Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Беседа по экологии для младших школьников 7-10 лет. Редкая птица - удод

План-конспект беседы для учащихся флористической студии «Фитодизайн».
Тема: «Редкая птица—удод»
Цель: формирование устойчивого интереса и уважительного отношения к природе родного края
Задачи:
--познакомить учащихся с одной из редких и уникальных птиц Крыма-удодом;
-- воспитывать уважительное отношение ко всему живому;
-- пробудить неподдельный интерес к природе и этнографии Крымского полуострова;
-- активизировать познавательную деятельность детей, стремление к конкурсной деятельности как способу творческого самовыражения;
-- развивать эстетический вкус, художественные способности, память;
-- поощрять умение креативно мыслить, творчески решать поставленные задачи.
Тип занятия: сообщения новых знаний.
Вид проведения занятия: коллективное.
Форма: беседа.
Метод организации занятия: объяснительно-иллюстративный метод, словесный метод (беседа и лекция).
Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций.
Оборудование и используемые материалы: лептоп, конспект лекции.
Методический и дидактический материалы: декоративные панно учащихся, фотоматериалы, образец работы из природных и декоративных материалов.
Описание мероприятия:
Мероприятие приурочено к началу отборочных региональных туров всероссийского конкурса «Птица года» и посвящено одной из самых интересных птиц Крыма-- удоду. Воспитательное мероприятие (беседа) затрагивает тему экологического и творческого воспитания учащихся. Дети не просто знакомятся с редкой и охраняемой птицей, но формируют свое активное отношение к природе как граждане своей страны и как творцы. В беседу включены тематические стихотворения и легенды, а также демонстрация примеров творческих работ детей-участников конкурса и фото материалов по теме из интернет-источников. Время проведения 20-30 минут. Воспитательное мероприятие может быть проведено вместе с родителями в свободное время. Либо планируется в начале занятия (урока). Беседа рассчитана на детей от 7 лет и старше. Но может быть скорректирована для учащихся старшей группы детского сада.
Ожидаемые результаты:
- высокий уровень сплоченности коллектива;
- повышение уровня экологической культуры;
- активизация интереса к творческим занятиям;
- активное участие детей в выставках, конкурсах;
Предварительная подготовка:
Для преподавателя. Подготовить конспект беседы. Собрать фотоматериалы и образцы работ.
Оформление мероприятия: помещение оформлено рисунками, композициями, учащиеся располагаются за круглым столом.
План мероприятия:
1.Организационный момент.
2.Основная часть.
3.Заключительная часть. Подведение итогов.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Приветствие. Организация группы. Техника безопасности во время нахождения в здании ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» и кабинете студии «Фитодизайн».
2. Основная часть.
Здравствуйте, мои хорошие. Сегодня мы поговорим об одной редкой птице нашего края, об удоде. Что вы знаете о ней, встречали ее когда-нибудь? По вашим лицам вижу, что нет. И слышали, пожалуй, вы только ее народное название – опук. Да и как ее встретишь. Удод—не сорока и не синичка, как воробей по кустам ежевики не скачет; увидеть его– большая удача и невероятное везение. А птица эта красивая, яркая и очень-очень скрытная.
Посмотрите, какие они красавцы.



Удода точно ни с кем не перепутать. И встретив его впервые, по незнанию можно решить, что какая-то редкая заморская птица случайно забрела –залетела в наши края. Но нет. Все удоды, а они разные и живут практически во всех странах мира, такие. Причем удивительные черно-белые крылья и расчудесный хохолок есть и у мальчиков удодов и у девочек. Да, если вспомнить того же павлина, фазана и массу других птиц, то птицы-мамы серые и неприметные, а вот папы-красавцы и франты. Удод же, как сорока или попугай: зимой и летом оба родителя одним цветом—рыже-черно-белые. И зачем такое яркое оперение, спросите вы. А вот почему. Удоды живут в степях, лугах, старых садах, возле полян, в скалах, где немного травы, есть камни и сухие деревья. Очень им нравятся деревья с дуплами, расщелины и заброшенные норы. И это только нам он кажется ярким, а вот другим животным нет, и на фоне коры сухих деревьев, камней, рыжей степной травы опук сливается с пейзажем. Но если удод распластает крылья, распушит хвост, грозно расправит хохолок, то никакой мелкий хищник не выдержит такого устрашающего зрелища и позорно сбежит.
Вот, смотрите, удод готовится к атаке.

