Консультация для воспитателей. «Организация чтения художественной литературы».
Автор: Башкирова Оксана Евгеньевна
Должность и место работы: воспитатель ДОУ г. Мценска «Детский сад № 10».Консультация для воспитателей. «Организация чтения художественной литературы».
Описание: материал будет интересен воспитателям, родителям.
Цель: обучение воспитателей правильному чтению художественной литературы.
В работе с книгой выделяют следующие задачи:
– подбирать конкретные художественные тексты, исходя из их развивающего потенциала и в соответствии с особенностями детей с тем, чтобы дети в книге увидели источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова;
– обеспечивать время и обстановку для ежедневного чтения и непринужденного обсуждения художественных текстов; воспитывать у детей привычку к сосредоточенному слушанию книги;
– обращаться к художественным текстам при развертывании других форм совместной деятельности взрослого и ребенка, используя тексты как смысловой фон и стимул для продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, игры, проводя аналогии между событиями, происходящими с персонажами, их переживаниями, рассуждениями, размышлениями и собственной деятельностью ребенка.
– Реализация развивающего потенциала художественной литературы зависит как от подбора текстов, так и от правильной организации чтения как совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В связи с этим представляется целесообразным определить некоторые методические требования.
– Чтение художественной литературы должно быть ежедневным.
– Время для чтения ( всегда одно и тоже) должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет 10 минут—во 2 младшей группе, 10-15минут — в средней группе, 15-20 минут — в старшей группе и 20-25 минут — в подготовительной группе.
– Чтение должно проходить в непринужденной обстановке, каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный момент слушать чтение обязательно соблюдают правило: заниматься делами тихо, не мешать остальным.
– Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания; монотонное механическое чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу.
– Воспитатель сам подбирает, подходящие для детей его группы ,художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного чтения — малые литературные формы для непродолжительного; также целесообразно чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам.
– Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд, так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий, «вжиться» в воображаемый мир книги. Все это становится затруднительным, если тексты накладываются друг на друга или один и тот же текст читается с большим перерывом. Ежемесячно воспитатель читает детям 1-2 большие произведения.
– В период между чтением двух больших художественных текстов используются короткие произведения. Это фольклорные и авторские сказки, реалистические рассказы. Здесь возможны сочетания нескольких текстов по жанрам или тематической направленности.
– Воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения. Обсуждения должны носить непринужденный характер. Они уместны после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения относительно прочитанного, если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон, стимул для непосредственно следующей за чтением деятельности или видит необходимость сравнить коллизии текста с реальными событиями. Педагог может через некоторое время вспомнить с детьми прочитанные тексты, обсудить их при развертывании других видов деятельности, поскольку обращение к книге помогает стимулировать активность детей — осмыслить и прояснить какие-либо факты, события.
– Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может найти на 2-3 месяца вперед, осуществив сбалансированный выбор из разных разделов рекомендательного списка с учетом интересов большей части детей группы. Этот предварительный план корректируется по мере необходимости.
– Короткие произведения подбираются на неделю — месяц, также с охватом разных разделов рекомендательного списка. Кроме того, при подборе и планировании последовательности чтения коротких текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями, тематическими циклами, намеченными для познавательно-исследовательской деятельности, и направленностью актуальных интересов детей группы. Список подобранных текстов постоянно корректируется педагогами, с учетом появляющихся у детей вопросов, возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой.
– В каждой группе должно быть несколько сборников художественных текстов из рекомендательного списка, из которых воспитатель, реагируя на актуальную ситуацию, может в любой момент выбрать подходящее произведение. Дополнительно педагог может пользоваться хрестоматией для детей дошкольного возраста, но она не должна быть единственным или основным источником художественных текстов.
– Книги для длительного чтения целесообразно хранить в общей библиотеке детского сада с тем, чтобы ими могли воспользоваться все группы по мере необходимости.
Рекомендуем посмотреть:
Организация игровой деятельности в разновозрастной группе
Прогулки и наблюдения в летний период в детском саду
Организация игровой деятельности в разновозрастной группе
Родительская компетентность
Похожие статьи:
Экологическое воспитание в детском саду
Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников
Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе с родителями»
Изучение английского языка в ДОУ
Методика обучения лепке детей раннего возраста в детском саду