в год. Какой мех более теплый зимний или летний?
Учащиеся:
Зимний.
Педагог:
Волки в основном питаются - дикими копытными и домашними животными.
А вот подрастающие волчата старательно ловят и охотно поедают различных насекомых, прежде всего жуков.
В лесах Беларуси волк охотится на лося, кабана, косулю.
За сутки волк съедает 4-6 кг мяса, но желудок может вместить до 9 кг пищи. Если волков кормить каждый день, то они съедают 2 кг мяса.
Однако после недельного голодания эти же звери способны съесть 8 кг мяса за один приём. После предельного насыщения волки отлёживаются 2-3 дня. В эти дни они малоподвижны, стараются уйти в укромное место, много спят.
А как вы думаете, едят ли волки растения?
Учащиеся:
Да, едят травы и ягоды.
Педагог:
Поверите ли вы, что волк может бежать со скоростью 60 км в час.
Учащиеся:
Да.
Педагог:
В феврале 1979 года было засвидетельствовано, что на скорости 60-65 км в час волк, преследуемый автомашиной, пробежал 2 км. Затем, соскочив с дороги, он прошёл всего 40 м и, судя по подтаявшей в лесу лёжке, долго отлёживался.
Широко известные осторожность, смелость и понятливость волков – результат хорошо развитых у них органов чувств – слух, зрения, обоняния.
Зрение у волка отличное. Он умеет отличать по одежде и экипировке охотника от не охотника. Отсюда следует также, что волки довольно умные и наблюдательные животные.
Принципы охоты волка очень разнообразны. В зимнее время волки охотятся коллективно на крупных копытных животных. Такой вид охоты они применяют именно зимой. По снежному покрову хищник передвигается с легкостью, а вот копытным животным снег значительно затрудняет возможность убежать.
Любопытно, что коллективная охота волков предусматривает распределение обязанностей.
Как вы думаете, как происходит распределение?
Учащиеся:
Часть стаи участвует в погоне за добычей, а другая перерезает путь добычи.
Педагог:
На охоте нос волка – главный советчик. Именно с помощью острого обоняния волки могут преследовать жертву по следам.
Волк охотится почти бесшумно. Один из охотничьих приемов – это прекратить преследование, давая добыче уйти далеко вперед. Когда жертва снижает скорость, волк нападает вновь.
Волки очень хорошо ориентируются на местности. Многие стаи используют одни и те же участки территории для загона жертвы в тупик.
Летом стая разделяется, и хищники живут одиночно или небольшими группами. В летнее время чаще всего волк питается зайцами. Охотясь на грызунов, волк прыгает на добычу, придавливает ее лапой и съедает.
Но даже при всех расчетливых ходах и ловких маневрах в охоте, заканчивается она не всегда удачно.
А сейчас давайте составим список животных и растений, которые годятся волку в пищу.
Учащиеся:
Лось, олень, косуля, кабан, заяц, мышевидные грызуны, черника, брусника, земляника и т.д.
Педагог:
Пользу или вред наносят волки природе?
Учащиеся:
Большую пользу.
Педагог:
Перечислите пользу волка в природе
Учащиеся:
Волк ест ослабленных и больных животных.
Волк «убирает» падаль в лесу.
Волк «контролирует» численность копытных, и этим сохраняет многие растения, которыми те питаются.
Педагог:
Многие считают волка злым и даже свирепым.
Давайте разобьёмся на пары и покажем друг другу сердитого волка.
(нахмурить брови, наморщить нос, оскалить зубы, посмотреть злым взглядом, подышать так, как дышал бы этот рассерженный волк и т. д.)
Педагог:
А сейчас давайте нарисуем доброго волка.
Учащиеся рисуют волка.
Педагог:
Покажите свои рисунки друг другу. Я предлагаю сказать по одному доброму слову волку.
Например: "Волк ты самый полезный зверь"
Учащиеся:
Добрый, ласковый, смелый, находчивый и т.д.
Педагог:
И в заключение нашей беседы послушайте стихотворение о волке.
* * *
Серый, грозный с виду, волк
Не такой ужасный,
Он бывает одинок,
И совсем не страшный!
Ночью воет на луну,
От тоски по дружбе,
Потому, что и ему
Тоже кто-то нужен.
Но ему никто не верит,
От лисы и до зайчат,
Сторонятся волка звери,
И дружить с ним не хотят!
С. Антонюк
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное занятие в начальной школе. Образ животного в народном декоративном творчестве
Беседа о творчестве художников-анималистов в начальной школе
Беседа по экологии для младших школьников 7-10 лет. Редкая птица - удод
Виртуальная экскурсия для школьников 5-9 класса «Волк в Беловежской пуще»
Похожие статьи:
Житков «Про волка»
Экологическая беседа для младших школьников о насекомых
Познавательная беседа в начальной школе. Вода и её свойства
Игра «Поле чудес» для начальной школы, 3-4 класс. Подводный мир