Будь вы какой-нибудь степной мелкой лисичкой, разве смогли бы спокойно стоять рядом. Конечно, убежали бы. А когда это «чудовище» еще и закричит... А кричат удоды резко и пренеприятно.
Откуда взялось название птицы. Как раз из его крика. Удоды совсем не певчие птицы. Его «песня»-- это гулкое и очень громкое «уп-уп-уп» или «уд-уд-уд». Иногда слышится что-то вроде «опук-опук» или «худо мне- худо мне». Вот и понятно, откуда такое название. Но это еще не все. Удода часто называют «скунсом» или просто «вонючкой». Как некрасиво, но… справедливо. Оказывается, когда мама-удод высиживает яйца и потом ухаживает за маленькими птенчиками, у всего семейства удодов выделяется очень неприятно пахнущая жидкость. И любой непрошеный гость будет опрыскан с ног до головы этой вонючей субстанцией. И если маму с детками часто беспокоить, то запах гнилых продуктов будет чувствоваться на несколько десятков метров вокруг. А вот самим удодам этот запах не помешает спокойно кушать, пищать, расти и спать. Кстати, все прожорливое семейство кормит заботливый и отважный папа.

И еще занимательный факт, о котором, я, например, не знала. Маленькие птенчики пяти-шести дней от роду умеют шипеть, как змеи. Вместе с непередаваемым ароматом, наверное, сногсшибательное сочетание.
И все же удоды, несмотря на умение хорошо прятаться и защищаться, любят уединение. Их главная защита – скрытность. Удоды уходят из тех мест, где шумно, где постоянное движение, строительство. Им нужна тишина.
За свою жизнь я трижды встречала удодов, и всегда это были места глухие даже для Крыма. Помню, в детстве столкнулась с одной птицей на Чатырдаге. Не знаю, кто испугался больше, кажется я: аж присела тогда на землю. А удод сделал круг над поляной и исчез в скалах. Второй раз видела охоту удодов в заброшенном дачном массиве под Севастополем. И самое яркое воспоминание— драка удодов под Коктебелем. Вот тогда смогла долго подглядывать за ними. Птицы так увлеклись выяснением отношений, что нас, зрителей просто не замечали. И скажу я вам, дерутся они жестко, перья летели во все стороны вперемешку с травой и землей. Дерутся они весной, как все животные, за территорию, за дупло. Но это была летняя драка. Что-то они не поделили.
Вы уже слышали , что удод признан птицей 2016 года. Кто-то даже участвовал в школьных конкурсах и акциях, посвященных этому событию. Но что же такого важного в этой птице. К сожалению, удоды, такие красивые и нужные, исчезают. Их становится все меньше и меньше. Кто как думает, почему?
Учащиеся отвечают, что раз удоды любят уединение, то и уходят из мест, где появляется человек.
Увы, это верно. Там, где начинается строительство, где организуются пляжи, где начинают что-то выращивать уже не остается места удоду. Хотя людей он собственно не боится, залетает и в сады, и к домам подлетает, и на свалку может заглянуть в поисках еды. Просто не любит суеты и шума. А польза от удода огромная. Птицы эти весьма прожорливые, особенно птенчики. Кушать требуют весь день. И любят удоды всех сельскохозяйственных вредителей: саранчу, сверчков, кузнечиков, шелкопрядов… Последние вообще бедствие. Наверное, видели, как иногда тучи серых крупных бабочек летают летом. Но до этого весной гусеницы шелкопряда начисто объедают деревья, и те стоят голые, без единого листочка. И слышится треск— гусеницы без остановки жуют. Вот этих убийц листвы и поедают удоды за милую душу. Как и многих других. Без подобных хранителей полей, лесов и огородов не будет у нас ни урожая, ни красивых цветов, ни раскидистых деревьев. И мы должны ценить наших крымских удодов, уважать их, быть благодарными за их красоту и ежедневный незаметный труд. Именно мы, люди, должны бережно относиться ко всему живому. Что нам не нужно делать, как думаете?
Учащиеся отвечают, что нельзя рвать понапрасну цветы, рубить деревья, пугать птичек, разорять птичьи гнезда, а надо заботиться о животных, лечить их, если заболели и помогать братьям нашим меньшим.
Все правильно. Помните об этом всегда. Вы уже достаточно взрослые и понимаете, как важно сохранять каждую, самую малую, частичку нашего прекрасного полуострова. Ведь люди не всегда хорошо относились к разным животным и птицам. И многие из них навсегда потеряны для нас. Печальна судьба нелетающего островного удода, его истребили 400 лет назад. Да и на протяжении истории удоду не всегда везло.
В Древнем Египте удодов почитали и считали священными, и изображали на стенах гробниц богатых людей или в храмах. А вот в древнем Израиле удода называли отвратительным, и его запрещали кушать, но это и хорошо. В Персии удод был символом хорошего поведения, а в Греции его называли царем птиц. В некоторых странах Европы удодов сравнивали с ворами, где-то он даже предвещал войны и гибель. Тут сказалось неумение удодов выводить звонкие трели. Как думали люди тогда: не может птица с таким некрасивым голосом предвещать что-то хорошее, точно беду кликает. Вы же понимаете— просто глупое суеверие. В Марокко, африканской стране, вообще торгуют удодами, как лекарством, и скоро эти птицы полностью исчезнут. А вот на Кавказе удоды ценились, их в древности очень уважали, оберегали, его гнездо рядом с домом считалось добрым знаком.
С удодом связано много легенд, сказок и преданий.
У нас в Крыму, недалеко от Керчи, у самого моря есть гора Опук. Когда-то на ней располагался небольшой греческий город или поселение. Но знаменита гора старинной легендой. Вот она.
«В той местности, где сейчас высится гора Опук, было в древности большое богатое селение. Жили в нём кроткие, скромные и трудолюбивые люди, которые считали за тяжкое преступление угнетать кого-либо, не знали, что такое насилие.
Однажды недалеко от селения потонул во время бури какой-то корабль. Из всех находившихся на корабле спаслись только две женщины. Их подобрали добросердечные поселяне и приютили у себя.
Жители селения немедленно принялись за работу и в несколько дней выстроили женщинам дом, поставили в нём все, что полагается, подарили каждой по овце, стали заботиться о чужестранках, как о родных дочерях. Старшую звали именем, которое произносилось, как звук О, младшую--Пука. А так как они были неразлучны и всюду появлялись вместе, то их называли не иначе, как О-Пука.
Женщинам всё в селении казалось странным и удивительным. Попали они сюда из страны, где жители были жадны и завистливы, где каждый старался захватить себе побольше всяких ценностей: земли, скота, построек, где одолевали друг друга силой. Женщины знали только такую жизнь.
Прожив несколько месяцев тихо и скромно, они стали тяготиться таким необычайным для них порядком и начали мечтать о господстве над теми, кто их приютил. Это желание с каждым днём все сильнее и сильнее овладевало ими. И женщины мало-помалу начали приводить его в исполнение.
Действовали они осторожно и коварно. Они начали с того, что стали вмешиваться в семейную жизнь поселян, затем попробовали влиять на ведение общественных дел. В конце концов, они возбудили у некоторых жителей общины дотоле неведомые чувства: алчность, честолюбие. Приблизив к себе таких людей, женщины образовали из них свою свиту. Эта свита держала в страхе население. Все это напоминало чужеземным женщинам порядки их далекой страны.
Все стали замечать, как меркла, тускнела день ото дня красота чужестранок. И они заметили это. Тогда женщины принялись наряжаться в немыслимо пёстрые платья, которые называли мантиями, натирать себя благовонными мазями, румяниться, на головы надели особенные уборы, гордо именуя их коронами. Царицы, говорили они, должны быть нарядными.
Простосердечные поселяне молча сносили тяготы новой власти. Но О и Пуке казалось мало достигнутого. Они приказали изготовить и выставить на площади свои каменные изображения и требовали поклонения им, как богам. Слуги цариц согнали поселян, и те построили вблизи изваяний высокие кресла--троны. По утрам царицы усаживались на троны, а согнанный на площадь народ опускался перед ними на колени. Вид поверженных людей наполнял радостью сердца чужеземок. А в дни новолуния у каменных истуканов закалывали жертву, какое-либо животное.
Кротким жителям ничего не оставалось делать, как уходить из родных мест и искать прибежища у соседних народов. Пустел посёлок, становилась бесплодной земля, разрушались жилища.
Шел с востока в сторону посёлка странствующий мудрец. Всю жизнь посвятил он изучению жизни, помогал людям разумным словом. Горела в его сердце большая любовь к человеческому роду, и думал он только о том, чтобы сделать людей счастливыми.
Чем ближе подходил мудрый старец к посёлку скромных и кротких тружеников, тем больше узнавал об их ужасной судьбе. Ускорил шаг старый человек, догадывался, что нужно там его слово.
И вот он в посёлке. Со всех сторон идут к нему люди с жалобами.
— Когда от вас снова потребуют жертвоприношения?--спросил старец.
— Когда подойдет новолуние,--ответили ему.
— Я в тот день явлюсь к вам, и вы будете избавлены навсегда от злых существ.
День новолуния совпадал с годовщиной захвата власти чужеземками. Согнали всех взрослых и детей на площадь. Явились перед ними в нелепых пёстрых нарядах царицы. И вдруг, не ведая, что творится в душах собравшихся, О и Пука перед жертвоприношением сказали:
— Кто пожертвует собой для прославления нашего имени и великих дел?
При этих словах все оцепенели от ужаса. Молчали, опустив головы.
— В таком случае пусть решит жребий, кто достоин стать жертвой,--сказала старшая и велела молодым людям отойти от пожилых.--И вместо одной жертвы восславят нас две…
В эту минуту появился в толпе мудрый старец. Смело подошел он к тронам, снял с плеч котомку и громко сказал:
— Ничтожные существа! Эти люди дали вам приют и пищу. A вы, заражённые ненасытным властолюбием, поработили их. Вы заставили поклоняться своим изображениям, обездолили жизнь этих покорных людей, а теперь требуете их крови! Неблагодарные! Вы вообразили, что терпению этих тружеников не будет конца и что не найдется никого — кто сумел бы наказать вас. Ошибаетесь!--голос старика загремел.
— Это что за комар жужжит у наших ног?--крикнула, вскочив, младшая.
— А вот узнаешь!--повысил голос старик и обратился к поселянам.--Какому наказанию подвергнуть дерзких?
— Делай с ними, что хочешь, только избавь нас от этих хищных птиц!--закричал народ.
— Эй, воины!--позвала старшая,--Хватайте подлого старика!
— Не трогайтесь с места!--голос старца разнесся вокруг громовыми раскатами. Подняв руки к потемневшему небу, старец произнёс: -
-- Проклинаю вас, ничтожные твари, и да превратитесь вы в птиц, на которых вы похожи. А троны ваши да превратятся в скалу!
В этих словах будто соединились вся ненависть и презрение жителей поселка к наглым честолюбицам. Была в словах такая сила, что не успел старец замолкнуть, как заколыхалась земля и пред расступившимся народом поднялась из нее скала, на вершине которой сидели две птицы. У них были перья пёстрые, словно одежды исчезнувших женщин, а на головах поднимались гребни наподобие царских корон. Прижавшись друг к другу, птицы неистово кричали: — О-пук! О-пук!
Так кричат удоды, и печален их крик, как печальна судьба низвергнутых цариц, ожесточивших народ.
С той поры и называется эта скала горой Опук….
А вскоре недалеко от берега, на том месте, где когда-то потонуло судно, поднялись со дна моря два больших камня, очертаниями похожие на корабли.
Эти камни-корабли напоминают жителям посёлка об опасности, какой грозит заморская страна. Пусть не забывают, что оттуда попасть могут к ним нелюди и принести злое горе».*

Но удод не только персонаж печальных историй.
Вот какие задорные и веселые стихотворения посвящают птичке поэты. Сразу видно, что удода любят, берегут, радуются его прилету.

По весне в лесу весёлом
Появились новосёлы.
Птички с ярким хохолком
На опушке строят дом.
Клюв смешной и очень длинный
У Удода, глаз – орлиный:
Мелких мошек, червячков
Видит даже без очков.
Только вот труслив немножко
Наш Удод. При виде кошки
Улетает из гнезда.
Ах, трусишка! Вот беда.
Татьяна Лаврова.

Он украшен хохолком.
Дом его в дупле сухом.
Знает весь лесной народ:
Эти птицу звать удод.**

Верь- не верь, считай, что снится,
Но в саду у нас живёт
Не скворец и не синица -
Экзотический удод.
Всех людей без исключенья
Удивляет он хвостом,
Ярким пёстрым опереньем,
Длинным клювом, хохолком.
Прилетает каждым летом
К нам оранжевый удод,
О диковинке проведал
Филимон, соседский кот.
Он мурлычет: "Мы - как братья,
Рыжий ты и рыжий я!
Приглашаю поиграть я,
Словно добрые друзья!"
Но удод совсем не глупый,
Он живёт не первый год -
Видит когти, видит зубы,
И коту ответ даёт:
"Если мы родня с тобою,
Должен ты уметь летать.
Прыгай в небо голубое,
Нас подружит высота!"
Кот шипит и в небо рвётся,
Нет, не ладится игра...
... Осень, реже греет солнце,
Птицам в Африку пора.
Собираясь в путь-дорогу,
Говорит коту удод:
"Тренируйся понемногу,
Полетаем через год!"
Татьяна Демина

Мне однажды довелось
наблюдать картину,
как подыскивал удод
летнюю квартиру...
Все скворечники ему
были маловаты:
только клюв да голова
пролезали в "хату"
"Упупуп!" – стонал удод
громко и печально,
восхищая весь народ
платьем карнавальным.
Африканский пилигрим
возвратится в мае.
Необычный его крик,
сразу мы узнаем!
Половинкина Татьяна

И чешская песенка, я ее дочке часто таким низким голосом читаю, малышке смешно.
Шла Марина с огорода,
Под кустом нашла удода.
А удод ей: - Ду-ду-ду,
Жить у вас я не бу-ду!
К старой бабке убегу,
Даст мне бабка творогу!
Пер. Самуила Маршака.

А теперь давайте посмотрим, как изящно и вдохновенно изображают удода художники.

Портрет юноши с удодами.
Сергей Аникин.

Иллюстрация в сборнике сказок.

Еще одна чудесная иллюстрация.

Автор Tinary.



Это не картина, а роспись по шелку- батик.
Автор Ярослава Кузнецова.

А это уже работы ваших коллег—детей от 3 до 10 лет. Посмотрите, с каким трепетом создавали малыши свои маленькие шедевры.


«Удод на отдыхе».
Автор: Шуленко Василиса, 3года 6 месяцев. Дочь сама выбрала птицу, которую хотела слепить, из множества вариантов.

Автор: Васильева Арина, 7 лет.

И удод Екатерины, 6 лет.
3. Подведение итогов.
Что ж, надеюсь наша непродолжительная, но весьма информативная и занимательная беседа не оставила вас равнодушными. Хочется надеяться, что чудесная птица удод вам полюбилась. И теперь, приступая к выполнению работ для конкурса, вы будете делать это не просто для галочки. Мне хочется, чтобы вы передали частичку восхищения удодом своим панно и миниатюрам, чтобы воплотили в творчестве свое видение образа опука. И, конечно, я очень надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к природе, ценить каждый ее дар, каждое ее творение, защищать и оберегать по мере своих сил.
_______________________________________________________________
*Легенда записана со слов П. Канари из Керчи в 1938 году. Печатается по изданию: «Легенды Крыма», Симферополь, 1967.
**Автор неизвестен.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД «В гостях у Лесовичка» для детей старшей - подготовительной группы Экологическая беседа для учащихся 5-6 классов на тему: Исчезающая красота Земли Экологическая беседа для учащихся начальных классов с презентацией Занятие по экологическому воспитанию для детей 2-3 лет «Капелька не приходит одна!»

Похожие статьи:

Экологическая беседа для младших школьников о насекомых

Познавательная беседа в начальной школе. Вода и её свойства

Игра «Поле чудес» для начальной школы, 3-4 класс. Подводный мир

Участник №61 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 сентября по 5 декабря 2016 года
Флористический пейзаж своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото «Ночь на море»
Опубликовано: 2703 дня назад (1 декабря 2016)
Просмотров: 4007
+10
Голосов: 10
Елена Александровна Самонкина # 1 декабря 2016 в 00:31 +2
Здравствуйте! С интересом прочитала ваш конспект. Очень хорошо изложена информация, понравились стихотворения, и фотографии. Дети не просто познакомились с редкой птицей, узнали много познавательного, но и увидели какие можно сделать поделки. Образ удода получился очень выразительный. Замечательные работы детей - действительно шедевры.
Лина Валерьевна Шуленко # 1 декабря 2016 в 23:48 +3
Спасибо большое. На фотографиях--первые работы на эту тему. Половина учащихся студии делали и делают именно удодов. И все птицы абсолютно разные. Кроме того,оказалось,что многие родители ничего не знали об этих птицах ,и дети выступили в роли "лекторов-просветителей".
Надежда Валентиновна Пунегова # 2 декабря 2016 в 15:04 +3
Добрый вечер, Лина! Вы, конечно, постарались! Молодчина! Готовое занятие! Спасибо. Голос. Очень много нового узнала об этой птице! Спасибо.
Людмила Сергеевна Рассказова # 2 декабря 2016 в 19:08 +3
Здравствуйте Лина Валерьевна! Спасибо за приглашение! С удовольствием познакомилась с вашим конспектом! Данная беседа даёт представление о редкой птице родного края-удод и что очень важно воспитывает любовь к родному краю! Ваша разработка будет полезна педагогам для работы с детьми по экологии! Голос!
Ирина Ивановна Данилова # 3 декабря 2016 в 01:18 +2
Доброго времени суток. С интересом и удовольствием прочитала ваш конспект. Для меня информация была очень полезна, расширила свои знания о птицах. Очень поучительная легенда. Спасибо.
Марина Геннадьевна Шабанова # 3 декабря 2016 в 03:12 +1
Лина Валерьевна, интересное занятие, работы деток впечатляют. Конспект составлен методически доскональна, обозначена и достигнута цель, задачи в процессе решаются, фотографии высокого качества. С удовольствием голосую. №5.
С уважением М.Г.
Небольшой совет: при оформлении записи нужно указать автора и назначение записи. (Надеюсь, Вы не обидитесь zst )
Лина Валерьевна Шуленко # 4 декабря 2016 в 01:20 +2
Марина Геннадьевна,спасибо за замечание. Не учла. В первых публикациях как-то этот момент упустила. Обижаться на помощь-- это уже верх наглости, критика нужна.
Татьяна Николаевна Рогачкова # 3 декабря 2016 в 20:50 +1
Лина Валерьевна, голосую за Вашу работу. Она мне очень понравилась. Интересный материал про интересную и редкую птичку. А какие поделки - просто восхищение!
Зинаида Аркадьевна Старцева # 11 декабря 2016 в 05:51 +1
Здравствуйте Лина Валерьевна, Благодарю за приглашение на удивительно доброе занятие! С огромным удовольствием, не отрываясь, прочла Ваш информационно-насыщенный конспект. Сколько дано и энциклопедического, и поэтического, и фольклорного материала об удивительной птице Вашего родного края. Удод, действительно, очень красивая птица, жаль, что редко встречается... Благодарю Вас за столь интересную публикацию, примите голос № 7 и пожелание Успехов!
Сидорова Зоя Григорьевна # 1 января 2017 в 18:28 0
Лина Валерьевна!
План-конспект беседы «Редкая птица—удод» получился подробным и интересным.
Очень содержательный и интересный материал был Вами представлен.
Яркие, красочные фотографии отражают содержание и расширяют представление детей о необычной птице.
Очень понравились стихи, которые оттеняют материал.
Только заинтересованным людям место в воспитании детей.
По вашему конспекту я понимаю, что Вы именно такой человек: интересный, творческий, весёлый, любящий своё дело.
Успехов во всём!
Голос!
Зоя.